Урок по обществознанию 5 класса «Загадка человека»
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
I. Беседа с учащимися о теме урока (через подводящий диалог) |
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виолетта Андреевна и сегодня я проведу с вами урок обществознания. Прочитайте название темы («Загадка человека»). |
|
- Как вы думаете, о чём пойдет речь на учебном занятии? |
Ответы учащихся могут быть различными. Но верный ответ: – Мы будем отвечать на вопросы о человеке. |
|
- А на какие вопросы о человеке нужно найти ответы? |
1) Чем человек отличается от животных? 2) Что необходимо человеку для развития? 3) Какая ответственность лежит на человеке? |
|
II. «Чем человек отличается от животных» |
Чтобы дать ответ на первый вопрос «Чем человек отличается от животных» вам нужно выполнить задание. У вас на партах есть заранее подготовленные файлы, в которых есть картинки и подобраны признаки живых существ и человека. Вам необходимо: в центр поместите одну из картинок; из предложенного набора признаков выберите те, которые присущи только человеку; составьте развёрнутый ответ на вопрос «Чем человек отличается от животных?» На выполнение работы у вас 3 минуты. |
Правильное выполнение работы: выбрана картинка, где изображена семья; указаны 8 из предложенных признаков: 1) владеют речью; 2) умеют производить орудия труда; 3) имеют хорошо развитый головной мозг; 4) осознают самих себя и свои действия; 5) обладают фантазией; 6) способны к действиям по плану; 7) способны к прямохождению; 8) способны к творчеству. Перечисляют признаки и аргументируют. |
Давайте посмотрим, что же у вас получилось. Группа, которая справилась быстрее всех, будет представлять свои результаты, а ваша задача, слушая ответ одноклассников, у себя в работе отмечать «плюсом» те признаки, которые у вас совпали. |
Если все совпали, то аргументируют, почему не выбрали остальные признаки. |
|
Если есть расхождения, то объясняют их причины и приводят примеры, которые доказывают, почему нужно добавить или наоборот убрать один из признаков. |
||
- Допустили ли вы ошибки? - Чем вы можете это объяснить? |
Ответы могут быть различными: - знаем признаки из уроков истории и обществознания; - не знаем отличий и др. |
|
III. «Что необходимо человеку для развития» |
- Чем вы руководствовались при выборе картинки? |
Если выбрали картинку, где изображена семья, то объясняют почему. |
Если выбрали картинку, где один человек (или с собачкой), то отвечают на вопросы учителя: - А зачем тогда человеку речь? Может ли он в одиночку трудиться? – А что ему для этого необходимо? |
||
Тогда ещё один признак, который отличает человека от других живых существ – это «способность к осмысленному взаимодействию с другими людьми». Добавьте к своей работе этот признак (трём группам отдать листочек с признаком, а на работу выступающих приклеить самой). |
Приклеивают дополнительный признак. |
|
А как вы думаете, что произойдет, если человек лишиться возможности взаимодействия с другими людьми? Можете привести примеры, когда человека лишали этой возможности? |
В качестве примера – дети-маугли, которые воспитывались животными. |
|
- Так что же необходимо человеку для развития? |
Взаимодействие с другими людьми. Здесь могут привести примеры, где мы взаимодействуем с др. людьми. |
|
IV. «Какая ответственность лежит на человеке» |
У нас остался без ответа ещё один вопрос: «Какая ответственность лежит на человеке». Чтобы на него ответить, я предлагаю вам снова объединиться в группах и выполнить следующее задание: прочитать высказывания писателей М.М. Пришвина, Антуана де Сент-Экзюпери и Л.Н. Толстого; устно объяснить их смысл; сделать общий вывод: что объединяет эти высказывания. На работу 3 минуты. |
Правильно сформулированный ответ: все писатели говорят о том, что на человеке лежит ответственность – заботиться о благе других, делать всё, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно. |
Легко ли было выполнить это задание? Какие умения вам потребовались, чтобы выполнить его успешно? |
Умение делать выводы, работать в группе и договариваться. |
|
V. Закрепление |
Теперь, когда мы ответили на все вопросы: 1) Чем человек отличается от животных? 2) Что необходимо человеку для развития? 3) Какая ответственность лежит на человеке? я хочу проверить, насколько хорошо каждый из вас разобрался с темой «Загадка человека» и для этого я приготовила карточки с заданиями. Вам нужно вставить пропуски в текст. |