Воспитательная программа по организации физкультурно-оздоровительной работы «Здоровое поколение»
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 9 с.Ивановка
Согласовано: Утверждена приказом
Заместитель директора по УВР № ______ от_________2019
________________2019 г. Директор школы:
______________ А.В.Дудина _____________ С.А.Медведев
Воспитательная программа по организации физкультурно-оздоровительной работы
Авторы программы:
Пояснительная записка
Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально - психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого детства. К сожалению, число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению, напротив, их количество увеличивается.
Осознание необходимости специальной разработки содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в образовательных учреждениях компенсирующего вида связано также с изменением общественной позиции по отношению к детям, имеющим интеллектуальные нарушения, с появлением тенденции к их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников, усилением роли семьи в их воспитании.
Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую многочисленную группу среди «проблемных» детей. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка - мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная, кроме того, эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы, мышление, деятельность, речь, поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех психических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития.
Отклонения в физическом развитии у детей с интеллектуальной недостаточностью выражаются в отставании роста, в значительной ослабленности мышц, в нарушении формы грудной клетки, позвоночника, конечностей и т.д.
В научных работах таких авторов, как Лебединский В.В, Лебединская К.С., Мастюкова Е.М., Марковская И.Ф., Певзнер М.С. отмечается, что у детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств, несовершенство мелкой моторики рук.
При организации работы с детьми, имеющими различные нарушения развития, огромное значение имеет целенаправленное преодоление недостатков моторики, развитие движений, охрана и укрепление здоровья детей. Конечно же, подходы к организации физического воспитания детей с разными отклонениями в развитии неодинаковы. Они учитывают структуру дефекта, степень выраженности нарушений, состояние здоровья и многое другое. Однако всегда физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с нарушениями развития.
Физкультурно - оздоровительная работа в специальном (коррекционном) образовательном учреждении включает в себя непосредственно физическое воспитание; организацию рационального двигательного режима; создание комфортной, безопасной развивающей среды необходимой для обеспечения двигательной активности детей; профилактические и оздоровительные мероприятия.
Данная программа позволит систематизировать и углубить знания о здоровом образе жизни, своей физической силе, формировании положительных качеств личности (выдержка, настойчивость, самообладание); привить эстетическое отношение к физическим упражнениям, заинтересовать учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время.
Цель программы - формирование, сохранение и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
1. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление
здоровья воспитанников.
Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма, повышению устойчивости к различным заболеваниям, увеличению работоспособности. Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей ребенка и направлены на формирование правильной осанки, развитие сводов стопы, укрепление связочно-суставного аппарата, развитие гармоничного телосложения, регулирование роста и массы костей, развитие мышц лица, туловища, рук, ног, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов - сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др. Оздоровление предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.
2. Образовательные задачи предполагают:
формирование двигательных умений и навыков;
развитие двигательных, качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости);
развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
В процессе физического воспитания дети приобретают определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм; осознают свои двигательные действия; получают необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнений, игр; познают свое тело и учатся управлять им. Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающем, он познает свойства предметов, у него обогащается словарный запас, развивается пространственная ориентировка, память, внимание, мышление, воображение.
3. Воспитательные задачи направлены на формирование творческой, разноплановой и гармонично развитой личности.
В процессе воспитания у детей формируются: потребность в ежедневных физических упражнениях; умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; самостоятельность творчество, инициативность; самоорганизация, стремление к взаимопомощи. Кроме того, у детей воспитывается стремление к помощи взрослому в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр. Создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.); закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества за порученное дело, умение заниматься в коллективе); осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в собственных силах)
4. Коррекционно-развивающие задачи.
Они направлены на преодоление недостатков двигательной сферы, физического и психического развития детей. Улучшение анатомно-физиологического статуса детей предполагает коррекцию неправильных установок опорно-двигательного аппарата (отдельных конечностей, стопы, кисти, позвоночника); нормализацию мышечного тонуса; преодоление слабости отдельных мышц; улучшение подвижности в суставах; сенсорное обогащение: улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений; формирование вестибулярных реакций; преодоление недостаточности в деятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма ребенка. Кроме того, решаются и общекоррекционные задачи - преодоление недостатков в развитии высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи. У воспитанников формируется саморегуляция, повышается умственная работоспособность, формируется умение действовать во внутреннем умственном плане.
Все вышеперечисленные задачи физкультурно - оздоровительной работы в школе-интернате решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию воспитанников, направленному на физическое, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие, психофизическую готовность к производственным условиям и рабочим нагрузкам.
В специальном (коррекционном) учреждении система физкультурно - оздоровительной работы несколько отличается от массовых учреждений. Она состоит из двух основных блоков. В первом блоке решаются общие задачи физического воспитания и оздоровления воспитанников: формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, совершенствование техники выполнения движений, обеспечение двигательной активности детей, осуществление профилактических и общеукрепляющих оздоровительных мероприятий. Во втором блоке решаются специфические (коррекционные) задачи физического воспитания: коррекция недостатков двигательной сферы, преодоление недостатков психического развития детей средствами физических упражнений, оздоровление детей с учетом особенностей здоровья той или иной категории детей с нарушениями развития.
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на воспитанников 7-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида.
Основные направления и условия реализации программы.
Основные направления реализации программы:
разработка системы приёмов, методов;
создание базы методических разработок;
организация и проведение спортивных общешкольных мероприятий.
Физкультурно - оздоровительная деятельность включает в себя:
создание системы двигательной активности в течение дня;
утренняя гимнастика (ежедневно);
прогулки с включением подвижных игр;
применение здоровьесберегающих технологий: пальчиковая, зрительная, дыхательная гимнастика, физкультминутки и паузы (на соответствующих занятиях);
спортивные досуги, развлечения, праздники, конкурсы, соревнования;
спортивные секции.
Тематические занятия сочетают в себе теоретическую и оздоровительную направленность, построены в игровой, увлекательной форме, доступны, интересны по содержанию. Для реализации программного материала используются разнообразные формы работы: индивидуальные, коллективные и массовые. При этом составленный план сочетает разные виды деятельности. Воспитанники получают представления о потребности в хорошем здоровье, учатся практическим навыкам физической культуры. В оздоровительных целях с детьми проводятся различные виды гимнастик (двигательная, дыхательная, зрительная и т.д.) Для повышения двигательной активности с детьми проводятся спортивные часы, дни здоровья, турслеты, подвижные игры, динамические паузы с использованием развивающих упражнений направленных на развитие всех групп мышц организма.
Одним из важных условий реализации данной программы является создание на занятиях, спортивных мероприятиях атмосферы радости, удовольствия, соучастия детей, что могло бы способствовать активизации интереса детей к занятиям физической культурой и спортом.
Ожидаемый результат:
В процессе реализации физкультурно - оздоровительной программы «Здоровое поколение» для детей с ограниченными возможностями здоровья
Обучающиеся должны знать:
что такое здоровье, как его охранять;
значение образа жизни для личного здоровья;
значение физических упражнений и двигательной активности для развития здорового организма.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять несложные физические упражнения;
владеть отдельными навыками тренировки своего организма;
удовлетворять свои двигательные потребности в течение всего дня;
организовать игру, соблюдать правила поведения в играх.
Примерная тематика занятий
7 класс
Сроки проведения | Тема |
Сентябрь | Беседа: «Все о здоровом образе жизни» Конкурс рисунков «Вредным привычкам-Нет!» Беседа: « Организм человека и охрана здоровья» |
Октябрь | Беседа: « В здоровом теле - здоровый дух. Закаливание». Беседа: «Режим дня. Режим труда и отдыха» |
Ноябрь | Беседа: « Осанка и здоровье» Беседа: «Мышцы и их значение» |
Декабрь | Беседа: «Простудные заболевания, их профилактика и лечение» Беседа о вредных привычках: «Не пробовать, не начинать» (занятие №1) |
Январь | Беседа о вредных привычках: «Не пробовать, не начинать» (занятие №2) Беседа: «Крепкие зубы – здоровью любы» |
Февраль | Беседа: «Наша пища. Гигиена питания» Беседа о вредных привычках: «Не пробовать, не начинать» (занятие №3) |
Март | Беседа: «Экология и здоровье человека» Беседа: «Органы чувств» |
Апрель | Беседа: «Микробы и как от них защититься» Беседа: «Осторожно, травмы» |
Май | Беседа: « Чистота залог здоровья» Беседа: « Твое здоровье зависит только от тебя» Общешкольный турслет «Мы – за ЗОЖ!» |
8 класс
Сроки проведения | Тема |
Сентябрь | Вводная беседа: «Спорт и здоровье человека» Конкурс рисунков «Мы – за спорт!» Беседа: «Значение ЗОЖ для детского организма» |
Октябрь | Беседа: «Тренировка организма» Беседа: «Утренняя гимнастика – источник здоровья» Общешкольный турслет |
Ноябрь | Беседа: «Для чего нужен режим дня?» Беседа: «Подвижные игры, их польза для здоровья» |
Декабрь | Беседа: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Беседа: «Правила закаливания» |
Январь | Беседа: «Чистота – залог здорового организма» Беседа: «Личная гигиена» |
Февраль | Беседа: «Влияние никотиновой зависимости на здоровье человека» Беседа: «Здоровое поколение против сигареты!» Военно-патриотическая игра «Зарница» |
Март | Беседа: «Влияние алкоголя на здоровье человека» Беседа: «Скажем нет вредным привычкам!» |
Апрель | Беседа: «Забота о здоровье – дело каждого!» Беседа: «Вирусные инфекции, их профилактика» Спортивная игра «Зарница» |
Май | Игра-викторина: «Мы и наше здоровье» Обобщающая беседа: «Береги здоровье смолоду!» |
9 класс
Сроки проведения | Тема |
Сентябрь | Вводная беседа: «Что я знаю о своем здоровье?» Беседа: «Инфекционные заболевания, их предупреждение» |
Октябрь | Беседа: «Личная безопасность в школе и на улице» Беседа: «Травмы. Первая помощь пострадавшему» Общешкольный турслет |
Ноябрь | Викторина: «Мы – за ЗОЖ!» Беседа: «Правильное питание – основа здоровья» |
Декабрь | Беседа: «Осторожно! Гололед!» Беседа: «Переохлаждение организма. Первая помощь пострадавшему» |
Январь | Беседа: «Зимние виды спорта» Беседа: «Соблюдение техники безопасности при катании на коньках и лыжах» |
Февраль | Беседа: «Мы верим твердо в героев спорта!» Беседа: «Здоровое поколение – будущее страны!» Военно-патриотическая игра «Зарница» |
Март | Беседа: «Иммунитет человека. Витамины» Беседа: «Нормы ГТО. Что это такое?» Практическое занятие «Нормы ГТО» |
Апрель | Беседа: «Ты – выпускник!» Обобщающая беседа: «Твое здоровье зависит только от тебя!» |
Май | День здоровья (турслет) |
Библиографический список программы
Балашова В.А., Степаненко В.П., Бекешева JI.M. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения» // Завуч. - 2000, № 4
Воропаев М.В. Воспитательные системы образовательных учреждений - основы типологии./ М.В. Воропаев - Тамбов, 2002.
Воспитательная система специальной (коррекционной) школы VIII вида: коллективная моногр. / Н.Е. Разенкова, О.В. Паршукова, С.А. Лагутина, Е.Д. Рукавицина, И.И. Доровских, Т.В. Гребенщикова, C.JI. Савченко - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010.-242 с.
Дмитриев А. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития.- М., 2004.-134 с.
Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб.пособие для студ. Высш. учеб. заведений. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 193 с.
Коновалова Н.Г. Оздоровительная физическая активность в воспитательно- образовательном процессе; малые формы: учебно-методическое пособие / Новокузнецк: изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005. - 66 с.
Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: Пособие для учителей и воспитателей. М: Просвещение, 1983.- 104 с.
Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 288
9. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 27 с.
10. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. – Новосибирск, 1996. – 197 с.
11. Базарный В.Ф. Программа экспресс–диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. – Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. – 70 с.
12. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье И.И. Брехман. – Л.: Наука, 1987. – 123с.
13. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье И.И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 212 с.
14. Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66.
15. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию И.С. Грач Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).
16. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. – СПб.: Акцидент, 1994. – 78 с.
17. Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1998. – 159 с.
18. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения /В.В.Колбанов. – СПб.: Деан, 1999. – 229 с.
19. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.
20. Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. – М.: Просвещение,1987. – 114 с.
21. Формирование здорового образа жизни российских подростков: для классных руководителей 5-9 классов: учебно-методическое пособие / [Л. В. Баль и др.]; под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Владос, 2003. - 190, [1] с. - (Здоровьесберегающая педагогика).
22. Чикин С.Я. Что такое здоровье? С.Я. Чикин, Г.И. Царегородцев – М.: Знание, 1976. – 96 с.