Воспитательное мероприятие в учреждении дополнительного образования «Кибербезопасность» (5–8 классы)
Методическая разработка воспитательного мероприятия в учреждении дополнительного образования «Кибербезопасность»
Автор: Егоренко Елена Владимировна,
педагог-организатор по ИКТ,
МОУ ДО «Дом детского творчества»,
Угличский МР
Пояснительная записка.
Актуальность. В наш современный технологический век огромными темпами развивается информационная и социальная среда, когда можно быстро и просто найти любую информацию и легко связаться с любым человеком, даже если он на другом конце света. Для детей 21 века телефон, Интернет и социальные сети стали неотъемлемой частью жизни, они не могут представить, как люди жили без гаджетов, которые их окружали с самого рождения и уже никуда не уйдут до конца их жизни. Но у этой современной реальности доступности и легкости есть и обратная сторона – для детей сети Интернет могут нести угрозу психическому и физическому здоровью.
Таким образом, становится актуальным обеспечение безопасности детей с помощью нейтрализации угроз, исходящих из сетей, путем знаний об этой самой киберсреде.
Методическая разработка мероприятия в учреждении дополнительного образования «Кибербезопасность» может быть полезна для педагогов дополнительного образования, методистов, педагогов-организаторов, заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов групп продленного дня. Разработка направлена для работы с детьми 10-14 лет. Методическая разработка – отражение реального мероприятия с детьми.
Цель: ознакомление учащихся с основными правилами безопасного поведения при столкновении с различными видами Интернет-угроз.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятиями троллинг, буллинг, хакер;
- рассмотреть основные угрозы сети Интернет;
- определить основные правила поведения в сети Интернет, при угрозе Интернет-мошенничества;
Технологическая карта:
Образовательная область/предмет: социальное развитие – безопасность (компьютерная безопасность, безопасность в сети Интернет) / внеучебное мероприятие;
Тема: «Кибербезопасность»;
Тип мероприятия: воспитательное мероприятие;
Педагогические кадры: педагог-организатор;
Прогнозируемые результаты:
Планируемые результаты | |||
личностные | межпредметные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | |
Осознание социальной и практической значимости материала. | Умение ставить цель и формулировать задачи. Определять затруднения и самостоятельно искать решение. Осуществлять самоконтроль деятельности. Анализировать собственный результат. | Осознание учебно-познавательной задачи (умение понять задачу педагога). Применять ранее полученные знания. Поиск и структурирование информации, анализ информации. | Умение вести диалог. Умение высказывать свою точку зрения. Проявление инициативы при выполнении самостоятельной работы. |
Время: 45 мин – 1 час.
Методическое обеспечение: наглядный материал, презентация с викториной;
- Оборудование: компьютер, проектор.
Этап | Время | Педагогический инструментарий | Содержание пед.взаимодействия | Прогнозируемый результат | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | ||||
1. Организационный | 4-5 мин | Вступительное слово | Введение в тему | | Постановка цели занятия |
2. Основная часть | 40 мин | Беседа, наглядно-иллюстративный метод, практическое занятие | Объяснение материала | Участие в диалоге, | Принятие материала |
3. Итоговый | 4-5 мин. | Викторина | Диалог с учащимися | Диалог | Принятие материала |
Ход мероприятия:
1. Организационный момент (4-5 мин.)
Ведущий: Сейчас Интернет воспринимается как отдельный увлекательный и безграничный мир со множеством возможностей: там можно как играть, так и учиться, общаться с друзьями и родными.
Но знаете ли вы, чем опасен Интернет? (ответы детей)
Вы абсолютно правы.
Сегодня мы с вами поговорим о безопасности в большом мире под названием – Интернет.
2. Основная часть.
Ведущий: В Интернете очень много незнакомых людей, людей разных. Часто под видом «друга» скрываются мошенники, нездоровые люди, распространители запрещенных веществ, потому что в интернете можно оставаться незамеченным.
Достаточно соблюдать простые правила, чтобы оставаться в безопасности.
Безопасность заключается в защите компьютеров от вирусов, виртуальных мошенников, Интернет-хамов (троллинг, буллинг).
Мой компьютер.
Сейчас я Вам покажу три подсказки, о чем нужно помнить, чтобы обезопасить свой компьютер, ведь он – уязвимое место для хакеров, которые хотят узнать ваши личные данные.
1. Ведущий показывает изображение ключа [Прил.№1].
Что является ключом в нашем компьютере? (ответы детей)
Действительно, чтобы зайти в почту или социальные сети, мы пользуемся паролями, они как ключ, отпирающий дверь, открывают нам возможность туда попасть. А теперь представьте, что будет, если ваши пароли узнают посторонние люди. (ответы детей)
Как вы думаете, какой самый популярный пароль в мире? (123456)
Какие же есть правила, чтобы пароль никто не узнал и не взломал:
- используйте сложные пароли;
- не говорите пароли посторонним;
- меняйте периодически пароли
2. Ведущий показывает изображение «Моем руки» [Прил.№2]
Мы часто посещаем различные сайты, скачиваем игры, картинки, музыку. Но уверены ли мы в том, что скачали то, что нужно. Не закрался ли враг в наш компьютер? Этим врагом может стать вирус. Нет, не тот самый коронавирус, которого все бояться, а вирус компьютерный. Как и мы с вами защищаемся от вирусов, моя руки, так и наш компьютер чистится специальной программой, которая называется (ответы детей)… антивирус.
Правила, которые помогут не заразить компьютер:
- на компьютере должна стоять программа-антивирус;
- нельзя скачивать подозрительные файлы;
- нельзя переходить по подозрительным ссылкам
3. Ведущий показывает изображение сейфа [Прил.№3]
Всем ли вы рассказываете свои секреты? (ответы детей)
Самые важные документы хранят в сейфе, секреты в голове.
И нужно понимать, что все всем показывать нельзя. Ваши фото, документы (паспорт, свидетельство о рождении), адрес, пароли и логины – это только ВАШИ личные данные.
Правило: Никогда и Никому не говорите своих личных данных, не отправляйте в интернете, не храните в своем компьютере, если нет в этом острой необходимости.
Хакеры не спят.
Ведущий: Если не защитить свой компьютер от вредоносных вирусов, то они могут повредить данные в компьютере, а еще хуже, дадут доступ хакерам.
Проникнув в наш гаджет (компьютер, телефон), они могут украсть наши данные и взломать социальные сети, снять деньги с банковской карты, взять на вас кредит, заблокировать ваш телефон и требовать денег за его разблокировку.
При покупке в Интернете вы тоже должны быть внимательными, покупать только на проверенных сайтах, обращать внимание на подозрительно низкую цену и читать отзывы покупателей.
Вам могут позвонить и сообщить о большом выигрыше, якобы из банка или мобильный оператор. Не разговаривайте с незнакомыми людьми.
Тренинг: Даны два скриншота Интернет-магазина, какую кофту вы купите? Почему? [Прил.№4]
Троллинг и буллинг.
Тренинг: Попросите одного ребенка (желательно постарше) выйти из помещения, за дверью ему дайте задание прочитать стих или спеть песню для всех. У зала другое задание: после прослушанного, нужно сказать, что это было ужасно, что нет голоса, слуха и ему лучше не читать стихи (без оскорблений личностного характера).
После проведенного тренинга признаемся, что это была запланированная шутка и никто так не думает. Спрашиваем ощущения ребенка (ему было неприятно, он не ожидал).
Ведущий: Часто в интернете вы общаетесь даже с незнакомыми вам людьми. Кто угодно может повести себя непредсказуемо, оскорбить вас и даже унизить. Такие люди хотят вас уколоть, испугать, вывести из себя. Все это называется троллинг. «Тролли» - это люди, которые специально провоцируют вас, издеваются. И происходит это только в Интернете. Как только вы огорчились, испугались – тролль добился того, чего хотел.
Правило: не реагировать на тролля и он быстро теряет к вам интерес.
Но хуже всего, если издевается знакомый человек. Это уже буллинг. Причем это часто происходит в беседах и чатах и его начинают поддерживать другие. Хотя эти люди часто не имеют против вас ничего плохого, но поддаются толпе.
Правило:
- не отвечать на агрессию;
- немедленно рассказать родителям;
- никогда не участвовать в буллинге против кого-то.
Виртуальный мир – не настоящий.
Ведущий: Осталось поговорить о самой опасной угрозе Интернета – вытащить вас из Интернета в реальный мир для преступления.
- Вас могут призывать на митинги и акции.
- Просить ваши фотографии;
- Просить передать посылку за деньги;
- Вас могут пугать и шантажировать реальными действиями (что убьют вашу маму), если вы что-то не сделаете.
Помните, как только вы вышли из Интернета – началась реальная жизнь, в которой за свои поступки придется отвечать.
Правило: Не общайтесь с незнакомцами, не верьте тому, что написано в Интернете (вам могут соврать), расскажите о подозрительном общении родителям.
Подведение итогов.
Подводя итог нашей встрече, будьте внимательны, как и в реальной жизни.
А сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы нашей викторины (Презентация [Прил.№5])
1. Какую информацию нельзя разглашать в интернете?
Вашу фамилию, имя и отчество
Ваш адрес проживания
Информацию о своих друзьях
Все вышеперечисленное
2. Как называется провоцирование человека на агрессию с помощью нападок и неуважительных высказываний?
Мерчендайзинг
Троллинг
Джампинг
3. Что не является персональными данными?
Фамилия, имя, отчество
Паспортные данные
История болезни
Дата и место рождения
4. В интернете Вы познакомились с симпатичным молодым человеком, он просит ваш адрес и номер телефона. Ваши действия?
Сообщу информацию незамедлительно
Поинтересуюсь, для чего ему это
Не предоставлю такую информацию, это небезопасно
5. Что такое фишинг?
Интернет-магазин
Вид интернет-мошенничества, цель которого – получить идентификационные данные пользователей
Вид интернет-мошенничества, цель которого хищение денежных средств
6. Какой из предложенных паролей лучше выбрать?
NH5te1Ac
Ivan2003
Дата рождения родственника
7. Вы решили опубликовать в Интернете свою фотографию и фотографии своих одноклассников. Можно ли это делать?
Нет, нельзя
Можно, с согласия одноклассников
Можно, согласие одноклассников не обязательно
8. Вам стали приходить сообщения с неприятным и грубым содержанием. Что сделать?
Оскорбить обидчика
Не отвечать обидчику тем же, а продолжить с ним общение
Сообщить взрослым об этом
9. На адрес Вашей электронной почты стали часто приходить письма, многие из которых называются «спам». Что это за письма?
обычные письма, их можно открывать и читать
письма, в которых находится важная информация
письма, которые нельзя открывать и читать
10. Вы познакомились в Интернете с учеником из Вашей школы, но его ни разу не видели. Он пригласил Вас встретиться с ним в парке. Ваши действия?
Пойти на встречу
Пойти на встречу вместе с мамой или папой
Не ходить на встречу
Разбор правильных ответов.
Окончание мероприятия.
Приложение №1.
Изображение ключа.
Приложение №2.
Изображение «Моем руки»
Приложение №3.
Изображение сейфа.
Приложение №4.
Изображения для тренинга «Какую кофту купишь?»
Приложение №5.
Презентационный материал (пример)