12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Залапина Анастасия Сергеевна16
2

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА


А.С Залапина

Алтайский государственный педагогический университет

Научный руководитель – Тырина М.П, кан. пед. наук, доцент

В.А. Сухомлинский писал: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» [2, с. 49].

Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий..., он там свой. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Следовательно, актуальным вопросом в развитии современного общества является характеристика педагогической культуры родителей как фактора семейного воспитания.

Наиболее важными факторами, влияющими на развитие ребенка, является атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребенка с родителями, позиция ребенка в структуре семьи, стиль воспитания, всё, чем определяется педагогическая культура. То, как происходит общение родителей с детьми, во многом зависит от стиля воспитания, который, в свою очередь, определяется ценностями семьи, которые родители стремятся передать своим детям.

Для более полного представления о роли педагогической культуры в семейном воспитании необходимо выделить основные черты, присущие современной российской семье:

- преимущественное преобладание светских, гражданских браков;

- увеличение церковных браков;

- свобода заключения и расторжения брака;

- равноправие женщин и мужчин в браке;

- увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей;

- в основном семьи одно-двухдетные: многодетными считаются семьи с тремя и более детьми, причем таких семей по статистическим данным всего
7 % .

Семья сегодня в большей степени и в полной мере перестала выполнять не просто функции подлинного, духовного воспитания, но и воспитательные функции вообще. К основным тенденциям, проявляемым в семьях, можно отнести:

- бедность, разводы, социальное сиротство, алкоголизм;

- педагогика насилия, семейный шантаж, рэкет;

- увеличение числа отказных детей;

- отсутствие у родителей интереса к жизни своих детей, отказ родителей от познания своего ребенка, его индивидуальности, что влечет отсутствие помощи в самоопределении, саморазвитии, ощущении себя достойной внимания личностью;

- отказ от признания ребенка личностью;

- отсутствие духовной близости между родителями и детьми, понимания, доверительных взаимоотношений;

- непонимание сегодняшней социальной ситуации духовного кризиса, отсутствие знаний и путей выхода из сложившейся ситуации;

- особая острота проблемы "отцов и детей", осложненная устремленностью современных детей к независимости и т.д.

Таким образом, все вышеперечисленные факторы негативно влияют на современное семейное воспитание, что, в свою очередь, обуславливается низкой педагогической культурой.

В процессе семейного воспитания не должно быть строгого разделения на объект и субъект воспитания. Подлинное воспитание происходит в атмосфере со-радования, со-дружества, со-творчества, со-бытия. Именно здесь рождается поиск подлинно гуманных отношений. Задача родителей – поставить ребенка в условия соавтора, соисполнителя. Поэтому управление должно обрести рефлексивный, диалоговый, думающий характер.

Таким образом, можно заключить, что семейное воспитание – это особая психологическая и педагогическая культура, которая предполагает культуру убеждений, переживаний, представлений и влияний.

Представления родителей о себе часто ограниченны, что ведет к неприятию себя как целостности, живого человека и это обедняет, создает барьер общения с ребенком. Культура педагогического влияния родителей включает:

- отказ от теории и практики формирующих воздействий, замена на развивающие влияния;

- основная забота – не определение цели для ребенка и контроль за его продвижением к ней, но создание благоприятных условий, стимулирующих самостоятельный интеллектуальный, нравственный, эстетический поиск, развитие.

.Каждой семье сегодня необходимо задуматься о повышении своей педагогической культуры, ориентируясь на высокие нравственные идеалы. Делая акцент в семейном воспитании на высокие моральные ценности, родители, таким образом, выстраивают систему гуманного общества.

Таким образом, процессы, идущие как от конкретной семьи, так и от общества в целом, актуализируют значимость педагогической культуры как фактора семейного воспитания. Именно педагогической культуре подвластно подлинное семейное воспитание,аключения и расторжения брака:ельского воспитания порождающее самосовершенствование личности. При этом особая роль в развитии педагогической культуры родителей принадлежит дошкольному образовательному учреждению.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015.

2. Валеева, Р.А. Корчак и Сухомлинский: как любить ребёнка / Р. А. Валеева // Педагогика. – 1998. – № 6.

3. Гончарук, Алексей Основы теории и истории социально-педагогической культуры / Алексей Гончарук. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012.

4. Зиновьева, М. В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста / М. В. Зиновьева // Психологическая наука и образование. – 2000. – № 3.

5. Зиновьева, М. В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста / М. В. Зиновьева // Психологическая наука и образование. – 2000. – № 1.

6. Колпакова, М. Отцы и дети от диалога к единству / М. Колпакова // Воспитание школьников. – 2001. – № 5.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.