Инновационный проект «Новые возможности урока: модульное обучение»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №66»
Конкурс «Учитель года 2009»
Инновационный проект
Новые возможности урока: модульное обучение. Русский язык и культура речи.
Выполнил: учитель русского языка и
литературы МОУ «СОШ № 66»
Сафина Аниса Мансуровна
учитель 1 квалификационной категории
Магнитогорск, 2008
Содержание.
Введение 3
1. Из истории модульного обучения 4-6
2. Современная речевая ситуация 7-9
3. Словари 10-11
4. Крылатые слова 12-13
5. Грубая ошибка 14-15
6. Ударение 16-18
7. Основы ораторского искусства 19-20
8. Контрольно – корректировочные уроки (тестирование) 21-23
Заключение 24-25
Список используемой литературы 26
Приложения
1. Тематическое планирование курса «Русский язык и культура речи».
2. Открытый урок по теме «Орфографические словари».
3. Награды.
4. Ораторская речь.
3
Введение.
Для своей работы я выбрала тему: «Новые возможности урока: модульное обучение. Русский язык и культура речи».
Я считаю, что данная тема очень актуальна на сегодняшний день. Речь наших современников привлекает всё большее внимание учёных, писателей, педагогов, становится предметом острых дискуссий. Ощущая речевое неблагополучие, они пытаются ответить на вопрос, с чем связано тревожащее многих состояние речевой культуры, что произошло с нашим языком? Ввиду того что стоит такая проблема и взяв за основу психолого – педагогические особенности, я и построила свою работу.
Применение информационных технологий в преподавании русского языка – это не дань моде, а необходимость, так как она способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам русского языка, активизирует познавательную деятельность учащихся.
4
1. Из истории модульного обучения.
Модульная технология зародилась и приобрела популярность в учебных заведениях США ( Дж. Рассел) и Западной Европы в начал 60 – х годов. В отечественной педагогике над проблемой модульного обучения работали:
В. П. Беспалько, В. В. Гузеев, В. М. Монахов, П. А. Юцявичене, М. А. Чошанов…
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Такая организация обучения даёт большие возможности для развития ученика как субъекта учебной деятельности. Сущность модульного обучения в том, что ученик полностью самостоятельно или с некоторой помощью педагога достигает конкретных целей учебно - познавательной деятельности.
Под влиянием технологии модульного обучения меняются все компоненты учебного процесса, в том числе и школьный урок.
Какие же изменения внесла в школьный урок технология модульного обучения?
Модульное обучение способствует формированию взаимосвязанной системы уроков разных типов и видов. Преобладают такие виды уроков:
v мотивационные (уроки – фестивали, уроки – выставки);
v уроки разбора нового материала (уроки –лекции, уроки самостоятельного познания);
v уроки фронтальной переработки материала (беседа, рассказ, поиск);
v уроки индивидуальной проработки материала (семинары, практикумы, уроки лаборатории);
v уроки систематизации и обобщения (симпозиумы);
v Контрольно – корректировочные уроки (урок – тематический зачёт, урок – тестирование, урок достижений, корректировочный урок).
В основе технологии модульного обучения – принцип опоры на ошибки, который направлен на систематическое создание в процессе обучения ситуаций,
предполагающих поиск ошибок. Эти ситуации по своей природе достаточно занимательны и обладают мощным потенциалом для поддержания учебно – познавательной активности на высоком уровне. Они дают возможность выработать у учащихся умения:
v установление факта ошибки;
v отклонение от темы;
v выявление участка нарушения;
5
v определение причины отклонения,
v выбор способа устранения;
v ликвидация ошибки;
v проверка.
Такие умения могут быть актуализированы на разных этапах урока.
О модульной технологии я впервые прочитала в 1990 -е годы. Вышла книга Селевко Г. В. «Современные образовательные технологии». В 2000 году я прочитала статью доктора педагогических наук Татарского государственного университета Г. Ибрагимова. Прочитала и подумала: «А ведь я так и работаю». Уроки разбиваются на блоки:
Автор статьи утверждает, что учитель может использовать как все блоки для работы, так и создавать свои.
v Блок « вход» - это уроки введения в тему.
v Блок актуализации – установление факта дефекта, отклонение от нормы.
v Проблемный блок – выявление участка нарушения.
v Экспериментальный блок – определение причины отклонения.
v Блок углубления – выбор способа устранения дефекта.
v Блок ошибок – ликвидация дефекта.
v Блок обобщения – проверка.
v Блок « выход» - углубленный опрос.
Свою работу я начала с выбора проблемной ситуации, которая по своей природе занимательна и обладает мощным потенциалом поддержания учебно – познавательной активности на уроке на высоком уровне. Что же должны уметь учащиеся, приступая вместе со мной к данной работе?
6
ü Прежде всего должны иметь хорошо сформированные базисные знания и умения;
ü запоминать и точно воспроизводить учебную информацию;
ü выделять главную идею и понимать сущность изученного;
ü самостоятельно находить справочную информацию и уметь работать с учебной литературой;
ü должны оценивать, критиковать свою работу;
ü находить ошибки;
ü формулировать прогноз;
ü приводить контраргументы.
В чём же плюсы модульного обучения?
1. Формируются системы уроков.
2. Высокая самостоятельность работы учащихся на уроке.
3. Наличие чёткой системы целеполагания.
4. Разнообразие типов и видов уроков.
А в чём же минусы модульного обучения?
1) Эта система рассредоточена во времени (размещена небольшими частями в учебной нагрузке, например, только в первом полугодии). И это уменьшает педагогический эффект.
2) Работать над ошибками нужно в системе.
3) « Фрагментарность» обучения (большая самостоятельная работа учащихся).
4) Сужение подготовки учащихся.
5) Трудоёмкость изготовления модулей.
Чтобы работать по технологии модульного обучения, необходимо спланировать свою работу, то есть составить тематическое планирование. ( Приложение №1).
Учитель должен переосмыслить себя – определить свои функции. А новизна их в том, что учитель:
1) управляет познавательной деятельностью ученика;
2) организует самостоятельную работу на уроке;
3) использует коллективные способы обучения, включая всех учащихся в деятельность, организует взаимопомощь;
4) оказывает помощь ученику в процессе деятельности;
5) создаёт положительную эмоциональную атмосферу урока;
6) организует самоанализ ученика.
7
2. Современная речевая ситуация.
Технологию модульного обучения я применяю, разбирая тему « Русский язык и культура речи». Работу планирую таким образом:
Входящий блок. Происходит знакомство с темами занятий, с планированием работы. Ведётся разговор о важности этих занятий в системе школьного обучения, о формах и методах работы, о том, к каким результатам мы должны подойти. Это разговор первого вводного урока. Учащиеся получают в конце урока индивидуальные домашние задания.
Блок актуализации (уроки разбора нового материала – лекции).
Учителем ведётся разговор об актуальности выбранной для работы темы. Предлагается такая форма работы, как лекция. Но прежде чем начать свою лекцию, обращаю внимание на доску, где записаны вопросы, на которые учащимся нужно будет ответить в конце урока:
1)Почему для первого урока мной выбрана именно эта тема и форма проведения – лекция?
2) В чём актуальность предложенной вам темы? Назовите все « за» и « против» данной темы. Приведите свои аргументы и контраргументы.
Первую свою лекцию я посвящаю теме «Современная речевая ситуация».
Изучение речевого поведения, осмысление того, как ученики овладевают богатством языка, настолько эффективно им пользуются, - важная и актуальная задача.
Поэт Лев Ошанин в лирической миниатюре передал те эмоциональные ощущения, которые возникают при речевых «сбоях» (ошибках):
Я номер набрал
И ошибся звонком –
Голос женский, совсем незнаком.
Но так глубок,
Необычен, личен –
Казалось,
Всю жизнь мечтал о таком.
Он тих, но вот – вот зазвучит,
Только троньте…
И вдруг я слышу:
« Куда Вы зво – ните!?»
И сразу, как будто град в окно,
8
Как будто меня обокрали в кино.
- Ах, девушка, извините –
Не зво – ните, а звони – те! –
А она в ответ: «Не всё ли равно».
Ей всё равно. Ушла. Откололась.
А мне теперь забывать её голос.
Каждый человек должен научиться оценивать речевое поведение – своё и собеседников, соотносить свои речевые поступки с конкретной ситуацией общения.
Сегодня, в компьютерный век, тревожит нас состояние речевой культуры в стране, а особенно у подрастающего поколения. Что делать? Кто виноват?
Я считаю, что огромное влияние на речь молодёжи оказывает семья. Как говорят и что говорят родители, то и получаем мы от наших учеников. Влияют на речь молодого поколения и средства массовой информации. Каждый день мы испытываем мощное воздействие телевизионной речи, речи, звучащей из радио эфира. Качество этой речи вызывает иногда эмоциональный отклик. Хочется кричать: « Да кто же пропустил Вас к эфиру?» И ведь именно они служат для многих основным источником представления о языковой норме. Отсюда – то и все наши речевые ошибки. А возьмём журналы, газеты. Они пестрят огромным количеством заимствований, неумело образованных слов, жаргонной лексикой. А рекламные ролики? Неужели у нас не работает цензура? Видимо нет.
Д. С. Лихачёв, много лет назад, ввёл новый термин «экология речи». Он писал:
«Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей среды».
Семья, уличное общение, средства массовой информации, телевидение, радио- всё это вместе влияет на качество речи современного школьника. Для примера возьмём фильм, который смотрит вся Россия - «Счастливы вместе». Два отпрыска Гены Букина, Света и Рома, имеют такой запас речевых ошибок, новообразований, что можно только ужаснуться. А страна смотрит, ей нравится. И мы хохочем, глядя на подрастающее поколение, не умеющее красиво и грамотно говорить. Что это – безразличие, безграмотность?
9
Далее я останавливаюсь и говорю о том, что к данному уроку некоторые учащиеся получили индивидуальные задания.
Первый «экскурсовод» получил задание рассказать о словаре Светы и Ромы Букиных.
Второй и третий «экскурсоводы» получили задание рассказать о молодёжных сленгах.
После обобщения темы, которое сделает учитель, класс записывает домашнее задание.
Домашнее задание: в тетрадях записать своё мнение о проблеме, которая встретилась сегодня на уроке.
Индивидуальные задания:
1) написать оду – хвалу словарям
2) принести свой любимый словарь и рассказать о нём.
10
3. Словари.
Проблемный блок.
Этот блок может быть построен как урок – выставка, урок – игра, урок – лекция.
Такая форма урока учит самостоятельности высказываний, помогает свободно вести себя среди людей, положительно влияет на психологический климат класса, создаёт творческую атмосферу.
Цель данных уроков – расширить кругозор учащихся, способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, развивать навыки исследовательской работы. Форма организации работы учащихся в рамках данного курса – практические занятия, на которых ребята учатся выбирать нужный словарь для выполнения определённой лексической работы: дать толкование слову, отредактировать текст, составить свою словарную статью по любому школьному учебнику.
Не тот образованный человек, который всё знает, а тот, кто знает, где найти ответ на возникший вопрос. (Народное изречение.)
В настоящее время получить полноценное образование невозможно без обращения к словарям. Они выполняют роль наставника, к которому можно обратиться в любой момент, с любым вопросом.
Сегодня существует огромное количество разных типов словарей. Это энциклопедические, терминологические, словари трудностей, словари иностранных слов, этимологические, словари синонимов, антонимов, орфографические словари.
Работу над темой начинаю с небольшой зачётной работы. На занятиях предлагаю учащимся написать небольшое сочинение по проблеме: «Для того чтобы быть образованным, очень часто говорят о том, что нужно читать словари. Как ты относишься к этому высказыванию? Нужно ли человеку знакомство со словарями?»
На следующем уроке проводим анализ работ. Делаем вывод, что словари очень необходимы. И начинаем работу со словарями. Ребятам очень нравятся такие уроки, так как они могут подержать словари в руках, полистать их, разобраться в построении, познакомиться с автором (авторами), почитать словарные статьи. Уроки стараюсь разнообразить, чтобы учащимся было интересно.
А особенно нравятся ребятам нетрадиционные формы уроков(гостиные, путешествия…), где они играют свои роли, пишут удивительные работы.
11
Например, тема урока звучит так: «Орфографические словари». К данному уроку было дано задание: написать оду – хвалу словарям.
Работы получаются разные, но каждая интересна по – своему. В них мы видим отношение ученика к теме, к работе со словарями. ( Приложение № 2).
Домашнее задание: найти и записать примеры выражений, которые вошли в русский язык в последние десять лет.
12
4.Крылатые слова.
Экспериментальный блок (урок – лаборатория.)
Эту главу хочу начать с рассказа о своей маленькой племяннице. Ей всего два года, но иногда она задаёт такие вопросы, что мы, взрослые, порой и ответить на них не можем. Девочка часто бывает недовольна нашими ответами, и мы слышим: «Дубина ты склерозовая». Откуда у такого маленького создания такое выражение? А ответ прост: бабушка – соседка так выражается. С этого примера я начинаю разговор о крылатых выражениях и правильном их употреблении.
Выражения, представляющие собой краткие цитаты или восходящие к какому – либо литературному произведению, а также изречения, принадлежащие или приписываемые историческим лицам, политическим, общественным деятелям, вообще известным людям, вошедшие в нашу речь, называются крылатыми словами.
Выражение «крылатые слова» восходит к текстам Гомера («Между собой обменялись словами крылатыми тихо») и обозначает поэтический образ – речь человека.
Источники крылатых слов разнообразны. Прежде всего это литература, произведения зарубежных авторов, Библия… Состав крылатых выражений постоянно пополняется.
Проверяем домашнее задание, которое выполняли учащиеся к уроку: найти примеры выражений, которые вошли в русский язык в последние десять лет.
Вот примеры таких выражений:1) факультет ненужных вещей (заглавие романа Ю. Домбровского.)
2) Холодное лето пятьдесят третьего (название фильма, сценарий Э. Дубровского.)
3) Осенний марафон (название фильма, сценарий А. Володина.)
4) Хорошо сидим (слова из фильма« Осенний марафон». )
5) У них всё будет по фэн – шую (из сериала « Моя прекрасная няня». )
6) Полный фарш (из сериала « Папины дочки». )
Устойчивые обороты используются для того, чтобы сделать речь образной, меткой, точной. И хотя их употребление придаёт нашему языку особую выразительность, относиться к ним нужно с осторожность, чувством меры. Они могут стать источниками речевых ошибок.
13
Домашнее задание к следующему уроку: найти и записать в тетрадь слова и словосочетания, в которых допускаются ошибки при постановке ударения.
14
5. Грубая ошибка.
Блок углубления.
Возможные формы уроков: урок – практикум, урок – лаборатория.
Начинаю урок с постановки вопроса: что это за знак – NB?
Знак NB - сокращение с латинского «заметить хорошо» - ставят в особо значимых случаях. С его помощью выделены распространённые и особенно заметные ошибки. Достаточно сделать одну из них, чтобы прослыть не знающим элементарного в языке.
Для урока приготовлены таблички. Работа проходит живо, интересно, увлекательно и поучительно. После обобщения учащимся даётся задание придумать и составить предложения с правильным произношением данных слов. Ребята сразу же учатся правильно произносить обороты, исправлять ошибки учащихся.
Вот такие таблички можно использовать на уроках:
|
||
|
||
|
||
|
15
|
|||
|
|||
|
|||
|
|
||
|
||
|
Это трудная работа, но удивительно благодарная. И я уверена, что попадётся на экзаменах ребятам эта тема, и вспомнят они мои уроки.
Домашнее задание на следующий урок: найти материалы по темам: «Омонимы», «Омографы».
16
6. Ударение.
Блок ошибок (урок – поиск).
Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово и опознаётся благодаря постановке ударения.
Ударение в русском языке свободное. Оно может быть на любом слоге слова. В пределах одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой. Например: поня –ть, по –нял, поняла.
Во многих случаях словесное ударение служит признаком, по которому различаются значения слов, например: за –мок - замо –к, му –ка, мука.
На очередном уроке спрашиваю ребят: «Можно ли отнести эти слова к омонимам?» Нет! Омонимы должны совпадать и по звучанию, и по написанию. Говорю ребятам, что это половинные омонимы – омографы – то есть одинаково пишущиеся слова, но отличающиеся постановкой ударения. Далее предлагаю ученикам прослушать стихотворение А. Барто и найти омографы:
Отца спросила дочка:
- Не знаю, как прочесть.
Есть слово « проволочка»
И « проволочка» есть.
А что такое атлас?
Его приносят в класс?
Я прочитала « атлас»,
Но есть ведь и « атлас».
Чем же отличаются омографы? Постановкой ударения.
При подборе заданий по данной теме я использую книгу Т. В. Матвеевой
«15 уроков по культуре речи», в которой собран большой практический материал. Предлагаю некоторые виды заданий:
1) Расставьте ударение в словах. Сверьте своё мнение с нормой, записанной на доске.
Аналог - аналог
Аристократия – аристократия
Асимметрия – асимметрия
Балованный – балованный
Безудержный – безудержный
Бижутерия – бижутерия
Боязнь – боязнь
Вероисповедание – вероисповедание
17
Втридорога – втридорога
2) Определите значения слов:
Искра – искра, ирис - ирис, образа – образы.
3) Заучите постановку ударения в формах кратких прилагательных:
Дорог, дорога, дорого, дороги;
Дёшево, дешева, дёшево, дёшевы.
В среднем звене учащимся очень нравятся игровые моменты на уроках. При работе над данной темой беру и такие задания:
Прочитайте отрывок из стихотворения А. Шибаева:
Ударный слог, Ударный слог –
Он назван так недаром…Эй, невидимка – молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит!
На первый этаж выпишите слова с ударением на первый слог. На второй этаж – слова с ударением на второй слог. И на третий этаж – слова с ударением на третий слог.
4) Поставьте ударение. Напишите ещё раз слова и измените ударение. Изменится ли смысл слова?
Пропасть –
Стоит –
Мелки –
18
5) Для каждой пропущенной буквы напишите проверочное слово.
Б Р ДАТЫЙ
М Л ДОЙ
СТ Р ЖИЛ
Г В РИЛ
6) Догадайтесь сами, какие буквы нужно вставить.
прим…рять друзей сл…зал с лестницы пол…скать брюки
прим…рять ботинки сл…зал шоколад пол…скать кошку
Очень нравится учащимся работать на таких уроках с компьютером. Для таких уроков мной разработаны слайды по теме «Занимательный русский язык».
Домашнее задание на следующий урок: составить кроссворд по теме.
19
7. Основы ораторского искусства.
Блок самостоятельного познания (разбор нового материала).
Предлагаю для работы тему «Ораторское искусство». Тема ребятам незнакома.
Начинаем с основ ораторского искусства. Создаю проблемную ситуацию.
Культура речи требует от образованного человека владения навыками публичного выступления. Мы ассоциируем ораторское искусство с выступлениями политиков и общественных деятелей. Уроки по данной теме я начинаю с разговора о том, почему так красноречива речь религиозных деятелей? Почему они говорят плавно, спокойно, грамотно, понятно, их приятно слушать. И почему наши политики кричат, бранятся, допускают огромное количество речевых ошибок? Чем же притягивают публику религиозные деятели и отталкивают наши политики? А тем, что первые умеют овладеть вниманием аудитории, заставить слушать себя (чего не могут вторые). Однако управлять вниманием слушателей непросто.
В своей школе я руковожу кружком «Литературное краеведение». Уже много лет наша школа занимает ведущие места на городских конкурсах. (Приложение №3).
Я считаю, что эти конкурсы – это конкурсы ораторского искусства. Имея огромный фактический материал по выбранной теме, но не умея красиво рассказать его, преподнести слушателям – это шаг к поражению. А иногда бывает так, что небольшой научный материал ребёнок так преподнесёт, что диву даёшься, как умело он пользуется своей речью, поразив и слушателей, и комиссию.
Так вот именно с 7 класса на занятиях кружка мы и начинаем говорить об ораторском искусстве. И начинаем с разговора об этапах работы над постановкой речи.
На первом этапе оратор должен определить, о чём он будет говорить. Именно здесь формируется основная тема речи, выбираются средства, при помощи которых она будет доказываться, собирается необходимый материал.
Второй этап подразумевает расположение собранного материала в том порядке, в котором он будет представлен в тексте. Это работа над композицией. Завершается этот этап составлением подробного плана – конспекта, в котором будет чётко представлена последовательность утверждений и аргументов.
Третий этап – этап работы над речью. Материал собран, осталось только написать речь.
20
Четвёртый этап – запоминание. Ученик должен запоминать свою речь, то есть выучить её наизусть.
Пятый этап – исполнение. Именно этот этап связан с культурой речи: образованный человек должен обладать навыками не только создания текста, но и его донесения до других людей.
Все мы знаем, что мастерство публичного выступления приходит с опытом. А чтобы появился опыт – нужно учиться. Я и сама к каждому уроку создаю свои примеры – образцы. ( Приложение № 4).
Домашнее задание: написать ораторскую речь на тему «Мужчина и женщина: два полюса одной вселенной».
21
- Контрольно – корректировочные уроки.
Возможные формы уроков: урок – тематический зачёт, урок – достижений, урок – тестирование.
Данные уроки служат для проверки того, насколько достигнуты цели изучения темы, внесение корректив в случае недоработки. Благодаря таким урокам создаётся положительная эмоциональная атмосфера, организуется самоанализ учащихся. Самый удачный урок в этой системе – тестирование. Заранее готовятся тематические тесты. Так как в основе модульного обучения лежит принцип опоры на ошибки, то тесты – это и есть те проблемные ситуации, которые и подразумевают поиск этих ошибок. Подобные уроки делают возможным сформировать умения: установление факта ошибки, выявление участка нарушения, определение причины отклонения, выбор способа устранения, ликвидация ошибки, проверка.
Такие ситуации могут быть актуализированы на разных этапах урока. Для примера приведу образцы тестов.
Тест 1. Ударение.
1) В каком ряду ударение падает на второй слог?
А) километр
Б) магазин
В) досуг
Г) диалог
2) В каком ряду ударение падает на первый слог?
А) портфель
Б) квартал
В) свекла
Г) предмет
Тест 2. Лексическое значение слова.
1) Значение какого слова определено неверно?
А) аннотация – разъяснение
Б) габарит – размер
В) аншлаг – объявление
Г) реставрация – восстановление
2) Каково лексическое значение слова РАЗЛИЧНЫЙ?
А) неодинаковый, несходный в чём – нибудь
Б) разнообразный, всевозможный
22
В) не один и тот же, другой
Г) всякий, кто угодно
Тест 3. Культура речи.
1) Ударение поставлено неверно в слове:
А) алфавит
Б) газопровод
В) украинский
Г) понявший
Д) туфля
2) В предложении допущены ошибки в образовании, употреблении форм слов:
А) На улице было холодно, поэтому пришлось вернуться за пальтом.
Б) Он не захватил с собой спортивных туфлей.
В) После вчерашнего дождя вновь стояла сухая погода.
Г) Стальная рельса лежала у самой дороги.
Д) В прошлом году я познакомился с известным биологом Джон Смитом.
Тест 4. Фразеологизмы.
1) Выбери фразеологизм, имеющий значение « человек с очень плохой памятью»:
А) ветреная голова
Б) голова садовая
В) голова дырявая
Г) голова соломой набита
2) Укажи предложение с фразеологизмом.
А) В июне бывают самые длинные ночи.
Б) Я люблю прогулки в светлые ночи.
В) Многие приезжают на север посмотреть белые ночи.
Г) Мальчики пришли на экзамен в белых рубашках.
Тест 5. Прямое и переносное значение слов.
1) В каком словосочетании слово употреблено в переносном значении.
А) золотые изделия
Б) золотой слиток
В) золотая монета
Г) золотое сердце
2) В каком словосочетании слово употреблено в прямом значении.
А) широкий кругозор
Б) широкая общественность
23
В) широкая улица
г) широкая известность
24
Заключение.
Работу над апробацией модульного обучения я начала в 2002- 2003 учебном году, когда ко мне пришли семиклассники, активные, творческие, жаждущие знаний. Они и подтолкнули меня к этой работе. Захотелось разнообразить уроки, заинтересовать своим предметом. Ребята пришли и пишущие, и читающие, и говорящие, и готовые на эксперимент.
И я решила перейти на модульное обучение. Такие уроки способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу учащихся, повышают интерес к урокам русского языка, активизируют познавательную деятельность учащихся. А если урок проходит живо, с интересом – это, несомненно, радость для учащихся,
Итак, каких же результатов мы достигли? На начало эксперимента в классе было 25 учащихся, из которых 18 учащихся обучались на « хорошо» и « отлично».
год |
класс |
Абсолютная успеваемость |
Качественная успеваемость |
2002 - 2003 |
7 -б |
100% |
76% |
2003 - 2004 |
8 -б |
100% |
79% |
2004 - 2005 |
9 -б |
100% |
81% |
2005 -2006 |
10 -б |
100% |
84% |
2006 - 2007 |
11 -б |
100% |
87% |
Каковы же результаты ЕГЭ?
Русский язык – абсолютная успеваемость – 100%
Качественная успеваемость – 50%
Литература - абсолютная успеваемость – 100%
Качественная успеваемость – 50%
Щербаков Александр, Тележкин Олег, Лазарь Вика получили серебряную медаль. Одновременно начала работать с 10 –а классом. Ребята хорошие, организованные. И их я подключила к своей работе. Результаты получились такие:
Русский язык – абсолютная успеваемость – 100%
Качественная успеваемость – 63, 6%
Литература – абсолютная успеваемость – 100%
Качественная успеваемость – 66, 7%
25
Я считаю, что это хорошие результаты.
Начатую в 2002 году работу я продолжаю и сейчас. В 2005 году я взяла параллель пятых классов. Классы совершенно разные и по уровню подготовки, и по желанию учиться. Сейчас они в 7 классе. Каких же результатов мы достигли?
год |
класс |
Абсолютная успеваемость |
Качественная успеваемость |
2005 -2006 |
5 –а 5 -б |
98, 6% 100% |
65% 68% |
2006 - 2007 |
6 –а 6 -б |
98,6% 98,6% |
68,5% 71% |
2007 - 2008 |
7 –а 7 -б |
98,6% 98,6% |
68% 72% |
Уже результат налицо: работа идёт успешнее в 7 –б классе. Почему? У ребят огромное желание учиться, узнавать новое, творить, что – то создавать. На базе этого класса мной ведётся кружок «Литературное краеведение». С 2006 года нами достигнуты результаты:
2006 – 2007 учебный год – конкурс «Исток» - 1 место
Конкурс «Родной очаг» - 3 место
2007 – 2008 учебный год – конкурс «Исток» - 1 место
Конкурс «Родной очаг» - 3 место
Желание работать у учащихся есть, поэтому работа продолжается.
26
Используемая литература.
1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., Педагогика, 1989
2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М., Народное образование, 1998.
3.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие.- М., Народное образование, 1996.
4.Шевченко Н.И. Возможности развития школьников.- М.,/Преподавание истории в школе, №6, 1999.
5. Журнал «Народное образование», 2008.
Приложения.
Приложение № 1
Тематическое планирование для проведения групповых занятий по русскому языку(7 класс)
Пояснительная записка.
Школа № 66, класс – 7б, предмет – русский язык .
Учитель – Сафина Аниса Мансуровна.
Планирование составлено на основе личного опыта учителя Сафиной А.М. в соответствии с новыми функциональными ориентациями предмета «Русский язык и культура речи». Данное планирование позволяет расширить представление о русском языке, о современной речевой ситуации, о речевом портрете нашего современника.
Учебно – методическое обеспечение:
Словари, энциклопедии, книга Т. В. Матвеевой «15 уроков по культуре речи», Екатеринбург, Сократ, 2002.
Количество часов - 17.
Распределение часов по темам:
Порядковый номер |
Тема занятия |
Количество часов |
1. |
Введение в курс. Знакомство с тематикой занятий, видами и формами работ. |
1 |
2. |
Современная речевая ситуация. |
1 |
3. |
Виды словарей. |
2 |
4. |
Орфографические словари. |
1 |
5. |
Крылатые слова. |
2 |
6. |
Грубая ошибка. |
3 |
7. |
Ударение. |
2 |
8. |
Основы ораторского искусства. |
1 |
9. |
Ораторское искусство. |
2 |
10. |
Контрольное тестирование. |
2 |
Во всех разделах даются материалы, позволяющие построить работу как с учащимися высокого уровня языковой и речевой компетенции, так и с теми, кто испытывает трудности. Эти уроки способствуют качественному повышению уровня речевой культуры, формированию коммуникативной компетенции, под которой подразумевается умение человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуации общения; расширению культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа; формированию умений оценивать коммуникативное поведение и речевые произведения в разных сферах общения.
Отличительная особенность курса – его обращение к современной языковой ситуации, к языку сегодняшнего дня со всеми его достоинствами и недостатками.
Виды контроля.
текущий |
Собеседование, тестирование |
промежуточный |
Контрольные работы, защита проектной работы |
итоговый |
Тестирование, экзамен |
Критерии оценки ответа учащихся.
Логичность изложения материала |
3 балла |
Раскрытие темы |
3 |
Использование широкой информационной базы |
3 |
Наличие собственных выводов |
3 |
Выполнение дополнительных заданий (изготовление наглядных пособий, игры) |
2 |
Формы контроля.
модуль |
Форма контроля |
балл |
Модуль 1. Современная речевая ситуация. |
Мини- сочинение, ода – хвала словарям |
5 5 |
Модуль 2. Словари. |
Оценка за артистичность, письменные задания |
5 5 |
Модуль 3. Крылатые слова. |
Письменные задания |
5 |
Модуль 4. Грубая ошибка. |
Дополнительные задания, рассказ по теме |
5 5 |
Модуль 5. Ударение. |
Кроссворд по теме |
5 |
Модуль 6. Ораторское искусство. |
Ораторская речь |
5 Итого: 45 баллов |
Приложение № 2
Конспект учебного занятия
Город: Магнитогорск
МОУ «СОШ»№ 66
Учитель Сафина Аниса Мансуровна
Класс 7
Предмет Русский язык
Тема учебного занятия: Орфографические словари.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Цели урока:
1) Ознакомление учащихся с видами орфографических словарей; с наукой лексикографией;
2) Развитие умения слушать, запоминать, пользоваться словарём;
3) Воспитание любви к русскому языку, к словарям.
Оборудование: Учебный класс, плакаты, словари, наглядность.
Ход учебного занятия.
1. Организационный момент
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Итак, запускаем двигатель (руки соединяем с соседом – ПО-Е-ХА-ЛИ!) § 1 этаж хранилища. Здесь обитают ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ, (звучит стихотворение В. Шефнера «Устная речь».)
|
Подготовка к уроку. Приветствие учителя. Прослушивание инструктажа. В класс входит Магистр Лексикологии, подходит к столу, одевает шляпу, набрасывает накидку и начинает занятие. - Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в Академию Словарей, опустимся в хранилище книг. Путешествуя по хранилищу, мы познакомимся с наукой, которая занимается изучением теории составления словарей, встретимся с разными типами орфографических словарей, узнаем об их назначении. - Начинаем путешествие.
|
Знания: Знание правила поведения на уроке, подготовка к уроку;
Умения: Умение готовиться к уроку, умение сконцентрироваться на теме урока;
Методы: словесный
Формы: фронтальная
Наглядность:
Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке.
(Анатоль Франс)
Не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос.
(народное изречение)
2. Знакомство с новым материалом. (30 минут). Путешествие.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Учитель: - Нас встречает лексиколог (специалист по лексикологии).
|
(встречает Лексиколог) Это так, а не иначе, Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо- Не скудела в наши дни. Рассказ лексиколога: - Я являюсь хранителем этажа, где помещены все орфографические словари. Всеми типами словарей испокон веков занималась наука Лексикография (изучение теории и практики составления словарей). Оно пришло к нам с греческого языка: «lecikos» - «слово» (написано карточкой на доске) «grapho» - «пишу» - Все мои словари делятся на 2 группы: Энциклопедические и Лингвистические. Цель энциклопедических словарей - объяснить суть явления соответствующей области знания, искусства, производства…); цель лингвистических словарей – собрать и объяснить слова, фразеологизмы, растолковать лексическое и грамматическое значения, употребляемость в речи. |
3. Практическая (орфографическая) пауза.(5 минут).
Учитель: Как же можно проверить правописание данных слов? (пользуясь орфографическим словарем). Учитель: Мы всегда относили орфографический словарь к группе словарей правильной речи, который был предназначен для самого широкого круга читателей, которые так или иначе соприкасаются с вопросами написания слов. Но в последнее время стали происходить какие – то чудеса. Старый орфографический словарь, будучи Министром печати, разрешил печатать очень странный материал. Учитель: Ребята, у вас на партах есть текст «Пуськи бятые». Давайте прочитаем его. Пуськи бятые. Сяпала Калуша по напушке и увязала Бутявку. И волит: - Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямали. И подудонились. А Калуша волит: - Оее, оее! Бутявка –то некузявая! Бутявка вздребознулась, сопритюкнулась и усяпола с напушки. А Калуша волит: - Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От Бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой! - Калушата подудонились! Калушата- подудонились! Зюмо некузямые! Пуськи бятые! (Л. Петрушевская) Учитель: Текст очень странного происхождения и содержания. - Давайте разберемся в нем. ? – Чем же необычен этот текст? Почему орфографический словарь разрешил напечатать этот текст? Выполним для этого парочку заданий. 1. «Слово – змейка» Задание: запишите, работая с орфографическим словарем, 10 словарных слов в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого. (Пример: адрес, салют….) НО: 1 ряд – записывает слова, обозначающие предмет; 2 ряд – слова, обозначающие действия; 3 ряд – слова, обозначающие признак действия. (раздаются листочки по рядам)
- Проверим (проговорим слова). Учитель: А теперь возьмите текст «Пуськи бятые». Работаем с первым предложением. Разберите его по членам предложения, определите, чем выражено каждое слово (работаем в тетради). ? – Что теперь вы можете рассказать о данном тексте? Учитель: Вывод: Текст соответствует всем орфографическим, грамматическим, пунктуационным требованиям. Значит, он составлен верно. Перед нами специально составленная лингвистическая сказка – загадка.
|
Лексиколог: - А теперь ребята проверим вашу сообразительность.
1) Задание: решите кроссворд
(решается всем классом и сразу же заполняется на доске). 1. Игра на льду на коньках с небольшим мячом или шайбой? (хоккей) 2. Дорога с рядами деревьев по сторонам? (аллея) 3. Место, где продают билеты? (касса) 4. Человек, который совершает поездку на любом виде транспорта? (пассажир) 5. Дорога, покрытая асфальтом? (шоссе) Отгадай слово по вертикали? (КЛАСС Лексиколог: Да, это так. Но вы должны, поработав с этим текстом, доказать другую сторону вопроса: орфографический словарь поступил правильно, разрешив напечатать этот текст. Лексиколог: С этим заданием вы справились, молодцы. Идемте дальше. (Лексиколог подходит к выставке книг). Здесь у меня хранятся все виды орфографических словарей. Давайте с ними познакомимся. v ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ. Школьный словарь отличается прежде всего объёмом словника, зависящим от возраста адресата: словарь для средней школы, не то же, что для начальных классов. Однако прежде это различие чаще всего игнорировалось. Впоследствии вышло несколько словарей специально для начальной школы. Самым популярным остаётся орфографический словарь Ушакова и Крючкова. С 1934 года этот словарь ежегодно издаётся вплоть до настоящего времени. Между тем, было бы желательно разнообразить форму и стиль школьных словарей, не только используя опыт прошлого, но и учитывая достижения современной школьной практики. Возможно, авторами новых словарей могли бы быть сами учителя, для которых естественно рассматривать словарную информацию как помощь в затруднительных случаях правописания и как основу для занятий по русскому языку. v СЛОВАРИ – СПРАВОЧНИКИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ПЕЧАТИ. Это более молодой жанр. Авторами таких словарей и были, в основном, корректоры (работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру (исправление ошибок). В конце 20 – 30-х годов был выпущен ряд пособий для наборщиков, корректоров, редакторов. Самый знаменитый из данных словарей «Справочник по орфографии и пунктуации» для работников печати Былинского К.И. и Никольского Н.Н. Первое издание вышло в 1949 году, четвертое – в 1970 году. v ОБЩИЕ СЛОВАРИ. Эти словари все еще нуждаются в серьёзных усовершенствованиях. Самый знаменитый «Орфографический словарь русского языка» 1956 года издания. К данной группе можно отнести словари: 1) «Справочная книжка и указатель русского правописания» (1879 год, автор Геннинг В.П.) 2) «Справочный словарь орфографический, этимологический, толковый» (1899 год, автор Чудинов А.Н.) 3) «Карманный орфографический словарь» (1897 год, автор Сославин Д.Н.) 4) «Орфографический словарёк» (Бодуэн де Куртенэ, 1910 год) 5) В 1957 году Ожегов С.И. издаёт при содействии института РАН «Орфографический словарь русского языка», которым мы пользуемся до сих пор (переработанным). В настоящее время в институте русского языка РАН к выпуску готовится Большой орфографический словарь. |
Орфографическая пауза
4. Практическая часть.
Учитель: А теперь поработаем с орфографическим словарем.
Задание: в данных словах поставьте ударение и проверьте по орфографическому словарю. Подчеркните волнистой чертой слова, где возможно 2-х местное ударение.
(Слова написаны на карточке и вывешиваются на доску. Ученики переписывают их в тетрадь и работают со словарем).
Агент, арест, баржа, баловать, верба, ворота, гравер, договор, единство, еретик, заговор, избаловать, коклюш, камбала, километр, кладовая, лассо, молодёжь, некролог, ненависть, перепланировать.
5. Проверка домашнего задания (проверка готовности к уроку).( 5 минут).
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Учитель: На дом некоторым ребятам было дано задание: написать оду-хвалу словарю. Послушаем.
|
Проверяется домашнее задание. |
6.Заключение (цель: приведение в систему полученных учащимися знаний).
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Лексиколог: Словари – не только справочники, но и элемент национальной культуры: ведь в слове запечатлены многие стороны народной жизни. Всё богатство и разнообразие лексических запасов языка собрано в словарях. Изучать словари, читать их нужно всегда. Они - наши помощники. Учитель: И верно говорит народное изречение: «не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Словарь – это Вселенная, расположенная в алфавитном порядке, говорил французский писатель Анатоль Франс. И это действительно так. Мы побывали с вами на одном этаже хранилища книг в Академии Словарей. На следующих уроках мы продолжим знакомство с другими видами словарей, побываем на других этажах хранилища. |
Записывается домашнее задание на следующий урок. |
Приложение № 4
Ораторская речь.
Мужчина и женщина: два полюса одной Вселенной.
В каждом человеке естественным образом перемешаны мужские и женские качества. И я не ставлю себе целью изменить это соотношение. Оно идеально для всех.
Моя цель – помочь Вам понять, как нужно строить своё общение, чтобы отыскать наиболее прямой путь к уважению и поддержке.
Итак, давайте с Вами порассуждаем о мужчине и женщине. А можно ли их назвать полюсами Вселенной? С чего начнём? А начнём с первой книги Моисея, в которой сказано: « И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра , взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: « Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; и она будет называться женою, ибо взята от мужа ( своего).»
Эта история о происхождении родоначальницы прекрасного пола из ребра – очень распространённая. Подобные легенды встречаются у разных народов. Это ведь наша история!
И назвал Бог мужчину Адамом, а женщину – Евой. Но не послушали они Бога, вкусили плоды древа познания добра и зла. И в наказание были изгнаны из рая и обречены нести бремя своего греха. Мужчины должны тяжким трудом добывать пропитание. Женщины – в мучениях производить потомство, в расплату за то, что поддались искушению.
Вот так и появились два полюса: мужчина и женщина!
Но время идёт, всё меняется. Поменялись и мужчины с женщинами, но не поменялась их логика. Вы когда – нибудь задумывались, что спрятано за словами « Я Вам позвоню»?
Когда женщина произносит эти слова мужчине, это означает , что она перезвонит. Когда мужчина их произносит, это ничего не значит.
На работе женщины получают от своих начальников – мужчин распоряжения. Мужчины же от начальников – женщин воспринимают только советы.
Женщина всегда может спросить мужчину, не очень ли толстой она ему кажется? Зато мужчина никогда не спросит женщину, не очень ли лысым она его находит?
Садясь в машину, женщины первым делом обращают внимание на бак с бензином и видят, что он наполовину пуст. Мужчины смотрят на тот же бак и видят, что его хватит и для поездки на дачу, и на обратный путь.
Женщины любят носить чёрное потому, что это, во – первых, делает их стройнее, во – вторых, хорошо гармонирует с аксессуарами, в – третьих, чёрное – это очень сексуально. Мужчины носят чёрное просто потому, что на одежде этого цвета грязь не так заметна.
Женщина стопроцентно уверена, что она экономит деньги. Если идёт в магазин, где проводится распродажа, и покупает по дешёвке что – то ей совершенно не нужное. Мужчина никогда не пойдёт на распродажу, как бы ни были велики размеры объявленных скидок.
Если в бутылке остаётся вина на половину бокала, то женщина всегда готова заткнуть бутылку пробкой и оставить вино на следующий раз. Мужчина же не успокоится, пока не прикончит бутылку.
Так где же логика?
А логика в том, что это, действительно, два полюса одной Вселенной: мужчина и женщина, такие разные, такие непохожие ни в чём, но очень нужные друг – другу. Что же их может объединять? Уважение? Да! Успех? Да! Взаимопонимание? Безусловно!
Но главное – любовь!
Безусловно, многое из сказанного – сказка. Но это чудесная сказка. Все мы мечтаем о мире, где царят уважение, доверие, справедливость, благополучие. Мы хотим его для себя, для тех, кто нам дорог.
Так давайте любить друг друга, уважать, беречь, не обижать по пустякам.
Я рада поделиться с вами своими мыслями. Я изложила их в надежде, что мужчины и женщины из сказанного извлекут пользу, и наступит время, когда луч любви поможет нам всем обрести то, что мы заслуживаем – взаимопонимания.
Приходит Бог на Землю и видит: сидят мужчина и женщина у своего дома. Смотрят то на алую зарю, то в глаза друг другу. В те мгновения, когда глаза их встретились, Бог увидел в них какую – то неведомую для него красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеницы. Прекраснее всего, что слепил и смастерил Бог. « Как же это так, - в смятении подумал Бог, - я создал твёрдую землю, слепил из глины человека, вдохнул в него жизнь, но не смог создать такой красоты. Откуда она взялась и что же такое эта красота?» Это любовь!»- сказал архангел, пожав плечами.