Занятие по окружающему миру на тему «Воздух и вода — наши природные друзья»
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья».
Цель: Расширять и закреплять представления детей о свойствах воды и воздуха.
Задачи:
1. Обобщить и уточнить знания детей о воздухе и воде, их свойствах: невидимые, прозрачные, бесцветные. Сформировать понятие о ветре: что ветер - это движение воздуха. Расширять представления о воде и воздухе.
2. Побуждать детей к проведению опытов. Развивать умение выявлять причинно-следственные связи и делать выводы. Развивать любознательность, внимание.
3. Воспитывать интерес к окружающему, экспериментальной деятельности. Показать значимость воздуха и воды для всего живого.
Предварительная работа:
Беседы о воде, воздухе.
Рассматривание иллюстраций о состояниях воды.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим весенним настроением!
Сегодня к нам придут гости.
Кто же к нам придёт?
Давайте сядем на стульчики и подождем. Закройте глазки и послушайте, кто же это!
Дети закрывают глазки. Звучит музыка ветра. Воспитатель надевает шапочку воздуха. Появляется Волшебник Воздух.
Воздух: Ребятки, здравствуйте. Я - воздух, я прилетел к вам в гости. Мне солнышко сказало, что вы много про меня знаете. Вот и захотел я это проверить! Ребятки, я волшебный воздух, необыкновенный. Вы меня сейчас можете видеть, а так меня никто увидеть не может.
Посмотрите вокруг, вы видите воздух? (ответы детей)
Может его, и нет? Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим.
Как мы можем обнаружить воздух?
Давайте подуем на ладошки.
(Дети дуют на ладошки.)
Что мы почувствовали на своих ладошках? (Ветерок, дуновение.)
Молодцы!
Ребята, мне подарили воздушные шарики, а они у меня не летают. Что же мне делать?
Дети: Надуть.
Воздух: Помогите мне, пожалуйста. (Воздух раздает каждому ребенку шарики и дети их надувают.)
Воздух: Ребятки, а что у вас внутри шариков? (Воздух.)
Давайте его выпустим. (Дети отпускают шарики.)
Можно увидеть воздух?
Дети: Нет.
Воздух: Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.
Ребята, а я могу создавать ветер, я ведь волшебник.
Можем ли мы увидеть ветер? (Нет, ветер невидим.)
Ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие? (Качаются ветки деревьев, облака плывут по небу, листья шелестят, колышутся, флаги развиваются.)
А почувствовать ветер можно? (Да.)
Попробуем создать легкий ветерок, чтобы освежить себя. А помогут нам в этом веера, которые приготовил я для вас. Легко помашем. Что почувствовали? (Легкий ветерок.)
Сильнее помашем. Что почувствовали? (Ветер усилился.)
Ветер - это движение воздуха.
Воздух стоит - нет ветра, движется - возникает ветер.
Воздух предлагает детям выйти на середину группы и поиграть с ветром.
Физкультминутка.
Наши ноги - это корни,
Наше туловище - ствол,
Наши руки - это ветви,
Наши пальцы - это листья.
Подул легкий ветерок - зашелестели листочки на деревьях. (Шевелят пальчиками.)
Усилился ветер - затрепетали, закачались веточки. (Шевелят кистями рук.)
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле. (Наклоняются из стороны в сторону.)
Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Выпрямиться, шевелить только пальцами рук.)
Воздух предлагает детям сесть на стульчики.
Воздух: Молодцы, все вы про меня знаете. Но вот, скажите, а чем вы дышите?
(рассуждения детей)
Правильно, воздухом. Если я буду грязным, то все вы будете часто болеть. Поэтому очень нужно меня охранять.
Спасибо вам! А веера я вам дарю! Когда вам будем жарко, вы будете и махать и меня вспоминать!
А теперь пора пришла, прощаться. До свидания!
Воздух улетает.
Воспитатель: Ребятки, кто-то к нам опять в гости идет.
Закройте глазки и послушайте!
Звучит запись со звуком воды. Воспитатель надевает на голову ободок голубого цвета. Появляется Волшебница Вода.
Вода: Я - волшебница-Вода. Здравствуйте ребята! Я сегодня встретила Воздух. Он был такой счастливый, он мне все рассказал про вас. Я тоже хочу посмотреть, что вы знаете обо мне. Посмотрите, я принесла с собой стаканчики. (На столе стоят три стаканчика с водой, стоит тарелочка с солью, тарелочка с сахаром, половинка лимона.) Давайте рассмотрим стаканчики с водой.
Вода: Ребята, расскажите мне какая вода.
Давайте ее понюхаем. Есть запах у воды?
Дети: Вода без запаха.
Вода: Правильно, а теперь попробуем воду. Что вы можете сказать?
Дети: Вода без вкуса.
Вода: Ребята, я знаю, что вы умеете делать воду сладкой, соленой и кислой. Покажите, как вы это умеете делать?
Трое детей проводят эксперимент с водой.
Вода: Молодцы! Ребята, Вода - волшебница потому, что умеет превращаться в лёд и может менять цвет.
Вода задает вопросы детям:
- если я попаду на улицу зимой, что со мной станет?
- если в меня попадет красная краска, каким цветом я стану?
Любите ли вы, особенно когда жарко попить водицы?
Поэтому я должна быть чистой, без меня никто не может жить, поэтому так важно меня оберегать.
Вода: Ребята, я с вами хочу поиграть.
Вы превратитесь в маленькие капельки - капитошки.
Мы капитошки - капитошки (руки на поясе, ноги широко расставлены)
Мы - капельки воды
Мы прыгаем по травке (прыгают на двух ногах)
С жуками мы дружны (кружатся друг с другом)
Мы дарим всем улыбки (улыбаются друг другу)
Мы песенки поем
Стучим по крышам звонко (стучат кулачками)
И слышен всюду звон:
Кап-кап-кап (имитируют падение капелек).
Вода: Мне очень понравилось с вами играть, но меня в гости ждут дети в другой группе.
До свидания, мои друзья, рада встречи с вами я была!
Вода уходит.
Итог занятия:
Ой, ребята, какие у нас сегодня замечательные гости были. Мы нашим гостям показали, что знали, и они нам много нового рассказали.
Что вам рассказал Воздух? Вода? (ответы детей)
Хотели бы вы, чтобы они ещё раз к нам пришли?