12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кирилкина Виолетта Андреевна63
Россия, Красноярский край, назарово

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

I. Беседа с учащимися о теме урока (через подводящий диалог)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виолетта Андреевна и сегодня я проведу с вами урок обществознания. Прочитайте название темы («Загадка человека»).

 

- Как вы думаете, о чём пойдет речь на учебном занятии?

Ответы учащихся могут быть различными. Но верный ответ: – Мы будем отвечать на вопросы о человеке.

- А на какие вопросы о человеке нужно найти ответы?

1) Чем человек отличается от животных?

2) Что необходимо человеку для развития?

3) Какая ответственность лежит на человеке?

II. «Чем человек отличается от животных»

Чтобы дать ответ на первый вопрос «Чем человек отличается от животных» вам нужно выполнить задание. У вас на партах есть заранее подготовленные файлы, в которых есть картинки и подобраны признаки живых существ и человека. Вам необходимо:

в центр поместите одну из картинок;

из предложенного набора признаков выберите те, которые присущи только человеку;

составьте развёрнутый ответ на вопрос «Чем человек отличается от животных?»

На выполнение работы у вас 3 минуты.

Правильное выполнение работы:

выбрана картинка, где изображена семья;

указаны 8 из предложенных признаков:

1) владеют речью;

2) умеют производить орудия труда;

3) имеют хорошо развитый головной мозг;

4) осознают самих себя и свои действия;

5) обладают фантазией;

6) способны к действиям по плану;

7) способны к прямохождению;

8) способны к творчеству.

Перечисляют признаки и аргументируют.

Давайте посмотрим, что же у вас получилось. Группа, которая справилась быстрее всех, будет представлять свои результаты, а ваша задача, слушая ответ одноклассников, у себя в работе отмечать «плюсом» те признаки, которые у вас совпали.

Если все совпали, то аргументируют, почему не выбрали остальные признаки.

Если есть расхождения, то объясняют их причины и приводят примеры, которые доказывают, почему нужно добавить или наоборот убрать один из признаков.

 

- Допустили ли вы ошибки?

- Чем вы можете это объяснить?

Ответы могут быть различными: - знаем признаки из уроков истории и обществознания; - не знаем отличий и др.

III. «Что необходимо человеку для развития»

- Чем вы руководствовались при выборе картинки?

Если выбрали картинку, где изображена семья, то объясняют почему.

Если выбрали картинку, где один человек (или с собачкой), то отвечают на вопросы учителя: - А зачем тогда человеку речь? Может ли он в одиночку трудиться? – А что ему для этого необходимо?

Тогда ещё один признак, который отличает человека от других живых существ – это «способность к осмысленному взаимодействию с другими людьми».

Добавьте к своей работе этот признак (трём группам отдать листочек с признаком, а на работу выступающих приклеить самой).

Приклеивают дополнительный признак.

А как вы думаете, что произойдет, если человек лишиться возможности взаимодействия с другими людьми? Можете привести примеры, когда человека лишали этой возможности?

В качестве примера – дети-маугли, которые воспитывались животными.

- Так что же необходимо человеку для развития?

Взаимодействие с другими людьми. Здесь могут привести примеры, где мы взаимодействуем с др. людьми.

IV. «Какая ответственность лежит на человеке»

У нас остался без ответа ещё один вопрос: «Какая ответственность лежит на человеке». Чтобы на него ответить, я предлагаю вам снова объединиться в группах и выполнить следующее задание:

прочитать высказывания писателей М.М. Пришвина, Антуана де Сент-Экзюпери и Л.Н. Толстого;

устно объяснить их смысл;

сделать общий вывод: что объединяет эти высказывания.

На работу 3 минуты.

Правильно сформулированный ответ: все писатели говорят о том, что на человеке лежит ответственность – заботиться о благе других, делать всё, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.

Легко ли было выполнить это задание? Какие умения вам потребовались, чтобы выполнить его успешно?

Умение делать выводы, работать в группе и договариваться.

V. Закрепление

Теперь, когда мы ответили на все вопросы:

1) Чем человек отличается от животных?

2) Что необходимо человеку для развития?

3) Какая ответственность лежит на человеке?

я хочу проверить, насколько хорошо каждый из вас разобрался с темой «Загадка человека» и для этого я приготовила карточки с заданиями. Вам нужно вставить пропуски в текст.

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.