Воспитательное мероприятие в учреждении дополнительного образования «Кибербезопасность» (5–8 классы)

2
0
Материал опубликован 9 December 2022 в группе

Методическая разработка воспитательного мероприятия в учреждении дополнительного образования «Кибербезопасность»



Автор: Егоренко Елена Владимировна,

педагог-организатор по ИКТ,

МОУ ДО «Дом детского творчества»,

Угличский МР


Пояснительная записка.


Актуальность. В наш современный технологический век огромными темпами развивается информационная и социальная среда, когда можно быстро и просто найти любую информацию и легко связаться с любым человеком, даже если он на другом конце света. Для детей 21 века телефон, Интернет и социальные сети стали неотъемлемой частью жизни, они не могут представить, как люди жили без гаджетов, которые их окружали с самого рождения и уже никуда не уйдут до конца их жизни. Но у этой современной реальности доступности и легкости есть и обратная сторона – для детей сети Интернет могут нести угрозу психическому и физическому здоровью.

Таким образом, становится актуальным обеспечение безопасности детей с помощью нейтрализации угроз, исходящих из сетей, путем знаний об этой самой киберсреде.

Методическая разработка мероприятия в учреждении дополнительного образования «Кибербезопасность» может быть полезна для педагогов дополнительного образования, методистов, педагогов-организаторов, заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов групп продленного дня. Разработка направлена для работы с детьми 10-14 лет. Методическая разработка – отражение реального мероприятия с детьми.

Цель: ознакомление учащихся с основными правилами безопасного поведения при столкновении с различными видами Интернет-угроз.

Задачи:

- познакомить учащихся с понятиями троллинг, буллинг, хакер;

- рассмотреть основные угрозы сети Интернет;

- определить основные правила поведения в сети Интернет, при угрозе Интернет-мошенничества;



Технологическая карта:


Образовательная область/предмет: социальное развитие – безопасность (компьютерная безопасность, безопасность в сети Интернет) / внеучебное мероприятие;

Тема: «Кибербезопасность»;

Тип мероприятия: воспитательное мероприятие;

Педагогические кадры: педагог-организатор;

Прогнозируемые результаты:


Планируемые результаты

личностные

межпредметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Осознание социальной и практической значимости материала.


Умение ставить цель и формулировать задачи.

Определять затруднения и самостоятельно искать решение.

Осуществлять самоконтроль деятельности.

Анализировать собственный результат.

Осознание учебно-познавательной задачи (умение понять задачу педагога).

Применять ранее полученные знания.

Поиск и структурирование информации, анализ информации.

Умение вести диалог.

Умение высказывать свою точку зрения.

Проявление инициативы при выполнении самостоятельной работы.


Время: 45 мин – 1 час.

Методическое обеспечение: наглядный материал, презентация с викториной;

- Оборудование: компьютер, проектор.


Этап

Время

Педагогический

инструментарий

Содержание пед.взаимодействия

Прогнозируемый результат

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Организационный

4-5 мин

Вступительное слово

Введение в тему


Постановка цели занятия

2. Основная часть

40 мин

Беседа, наглядно-иллюстративный метод, практическое занятие

Объяснение материала

Участие в диалоге,

Принятие материала

3. Итоговый

4-5 мин.

Викторина

Диалог с учащимися

Диалог

Принятие материала



Ход мероприятия:


1. Организационный момент (4-5 мин.)

Ведущий: Сейчас Интернет воспринимается как отдельный увлекательный и безграничный мир со множеством возможностей: там можно как играть, так и учиться, общаться с друзьями и родными.

Но знаете ли вы, чем опасен Интернет? (ответы детей)

Вы абсолютно правы.

Сегодня мы с вами поговорим о безопасности в большом мире под названием – Интернет.


2. Основная часть.

Ведущий: В Интернете очень много незнакомых людей, людей разных. Часто под видом «друга» скрываются мошенники, нездоровые люди, распространители запрещенных веществ, потому что в интернете можно оставаться незамеченным.

Достаточно соблюдать простые правила, чтобы оставаться в безопасности.

Безопасность заключается в защите компьютеров от вирусов, виртуальных мошенников, Интернет-хамов (троллинг, буллинг).


Мой компьютер.


Сейчас я Вам покажу три подсказки, о чем нужно помнить, чтобы обезопасить свой компьютер, ведь он – уязвимое место для хакеров, которые хотят узнать ваши личные данные.


1. Ведущий показывает изображение ключа [Прил.№1].


Что является ключом в нашем компьютере? (ответы детей)

Действительно, чтобы зайти в почту или социальные сети, мы пользуемся паролями, они как ключ, отпирающий дверь, открывают нам возможность туда попасть. А теперь представьте, что будет, если ваши пароли узнают посторонние люди. (ответы детей)

Как вы думаете, какой самый популярный пароль в мире? (123456)


Какие же есть правила, чтобы пароль никто не узнал и не взломал:

- используйте сложные пароли;

- не говорите пароли посторонним;

- меняйте периодически пароли


2. Ведущий показывает изображение «Моем руки» [Прил.№2]


Мы часто посещаем различные сайты, скачиваем игры, картинки, музыку. Но уверены ли мы в том, что скачали то, что нужно. Не закрался ли враг в наш компьютер? Этим врагом может стать вирус. Нет, не тот самый коронавирус, которого все бояться, а вирус компьютерный. Как и мы с вами защищаемся от вирусов, моя руки, так и наш компьютер чистится специальной программой, которая называется (ответы детей)… антивирус.


Правила, которые помогут не заразить компьютер:

- на компьютере должна стоять программа-антивирус;

- нельзя скачивать подозрительные файлы;

- нельзя переходить по подозрительным ссылкам


3. Ведущий показывает изображение сейфа [Прил.№3]


Всем ли вы рассказываете свои секреты? (ответы детей)

Самые важные документы хранят в сейфе, секреты в голове.

И нужно понимать, что все всем показывать нельзя. Ваши фото, документы (паспорт, свидетельство о рождении), адрес, пароли и логины – это только ВАШИ личные данные.


Правило: Никогда и Никому не говорите своих личных данных, не отправляйте в интернете, не храните в своем компьютере, если нет в этом острой необходимости.


Хакеры не спят.


Ведущий: Если не защитить свой компьютер от вредоносных вирусов, то они могут повредить данные в компьютере, а еще хуже, дадут доступ хакерам.

Проникнув в наш гаджет (компьютер, телефон), они могут украсть наши данные и взломать социальные сети, снять деньги с банковской карты, взять на вас кредит, заблокировать ваш телефон и требовать денег за его разблокировку.

При покупке в Интернете вы тоже должны быть внимательными, покупать только на проверенных сайтах, обращать внимание на подозрительно низкую цену и читать отзывы покупателей.

Вам могут позвонить и сообщить о большом выигрыше, якобы из банка или мобильный оператор. Не разговаривайте с незнакомыми людьми.


Тренинг: Даны два скриншота Интернет-магазина, какую кофту вы купите? Почему? [Прил.№4]


Троллинг и буллинг.


Тренинг: Попросите одного ребенка (желательно постарше) выйти из помещения, за дверью ему дайте задание прочитать стих или спеть песню для всех. У зала другое задание: после прослушанного, нужно сказать, что это было ужасно, что нет голоса, слуха и ему лучше не читать стихи (без оскорблений личностного характера).

После проведенного тренинга признаемся, что это была запланированная шутка и никто так не думает. Спрашиваем ощущения ребенка (ему было неприятно, он не ожидал).


Ведущий: Часто в интернете вы общаетесь даже с незнакомыми вам людьми. Кто угодно может повести себя непредсказуемо, оскорбить вас и даже унизить. Такие люди хотят вас уколоть, испугать, вывести из себя. Все это называется троллинг. «Тролли» - это люди, которые специально провоцируют вас, издеваются. И происходит это только в Интернете. Как только вы огорчились, испугались – тролль добился того, чего хотел.

Правило: не реагировать на тролля и он быстро теряет к вам интерес.


Но хуже всего, если издевается знакомый человек. Это уже буллинг. Причем это часто происходит в беседах и чатах и его начинают поддерживать другие. Хотя эти люди часто не имеют против вас ничего плохого, но поддаются толпе.

Правило:

- не отвечать на агрессию;

- немедленно рассказать родителям;

- никогда не участвовать в буллинге против кого-то.



Виртуальный мир – не настоящий.

Ведущий: Осталось поговорить о самой опасной угрозе Интернета – вытащить вас из Интернета в реальный мир для преступления.

- Вас могут призывать на митинги и акции.

- Просить ваши фотографии;

- Просить передать посылку за деньги;

- Вас могут пугать и шантажировать реальными действиями (что убьют вашу маму), если вы что-то не сделаете.


Помните, как только вы вышли из Интернета – началась реальная жизнь, в которой за свои поступки придется отвечать.

Правило: Не общайтесь с незнакомцами, не верьте тому, что написано в Интернете (вам могут соврать), расскажите о подозрительном общении родителям.


Подведение итогов.


Подводя итог нашей встрече, будьте внимательны, как и в реальной жизни.


А сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы нашей викторины (Презентация [Прил.№5])


1. Какую информацию нельзя разглашать в интернете?

Вашу фамилию, имя и отчество

Ваш адрес проживания

Информацию о своих друзьях

Все вышеперечисленное


2. Как называется провоцирование человека на агрессию с помощью нападок и неуважительных высказываний?

Мерчендайзинг

Троллинг

Джампинг


3. Что не является персональными данными?

Фамилия, имя, отчество

Паспортные данные

История болезни

Дата и место рождения


4. В интернете Вы познакомились с симпатичным молодым человеком, он просит ваш адрес и номер телефона. Ваши действия?

Сообщу информацию незамедлительно

Поинтересуюсь, для чего ему это

Не предоставлю такую информацию, это небезопасно


5. Что такое фишинг?

Интернет-магазин

Вид интернет-мошенничества, цель которого – получить идентификационные данные пользователей

Вид интернет-мошенничества, цель которого хищение денежных средств


6. Какой из предложенных паролей лучше выбрать?

NH5te1Ac

Ivan2003

Дата рождения родственника


7. Вы решили опубликовать в Интернете свою фотографию и фотографии своих одноклассников. Можно ли это делать?

Нет, нельзя

Можно, с согласия одноклассников

Можно, согласие одноклассников не обязательно


8. Вам стали приходить сообщения с неприятным и грубым содержанием. Что сделать?

Оскорбить обидчика

Не отвечать обидчику тем же, а продолжить с ним общение

Сообщить взрослым об этом


9. На адрес Вашей электронной почты стали часто приходить письма, многие из которых называются «спам». Что это за письма?

обычные письма, их можно открывать и читать

письма, в которых находится важная информация

письма, которые нельзя открывать и читать


10. Вы познакомились в Интернете с учеником из Вашей школы, но его ни разу не видели. Он пригласил Вас встретиться с ним в парке. Ваши действия?

Пойти на встречу

Пойти на встречу вместе с мамой или папой

Не ходить на встречу



Разбор правильных ответов.

Окончание мероприятия.



Приложение №1.

Изображение ключа.

t1670569216aa.png



Приложение №2.

Изображение «Моем руки»


t1670569216ab.png

Приложение №3.

Изображение сейфа.


t1670569216ac.png

Приложение №4.

Изображения для тренинга «Какую кофту купишь?»

t1670569216ad.jpg


t1670569216ae.jpg


Приложение №5.

Презентационный материал (пример)


t1670569216af.png


t1670569216ag.png








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации