Мастер - класс «Воспитательные возможности урока»
МБОУ «Верещагинская санаторная школа-интернат для детей,
нуждающихся в длительном лечении»
Мастер - класс
«Воспитательные возможности урока»
Якимова Ольга Васильевна
учитель начальных классов
Верещагино, 2022г.
Конспект мастер-класса на тему: «Воспитательные возможности урока»
Цель: познакомить с возможностями использования различных приёмов воспитания на уроке.
Задачи:
Систематизировать приемы и методы воспитательного воздействия на уроке.
Развивать коммуникативную компетентность педагогов.
Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Прогнозируемые результаты:
Расширение знаний о возможностях использования различных приёмов воспитания на уроке.
Получение участниками мастер-класса практических навыков использования перечисленных приёмов в образовательном процессе.
Целевая аудитория мастер-класса: педагогические работники школ.
Форма проведения: деловая имитационная игра.
Время: 20 минут.
Материально-техническое оснащение мастер-класса: компьютер, экран.
Методическое сопровождение: презентация, раздаточный материал.
Ход мастер-класса:
Подготовительно-организационный момент
- Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Ольга Васильевна, и я сегодня предлагаю вам обсудить со мной интересную, на мой взгляд, и актуальную для нас тему: «Воспитательные возможности урока».
Начнём нашу встречу с приёма «Дерево ожиданий». Я предлагаю вам написать на яблоках, которые я вам сейчас раздам, ваши ожидания от нашей встречи и прикрепить на дерево, расположенное на доске.
(Участники пишут ожидания и прикрепляют их к дереву.)
- Я тоже хочу высказать своё ожидание. Я надеюсь, что мастер-класс будет кому-то полезен и все участники будут активны.
Слайд. Внимание! Чёрный ящик! Предлагаю вам угадать, что в нём находится.
- В чёрном ящике находится то, запасы чего с каждым годом истощаются и виной тому – деятельность человека. Если вообразить мировой океан бассейном, то этого там будет всего столовая ложка. Если семья сэкономит хотя бы пятую часть от того, что она использует сейчас, то этим можно будет за год наполнить озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Что в чёрном ящике?
- Внимание, правильный ответ: пресная вода.
- А как вы экономите воду?
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
- Мы видим, что воспитательные возможности в этом примере заложены в СОДЕРЖАНИИ урока, они зависят от темы конкретного урока, его образовательных и развивающих целей и задач.
- Также на этом примере видно, что воспитательные возможности обусловлены СПЕЦИФИКОЙ ПРЕДМЕТА. Для экологического воспитания больше возможностей имеется при изучении окружающего мира, чем, например, при изучении литературы.
- Эти возможности подробно рассматриваются в предметных методиках преподавания, остановимся на воспитательных возможностях ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА.
- Воспитание, как и обучение, невозможно без мотивации.
- Посмотрите внимательно на этих людей и скажите, что общего между ними? Что их объединяет?
Павел Дуров
Один из создателей социальной сети «ВКонтакте» и одноимённой компании, мессенджера Telegram и других проектов.
Сергей Галицкий
Общественный деятель, основатель и совладелец крупнейшей розничной сети «Магнит». Президент и владелец футбольного клуба «Краснодар».
Илья Попов
Продюсер, является одним из основателей и председателем совета директоров группы компаний «Рики», соавтором идеи сериала «Смешарики» и президентом Ассоциации Анимационного Кино России.
(- Чего добились эти люди в своей сфере деятельности и как это можно назвать одним словом?
- Можно ли сказать, что это успешные люди? Почему?)
- Что такое успех? Давайте посмотрим определение в словаре.
УСПЕХ 1. Удача в достижении чего-нибудь. 2. Общественное признание. 3. Хорошие результаты в работе, учёбе.
(Словарь С.И.Ожегова)
Какие качества мы должны воспитывать в наших детях, чтобы в будущем они стали успешными людьми?
Практическая часть. Создание и защита проектов «Успешный ученик» (Работа в группах)
Задание для групп:
- Я предлагаю вам создать и защитить проект «Успешный ученик». Перед вами схематично изображён человек.
- Вы можете оживить человека, например, дать имя, дополнить портрет деталями. Определите, какой он будет. Для этого выберите из предлагаемого списка 5 самых значимых, по вашему мнению, качеств, присущих успешному ученику. Список качеств, несомненно, можно продолжить, вы можете добавить свои варианты. На выполнение задания 5 минут.
Чувство товарищества,
Способность к творчеству,
Любознательность,
Порядочность,
Честность,
Доброта,
Независимость,
Интеллектуальная развитость,
Послушание,
Предприимчивость,
Открытость,
Целеустремлённость,
Уравновешенность,
Организованность,
Чувство юмора,
Эмоциональность,
Искренность,
Способность адаптироваться,
Воспитанность,
Терпение
Настойчивость.
Энергичность
Активность
Аккуратность
Работоспособность
Креативность
Самодисциплина
Оптимизм
Саморазвитие
Коммуникабельность
Проверка работы групп
- Я вижу, что группы уже справились с заданием, поэтому давайте посмотрим, что получилось.
Каждая группа защищает свой проект.
- Есть ли качества, которые совпали у групп? ( Судя по мнению групп, чтобы быть успешным, надо обладать, например, трудолюбием)
- Считаете ли вы себя успешным человеком? Какое качество, по вашему мнению, у вас наиболее сильно развито, а над каким нужно ещё поработать?
- Не откладывайте в «долгий ящик» работу над этими качествами, как сказал Джимми Дин: «Если хотите добиться успеха, задайте себе 4 вопроса:
Почему? А почему бы и нет? Почему бы и не я? Почему бы и не прямо сейчас?»
- Для воспитания коммуникации и оценочного суждения можно применить приём «Аквариум».
- Распределитесь на 2 группы. Первая группа получает задание и садится в центр. Это аквариум. Ваша задача – прочитать вслух высказывание, обсудить его в группе, делая это достаточно громко, чтобы слышала вторая группа, и прийти к общему мнению. Вторая группа за аквариумом, вам мешает стекло, вы молчите и только слушаете то, что говорит первая группа. Слушаете внимательно, и, после того, как выскажется первая группа, ответите на вопросы: Согласны ли вы с мнением группы, которая высказалась? Аргументированной ли была мысль? И высказываете своё мнение.
Задание для 1 группы:
Первая группа получает высказывания известных людей о воспитании с пропущенным словом или словами. Ваша задача – подобрать подходящее по смыслу слово и вписать в высказывание.
«Воспитание нужно начинать с ________________»
Н.И.Пирогов
« Только _______________ _______________ воспитывает ребёнка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкреплённые делом»
А.С. Макаренко
« Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в ________________»
Ж.Ж.Руссо
(Обсуждение, высказывания обеих групп)
- Посмотрим, что же на самом деле сказали авторы этих высказываний:
«Воспитание нужно начинать с КОЛЫБЕЛИ»
Н.И.Пирогов
« Только ЖИВОЙ ПРИМЕР воспитывает ребёнка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкреплённые делом»
А.С. Макаренко
« Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в УПРАЖНЕНИЯХ»
Ж.Ж.Руссо
(Даже если слова не совпали – главное, мы правильно понимаем их смысл)
- Закончить мне хочется словами Марии Монтессори «Если Вы зададитесь целью вырастить хорошего ребёнка, то у Вас просто не получиться сделать это плохо». Дерзайте, ищите новые ( или хорошо забытые старые) приёмы, методы и формы работы по воспитанию детей.
Рефлексия
- Вернёмся к нашему «Дереву ожиданий». Моё ожидание, что вы будете активны, подтвердилось, а насколько мастер – класс был полезен, судить вам.