Статья «Воспитательная среда учреждения дополнительного образования как условие самоопределения личности учащихся»

2
0
Материал опубликован 5 February 2020 в группе

Воспитательная среда учреждения дополнительного образования как условие самоопределения личности учащихся


Нестерова И.В., старший методист

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г, Калуги


Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими

есть приведение в совершенство воспитания. 

Суворов А. В.

Сегодня воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [1].

Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволяет обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку его к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

Воспитание в дополнительном образовании является, прежде всего, процессом формирования отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру, к своему месту в этом мире, к своей роли в жизни этого мира. Ключевой социокультурной ролью дополнительного образования является «мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры» [2].

На протяжении многих лет Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуги выстраивает воспитательную среду, которая стимулирует процесс целенаправленного самоопределения ребенка через организацию субъект - субъектного общения, заинтересованного, инициативного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Главная воспитательная задача, которую ставят перед собой педагоги Центра – увлечь, и максимально поддержать ребенка в определении его интересов, ценностей, смыслов, целей, возможностей, чтобы он смог самостоятельно выбирать пути преодоления жизненных препятствий (проблем), сохраняя человеческое достоинство, одаривая других своими талантами и идеями.

В Центре «Созвездие» спроектирована модель воспитательного пространства, которая включает в себя следующие компоненты:

  • Педагогические компоненты: профессиональное творчество, психолого-педагогическая диагностическая система.
  • Основные компоненты: дополнительное образование детей, организация свободного времени.
  • Научно-методические компоненты: инновационная работа, внедрение инноваций.
  • Вспомогательные компоненты: программы самоуправления, массовые мероприятия, творческие проекты.
  • Информационный компонент: обобщение, анализ, прогнозирование актуальных проблем воспитания детей. 

Важнейшими составляющими модели воспитательного пространства (среды) Центра являются три внутренних процесса: педагогическое соуправление, детское самоуправление и сотворчество в детско-взрослом соуправлении.

Воспитательная деятельность осуществляется на основе программного подхода по следующим направлениям (табл. 1.)

Таблица 1. Направления и формы воспитательной деятельности Центра

Направления

Формы

Культурно - досуговая деятельность

Конкурсы, фестивали, выставки, концерты, экскурсии, досуговые мероприятия и культурно-просветительские программы.

Рекреативно - оздоровительная деятельность

Оздоровительно-профилактические смены.

Спортивные мероприятия. Недели здоровья. Соревнования.

Социально-продуктивная деятельность.

Профильные смены. Социально-значимые городские проекты. Благотворительные акции. Волонтерское движение. Работа с детьми-инвалидами и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Творческие выступления в больницах, домах престарелых, интернатах, детских домах.

Работа детских общественных организаций.

Работа педагогических отрядов. Совет старшеклассников. «Домоуправление» МЭШДОМ. Отряд советников. Городская детская организация «Радуга»

Работа с родителями.

Открытые занятия. Индивидуальные консультации. Совместные экскурсии, походы. Семейные праздники и выставки. Концерты для родителей. Семинары, круглые столы, конференции, родительские собрания. Родительский форум. Конкурс «Семья года».

Работа со школами

Праздник «День Центра в школе».

Городские конкурсы, соревнования, выставки.

Организация творческих мастерских, круглых столов, семинаров.


По итогам мониторинга, проводимого в учреждении и направленного на выявление личностного развития учащихся, у большинства высокий уровень готовности к саморазвитию, социализации. Выявление качеств выпускника Центра позволяет «нарисовать» портрет выпускника как личности, адаптированной к условиям современной жизни, способной к решению профессиональных задач, уважающей традиции родного региона, подготовленной к жизнетворчеству в социуме.

Таким образом, воспитательная среда Центра обеспечивает самоопределение личности учащихся, подготовленность выпускника к самостоятельной познавательной деятельности, сознательному выбору профессии, культуре проведения досуга, формирует ценности и развивает личностные качества.


Список литературы:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
  2. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации