Статья «Воспитательная среда учреждения дополнительного образования как условие самоопределения личности учащихся»
Воспитательная среда учреждения дополнительного образования как условие самоопределения личности учащихся
Нестерова И.В., старший методист
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г, Калуги
Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими
есть приведение в совершенство воспитания.
Сегодня воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [1].
Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволяет обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку его к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.
Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.
Воспитание в дополнительном образовании является, прежде всего, процессом формирования отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру, к своему месту в этом мире, к своей роли в жизни этого мира. Ключевой социокультурной ролью дополнительного образования является «мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры» [2].
На протяжении многих лет Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуги выстраивает воспитательную среду, которая стимулирует процесс целенаправленного самоопределения ребенка через организацию субъект - субъектного общения, заинтересованного, инициативного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Главная воспитательная задача, которую ставят перед собой педагоги Центра – увлечь, и максимально поддержать ребенка в определении его интересов, ценностей, смыслов, целей, возможностей, чтобы он смог самостоятельно выбирать пути преодоления жизненных препятствий (проблем), сохраняя человеческое достоинство, одаривая других своими талантами и идеями.
В Центре «Созвездие» спроектирована модель воспитательного пространства, которая включает в себя следующие компоненты:
- Педагогические компоненты: профессиональное творчество, психолого-педагогическая диагностическая система.
- Основные компоненты: дополнительное образование детей, организация свободного времени.
- Научно-методические компоненты: инновационная работа, внедрение инноваций.
- Вспомогательные компоненты: программы самоуправления, массовые мероприятия, творческие проекты.
- Информационный компонент: обобщение, анализ, прогнозирование актуальных проблем воспитания детей.
Важнейшими составляющими модели воспитательного пространства (среды) Центра являются три внутренних процесса: педагогическое соуправление, детское самоуправление и сотворчество в детско-взрослом соуправлении.
Воспитательная деятельность осуществляется на основе программного подхода по следующим направлениям (табл. 1.)
Таблица 1. Направления и формы воспитательной деятельности Центра
Направления | Формы |
Культурно - досуговая деятельность | Конкурсы, фестивали, выставки, концерты, экскурсии, досуговые мероприятия и культурно-просветительские программы. |
Рекреативно - оздоровительная деятельность | Оздоровительно-профилактические смены. Спортивные мероприятия. Недели здоровья. Соревнования. |
Социально-продуктивная деятельность. | Профильные смены. Социально-значимые городские проекты. Благотворительные акции. Волонтерское движение. Работа с детьми-инвалидами и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Творческие выступления в больницах, домах престарелых, интернатах, детских домах. |
Работа детских общественных организаций. | Работа педагогических отрядов. Совет старшеклассников. «Домоуправление» МЭШДОМ. Отряд советников. Городская детская организация «Радуга» |
Работа с родителями. | Открытые занятия. Индивидуальные консультации. Совместные экскурсии, походы. Семейные праздники и выставки. Концерты для родителей. Семинары, круглые столы, конференции, родительские собрания. Родительский форум. Конкурс «Семья года». |
Работа со школами | Праздник «День Центра в школе». Городские конкурсы, соревнования, выставки. Организация творческих мастерских, круглых столов, семинаров. |
По итогам мониторинга, проводимого в учреждении и направленного на выявление личностного развития учащихся, у большинства высокий уровень готовности к саморазвитию, социализации. Выявление качеств выпускника Центра позволяет «нарисовать» портрет выпускника как личности, адаптированной к условиям современной жизни, способной к решению профессиональных задач, уважающей традиции родного региона, подготовленной к жизнетворчеству в социуме.
Таким образом, воспитательная среда Центра обеспечивает самоопределение личности учащихся, подготовленность выпускника к самостоятельной познавательной деятельности, сознательному выбору профессии, культуре проведения досуга, формирует ценности и развивает личностные качества.
Список литературы:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».