Воспитательное мероприятие "Я- гражданин России"
Я- гражданин России | ||
Класс | 4 класс | |
Цель мероприятия | Организация деятельности обучающихся для углубления ценностного отношения к своей Родине- России, формированию знаний о том, кто такой гражданин России и умений определять гражданские права и обязанности России. | |
Задачи мероприятия | 1. Образовательная: закрепить знания о роли гражданина России для государства. 2. Развивающая: развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей 3. Воспитательная: способствовать воспитанию взаимоуважения, вежливого обращения, чувства гордости за свою страну. | |
Форма (ы) мероприятия | Тематический классный час | |
Методы и средства воспитания, используемые в мероприятии | Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (фотографии, презентация, карта), практический (игры, задания), словесные поощрения. Средства: технические: презентация, колонка, проектор, бумажные ладошки, фломастеры, магниты, карточки для групповой и парной работы, клей | |
Ход внеклассного мероприятия | ||
Этап планируемого мероприятия | Деятельность классного руководителя | Деятельность обучающихся |
Подготовительный этап | Тематический классный час проходит в классе, учащиеся садятся за парты, которые расставлены по группам. Всего 6 групп, в каждой 4 человека. Приветствует учащихся, задает положительный настрой, настраивает на активную работу -Добрый день, наше мероприятие я хотела бы начать со стихотворения «Что мы Родиной зовём?» -Ребята, какие чувства вызывает у вас это стихотворение? -О чём это стихотворение? - Ребята, а как называется ваша Родина? Определение темы классного часа - Как вы думаете о чём пойдет речь сегодня на занятии? - Вставьте пропущенное слово, чтобы назвать тему занятия (На слайде: Я – гражданин…) - Тема нашего классного часа «Я – гражданин России» (Тема на слайде) - Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное. Сегодня нашу с вами встречу освещает солнышко. И это не случайно. - Какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты? И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь | Приветствуют учителя, настраиваются на активную работу Слушают учителя Предполагаемые ответы детей: чувство любви к Родине О Родине Отвечают: Россия Определяют тему классного часа Предполагают: о Родине/о России Смотрят на слайд Предполагают: России Слушают Отвечают: солнце дает жизнь всему живом |
Основной этап | Ведёт беседу о человеческих ценностях - Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим? (Прикрепляю на доску карточки со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество) Читает притчу -Послушайте одну историю. Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ». По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. - Почему же Человек заскучал? (Вывешиваю табличку со словом «Родина») - Ребята, а что же такое Родина? Давайте поиграем в игру «Ассоциации» Тематическая физкультминутка «Ассоциации» - Встаньте, пожалуйста, со своих мест. В моих руках вы видите мяч. Я любому из вас буду его бросать, а тот кто поймал заканчивает фразу одним словом: Родина - это … . - Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. Это знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Родина - это место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина - это дом, в котором живём. Родина - это наши предки, мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Это ли не Родина? - Наша с вами Родина – это Россия. Кто может показать нашу Родину на карте? (Показ России на карте) -Россия- это огромное государство, гражданами которого мы являемся -Ребята, а кто такой гражданин РФ? -Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Но не все люди, которые имеют гражданство РФ можно назвать истинными гражданами России. -Сейчас поработаем в группах как вы сидите, а как мы работаем в группе? -Распределите обязанности в вашей группе. Выберите спикера, хранителя тишины, лидера и секретаря. -Хорошо. У вас на столах карточки «Дела настоящего гражданина России». Ваша задача посовещаться в группе и определить, какие дела выполняет патриот, на выполнение задания 3 минуты. Задание на карточке: 1. Готов встать на защиту Родины. 2. Хорошо учится. 3. Не любит работать. 4. Не слушается своих родителей. 5. Любит то место, где родился и вырос. 6. Любит и не забывает свою мать, свой дом. 7. Не хочет учиться. 8. С гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей. 9. Не только любит, но и охраняет природу 10. Не уступает место старшим в автобусе. 11. Знает государственную символику. 12. Украшает Родину своим трудом. 13. Знает свой государственный язык. 14. Разоряет птичьи гнёзда. 15. Знает историю своей страны, гордится своими предками. 16. Засоряет природу -Давайте проверим, какие дела не относятся к настоящему гражданину России? -Вы абсолютно правы, все эти дела не относятся к истинному гражданину России. -Каждый из нас способен любить и ценить дом, в котором живет, место, в котором учится, город, село в котором родился и растет, страну, которой хочется гордиться! А нашей Россией действительно нужно гордиться! Любить ее, быть преданным ее интересам, готовым к подвигам во имя Родины. -Ребята, назовите символы нашего государства - Молодцы! Как мы должны относиться к ним? -Верно! Отношение к символам — это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов — это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и написано в Конституции РФ. - На слайде изображены флаги государств. Найдите флаг Российской Федерации. (Демонстрация флага на слайде). Белый цвет означает свободу, благородство, мир. Синий – цвет веры и духовности. Красный символизирует державность, которая во все времена была присуща Российскому государству и нашему многонациональному народу. -А кто может описать герб РФ? (на слайде изображение герба РФ) У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он России дух свободный. -Ребята, а что такое гимн? -Кто написал гимн Российской Федерации? -Как исполняется гимн? -Вы уже знаете, что для того, чтобы люди в стране могли работать, учиться, отдыхать, существуют законы. Законы – это правила, которые устанавливает государство. -Эти правила должны выполнять все граждане России. А записаны они в одной из самых главных книг, как она называется? -Конституция – это основной закон государства. Он определяет все самое главное для нашей страны и ее граждан: какая власть осуществляется в нашей стране, какие органы власти ее реализуют, какие права и обязанности есть у наших граждан. (демонстрация печатного издания Конституции) - У каждого человека есть свои права и мы должны хорошо знать их и уметь ими пользоваться. Но следует знать не только права, но и обязанности, не нарушать права других. Только тогда мы сможем стать настоящими гражданами Отечества. Сейчас мы с вами поработаем в парах, назовите правила работы в паре. -Я раздала вам конверты и пустой лист бумаги. Ваша задача распределить карточки на права и обязанности, красочно оформить вашу работу на листе бумаги. На выполнение 7 минут. Содержание карточек: (карточки разрезаны и перемешаны) Карточки- обязанности 1. Прилежно учиться. 2. Выполнять требования учителя, дежурных. 3. Соблюдать технику безопасности. 4. Беречь школьное имущество. 5. Выполнять распорядок дня. 6. Придерживаться правил культурного поведения. 7. Уважать права других. Карточки- права: право на имя, отчество, фамилию. жить и воспитываться в семье. общаться с родителями и другими родственниками. защищать свои права. выражать свое мнение. право на имущество. право на медицинское обслуживание. -Кто желает выступить? -Давайте сверим ваши предположения с эталоном ответа (демонстрация эталона на слайде? -Велика наша Россия, от Калининграда до Камчатки протянулась она и везде люди соблюдают этот закон. Читает стихотворение -Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей… Люблю твои луга и нивы, Прозрачный звон твоих равнин, К воде склонившиеся Люблю тебя с твоей тайгою, С воспетым трижды камышом, С великой Волгою – рекою, С могучим быстрым Иртышём. Люблю, всем сердцем понимаю Степей таинственную грусть. Люблю всё то, что называют Одним широким словом – Русь. -Во все времена люди любили свою Родину и поэтому сложили о ней много пословиц и поговорок. А вы знаете пословицы и поговорки о Родине? -Как много пословиц и поговорок вы знаете! А о чём они все? -Я хочу вам показать несколько слайдов с гражданами России. Назовите их (Портреты А.С. Пушкина, Ю.А. Гагарин, П.И. Чайковский, Пётр I, М. Т. Калашников). -Это выдающиеся личности. Их хочется назвать гражданами России с большой буквы. Они не только родились в нашей стране, но и весь свой талант, устремления отдавали служению обществу, народу, укрепляли могущество России. К ним можно отнести и ваших родных, которые сумели защитить Родину во время Великой Отечественной войны. Именно такие люди делают Родину славной и великой! - Мы живём с вами в стране, которая за свою многовековую историю перенесла многое: и революции, и не одну кровопролитную войну. И в каждое время находились люди, которые отдавали свою жизнь, талант, душу на становление своей страны, своей Отчизны. В трудные для страны периоды они проявляли свои особые свойства, которые свидетельствовали о высоком гражданственном долге, гордились своей принадлежностью к ней. | Отвечают: здоровье, мама друзья, жизнь и тп Слушают учителя Отвечают: он скучал по своему дому, Родине Играют, называя ассоциации с Родиной Один ученик показывает Россию на карте Отвечают: гражданин- человек, который имеет гражданство РФ и все его действия направлены на благо народа и Отечества
Дружно, не шумим, в группе все работают, у каждого свои обязанности Распределяют обязанности в группе Работают в группе, обсуждают задание, записывают ответы Предполагаемые ответы: Не любит работать. Не слушается своих родителей. Не хочет учиться Не уступает место старшим в автобусе. Разоряет птичьи гнёзда. Засоряет природу Слушают речь учителя Отвечают: Герб, Флаг, Гимн Отвечают: не осквернять Слушают Находят флаг Слушают 1 ученик описывает герб РФ Отвечают: гимн- торжественная песня, посвященная Родине Автор слов Сергей Михалков, композитор Александр Александров Отвечают: гимн исполняется стоя Отвечают: Конституция РФ Проговаривают правила работы в паре: не шумим, договариваемся Работают в паре, делят права и обязанности гражданина РФ Выступает одна пара Сверяют свои ответы с эталоном Слушают речь учителя Предполагаемые ответы: В гостях хорошо, а дома лучше. Без корня и полынь не растёт. Где кто родится, там и пригодится. Дома и стены помогают. Как мать одна, так и Родина одна. С родной земли умри, а не сходи. Родину головой оберегают. За родину и честь не жаль голову снять. Где сосна взросла, там она и красна. О Родине, о любви к ней Отвечают: А. С. Пушкин, Ю.А. Гагарин, П. И. Чайковский, Пётр I, М. Т. Калашников Слушают учителя |
Заключительный этап | Подведение итогов - Вспомните тему нашего занятия. - Что нового вы сегодня узнали? - Ответьте на вопрос: Каким же должен быть гражданин России? Рефлексия - Дорогие ребята, поднимите руку, кто после занятия считает себя настоящим гражданином своей страны. Молодцы! У вас на партах есть ладошки. Запишите на них своё имя, а затем мы прикрепим их на плакат «Я - гражданин России». - Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Я думаю, что все вы, когда вырастете, станете достойными гражданами своей страны. А гордиться нам с вами есть чем. Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей родины. | Подводят итоги Отвечают: Я - гражданин России Высказываются Отвечают: любящим свою родину, уважающим государственные символы Выполняют рефлексию |