12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лавренева Оксана Евгеньевана335
педагог- организатор дополнительного образования, высшая категория, стаж работы 27 лет
Россия, Мурманская обл., г.Оленегорск

Муниципального учреждения дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»















Воспитание положительных качеств личности подростков в процессе общественно-полезной и творческой деятельности







Автор: Лавренева О.Е.,

педагог-организатор,

куратор детского общественного

объединения «Продвижение»,

начальник городского летнего

лагеря труда и отдыха
















г.Оленегорск

2020 год

Что такое «трудовое воспитание»? Сегодня в плане образования принято говорить о трудовом обучении, подразумевая получение конкретных навыков на уроках труда и технологии. Что такое «трудовое воспитание» не столь очевидно, хотя интуитивно понятно: это система действий, направленных на систематическое приучение детей к упорному и целенаправленному труду, причем не только к умственному, но и к физическому и, в дальнейшем – к общественно-полезному. 

Для подростков на диалектическом этапе уже мало быть просто терпеливыми и прилежными. Это – детские добродетели. Главное внимание педагогов и родителей подростков должно быть направлено на преодоление лени – этого главного врага обучения в подростковом возрасте.

Почему трудовое воспитание так важно на подростковом этапе? Потому что именно на этом этапе подросток впервые начинает активно социализироваться, то есть осознавать права и обязанности своей личности по отношению к другим. И очень важно вскрыть перед своим подростком смысл этих обязанностей и вытекающих из них прав (но не в коем случае не наоборот). Если давать свои объяснения именно в таком порядке, у подростка рано или поздно выстроится правильное отношение к труду (потому что права являются следствием обязанностей), если же на первое место ставить права – для подростка так никогда и не станет очевидным, что выполнение обязанностей как-то с ними связано. В самом деле, зачем трудиться, зачем бороться с ленью и эгоизмом, если права существуют безотносительно к обязанностям? Что это могут быть за обязанности для подростка?

 В 14-15 лет к простейшим трудовым навыкам добавляются только несколько сложных умений, таких как: самостоятельно готовить пищу, самостоятельно ставить перед собой трудовые задачи по обслуживанию квартиры и выполнения их по мере необходимости; самостоятельно держать свой гардероб в порядке (определять степень загрязнения одежды, вовремя стирать и гладить ее, убирать после окончания сезона и т.д.), ухаживать за младшими и престарелыми членами семьи.

Разумеется, эти формы деятельности являются лишь подготовительными по отношению к основным двум задачам для каждого человека: обучению навыкам общественно-полезного труда и выбору будущей профессии.

Чем общественно-полезный труд отличается от труда домашнего?
По глубинной сути – принципиально ничем. Поскольку как домашний труд, так и общественный должны строиться на одном и том же принципе – служения ближним своими силами и талантами. Однако, в обществе царит гораздо более строгое разделение труда, чем в семье, и потому родителям и образовательным организациям (далее ОО) следует заранее продумать спектр общественно-полезных действий, которые смогут выполнять подростки. Разумеется, для этого следует учитывать уровень их физической и интеллектуальной подготовки. Если сами родители и ОО не считают общественно-полезный труд обязательным, к нему не удастся приучить и подростков.

Формирование всесторонне развитой личности школьника - процесс непрерывный. Полученные учащимися во время учебного года знания, приобретенные ими умения и навыки, должны быть закреплены и развиты во время летних школьных каникул. Стало естественным положением использование летних каникул школьниками не только для отдыха, но и для организованного участия в общественно полезном, производительном труде. Лагерь труда и отдыха - одна из форм организации производительного труда школьников.

Двадцать шестой сезон в летний период на базе Центра внешкольной работы города Оленегорска функционирует летний профильный лагерь труда и отдыха. С 2012 г. (при взаимодействии с консультационным отделом Центра занятости населения) в связи с официальным приемом и оформлением согласно Трудовому Кодексу на работу, с подростками проводится весь правовой комплекс мероприятий по трудоустройству и увольнению работников в организации. К слову стоит отметить, что в ходе трудоустройства обязательным условием является заявление – согласие законных представителей на работу подростка в ЛТО (к вопросу заинтересованности родителей в общественно-полезном труде детей).

Главная цель ЛТО - вовлечение подростков в общественно-полезную трудовую деятельность, являющуюся эффективным средством их социализации, организация безопасного и содержательного досуга подростков.


Задачи:

формирование социально-активной личности подростка через приобретение трудовых умений и навыков;

организация трудовой деятельности по благоустройству территорий города;

формирование эмоционально-ценностного отношения в среде социального окружения подростка;

пропаганда здорового образа жизни в среде молодёжи;

развитие культуры общения со своими сверстниками;

развитие навыков адаптации подростков в окружающем мире;

развитие бережного отношения к природе, чувства любви к родному городу


Формы организации труда в ЛТО разнообразны. Трудовая деятельность соответствует плану работ по санитарной уборке территорий города Оленегорска, согласованного с директором ООО «Спецтехтранс», по заявкам Администрации, учреждений культуры и образовательных организаций города: школ, д/садов. Основными объектами уборки являются улицы, парки, скверы и аллеи города.

Перед педагогическим составом лагерей труда и отдыха стоит задача не только трудового воспитания учащихся, но и взаимосвязанные с ней задачи физического развития, укрепления здоровья, привлечения каждого школьника к общественной жизни, формирования организаторских и творческих навыков, воспитания чувства ответственности, товарищества, коллективизма.


Направления работы очень разнообразны:

- трудовое и экологическое;

- физкультурно-оздоровительное;

- профилактическое;

- правовое и профориентационное;

- нравственное и гражданско-патриотическое;

- культурно-массовое


В опыте лагеря накоплены многообразные формы нравственного, эстетического, правового воспитания: лекции, беседы, диспуты, молодежные дискотеки, тренинги, игровые и спортивные программы, просмотр и обсуждение кинофильмов, и т. д. Все это обогащает жизнь школьников в ЛТО, помогает сплотить коллектив, стимулирует развитие личности каждого учащегося и, в конечном счете, повышает качество труда школьников.
Успешность воспитания учащихся в лагере труда и отдыха во многом обеспечивается правильной и четкой организацией жизни и деятельности школьников, применением эффективных методов воспитательной работы.
Но вернемся к основной цели лагеря – трудовому воспитанию подростков. Главное внимание в деятельности ЛТО должно быть уделено организации некоего социалистического соревнования.

Четкая организация труда, ежедневное и итоговое подведение итогов, их гласность и поощрение за хорошую работу лучших способствуют повышению трудовой и общественной активности школьников. Активисты ЛТО неоднократно награждались благодарственными письмами и грамотами от ОО города за отличную работу и оказанную помощь ОО.

За последние пять лет реализованы социально-значимые проекты совместно с ООО «Дети войны», клубом «Земляки» и оленегорской городской общественной организацией «Российский Союз ветеранов Афганистана и Оленегорским участковым лесничеством: «След памяти», «Памяти павших ради живых», «Ни ради славы и медалей», «Утонувшее детство». Результат – благодарственные письма от городских общественных организаций, победа в муниципальном конкурсе «Дети войны», региональном этапе Всероссийского конкурса «Растим патриотов».

Эти проекты объединяет не только проявленная заинтересованность подростков в их осуществлении, приложенные физические силы, но и творческий подход к решению поставленных перед ними задач.

Подростки ЛТО, участвующие в реализации этих проектов, являются на данное время активистами ДОО «Продвижение».

Современное социально-экономическое положение России вскрыло целый ряд проблем, связанных с формированием творческих личностей, способных к социально значимой деятельности. Преобразовательные задачи могут решать только духовно раскрепощенные люди, способные инициативно и независимо мыслить, активно участвовать в создании материальных и культурных ценностей, в управлении производством, в совершенствовании общественных отношений. Развитие творческих способностей, воспитание творческой личности детей и подростков рассматривается как одно из важных направлений в Законе РФ "Об образовании".

Поэтому работа детских объединений представляется чрезвычайно важной и является ключевой в данном направлении. Действуя в рамках детского объединения, ребёнок осваивает такие навыки, которые он не может получить и реализовать в других традиционных институтах таких, как семья, образовательные организации.

Преимущество детского объединения для детей и подростков состоит в том, что здесь создаются условия для формирования объективной оценки самого себя, предоставляется уникальная возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности, открывается широкий простор для творческой реализации современных интересов детей. Именно ДОО дает возможность повышения творческого и лидерского потенциала подростка адаптации его к жизни в обществе.

Важный этап освоения творческой деятельности - активное положительное отношение, интерес к ней, переходящие в увлеченность. Самыми востребованными является художественно-эстетическое и военно-патриотическое направлениями деятельности «Продвижения», которые носят социально-значимый характер. За существования ДОО «Продвижение» было организовано и проведено более полусотни мероприятий различного уровня, из которых традиционными являются:


всероссийская добровольная интернет-акция «Безопасность детей на дороге»

социальные акции: «Спешите делать добро» (в рамках декады инвалидов) «С праздником, милые женщины!» (ко Дню 8 Марта), «Мы помним о Вас» (посвященная годовщине освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков)

всероссийский конкурс творческих работ по теме «Пока мы помним – мы живем»,

всероссийские конкурсы чтецов, посвященные 75-летию Великой Победы

региональный этап Всероссийского конкурса социальной рекламы антинаркотической направленности и пропаганды здорового образа жизни «Спасаем жизнь вместе»

муниципальный конкурс «Дети войны»

муниципальный конкурс «Нить поколений»

литературно-музыкальные композиции, концерты-подарки, концерты-сюрпризы для ветеранов и детей-инвалидов города

театрализованные агитационные представления и интерактивные игры для младших школьников ОО (В рамках «Внимание - дети» и недели ЗОЖ) и др.


ДОО активно сотрудничает со всеми ученическими самоуправлениями и РДШ образовательных организаций. «Продвижение» является организаторами таких городских мероприятий для старшеклассников: муниципальный конкурс профилактического направленности «Здоровье Означает Жизнь», командная творческая игра «Поколение NEXT» (творческая креатив-лаборатория), интеллектуально-спортивная игра «Аты-баты» с участием военнослужащих РА, городской Фестиваль «Формула успеха».

Участники ДОО «Продвижение» неоднократно становились победителями и призерами конкурсов различного уровня, были награждены благодарственными письмами и грамотами за активную работу. «Продвижение» продолжает реализовать свои творческие идеи и интересные дела в общественной жизни города и работать на перспективу.

Таким образом, лагерь труда и отдыха - одна из эффективных форм организации трудовой деятельности школьников в период летних каникул. В условиях работы этого лагеря подростки, рационально включаясь в производительный общественно полезный труд, попадают в наиболее благоприятные условия, способствующие развитию их личности. Сочетая производительный труд с активным полезным отдыхом, они расширяют свой кругозор, развивают многообразные навыки и привычки общественно полезной деятельности, становятся коллективистами и организаторами, получают возможность для самовыражения в труде, художественно - творческой деятельности, в спорте, приобретают опыт нравственного поведения в коллективной жизни и деятельности. Лагерь труда и отдыха выступает как средство всестороннего развития личности школьников, помогающее сделать этот процесс управляемым и непрерывным.

ДОО, как и ЛТО – это объединение подростков для совместной деятельности, плацдарм для развития способностей и раскрытия личностных качеств, возможность для реализации их социальных инициатив и потребности в труде и творчестве.

Цель любой деятельности - не только направление, но и возможность достижения практического результата. Труд и творчество, социально-значимые виды деятельности, такую возможность дают.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.