Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру на тему «Наш друг воздух»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малыш» Зерноградского района
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по окружающему миру
на тему: « Наш друг воздух»
(старшая группа).
Составила воспитатель: Полуянова Светлана Петровна.
2017г.
Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется). Дать детям знания о том, что воздух- условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Задачи:
Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Развитие мысленных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
Развитие элементарных представлений о воздухе.
Развивать творческую активность, любознательность, наблюдательностьхудожественный вкус у детей.
Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость.
Воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете.
Объяснить детям влияние окружающей среды на качество воздуха.
-
Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Оборудование:письмо от феи,волшебные палочки на каждого ребенка,поднос,листочки,апельсиновая корка, предметные картинки(завод, костер, свалка,хвойный лес), картинки к загадкам, стаканчики с водой на каждого ребенка, трубочки, бутылка,воздушный шарик,2 таза с горячей и холодной водой,квадрат 20на20 из цветной бумаги, нитка, шило.
ХОД НОД.
В:Ребята проходите в зал, к нам сегодня на занятие пришли гости давайте поздороваемся с гостями, а теперь я хочу, вас поприветствовать, давайте станем в круг.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваться
Доброе утро.
Доброе утро
Солнцу и птицам,
Доброе утро приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера!
В:Проходите ребята, присаживайтесь на стульчики.
Скажите, любите вы сказки?
Д: Да
Я тоже очень люблю особенно те в которых есть добрые феи и волшебники. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку:
Где-то далеко-далеко,
За морем-океаном,
В тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Живет, себе поживает добрая фея,
Которая очень любит детей и хочет с вами увидеться,
и познакомить Вас со своим другом « ВОЗДУХОМ»
Хотите познакомиться с другом феи « ВОЗДУХОМ» ?
Но для того чтобы попасть в сказочную страну, нужно очень сильно верить в чудеса. Закройте глаза и повторяйте за мной:
Добрая фея нам помоги,
В царство волшебное перенеси,
В ладоши мы хлопнем раз,два,три,
Дверь нам в сказку распахни.
И вот мы с вами оказались в сказочном царстве. Ребята посмотрите, здесь лежит какое-то письмо, давайте его прочитаем. Это письмо от доброй феи. Она пишет, что ее друг « ВОЗДУХ» потерялся, и она не может его найти. Фея просит нас помочь ей найти друга. Но для того чтобы мы смогли его найти фея нам немного расскажет « Что такое воздух».
Рассказ « Что такое воздух».
Воздух- это смесь невидимых газов. Мы его не видим и не чувствуем, он не имеет запаха, но воздух всегда вокруг нас. Мы можем почувствовать, когда он приходит в движение. Движущийся воздух называют ветром. В зависимости от погоды ветер бывает теплым или холодным, сухим или влажным. Все живые существа нуждаются в воздухе, чтобы дышать. Поэтому, если бы воздуха не было, на Земле не существовало бы ни растений, ни животных, ни людей.
Ну ,вот когда мы узнали что такое воздух теперь можем отправляться на поиски. Поможем ребята! Фея нам оставила волшебные палочки, возьмите каждый себе палочку. И вот теперь, когда мы превратились в помощников доброй феи, мы начнем с вами совершать настоящие чудеса и постараемся найти друга феи.
Эксперимент №1
«Найди воздух»
( На подносе лежат листочки)
Воспитатель обращает внимание на листочки и предлагает подуть на них через волшебные палочки. Может воздух спрятался под листочками. Дети дуют на листочки, листочки разлетелись, а воздуха так и не нашли.
А, что заставило листочки полететь?
Д: ( Ветер)
В:Откуда появился ветер?
Д: ( Мы вдохнули и выдохнули воздух)
В:Ребята ветер-это и есть движение воздуха.
Так- где же воздух прячется?
Д: ( Предположение детей)
В:Ребята правильно, воздух находится везде, на земле, под землей, высоко в небе, он каждый день находится вокруг нас.
В:А для чего нужен воздух?
Д: Воздух нужен, чтобы дышать.
А как вы думаете, кому еще нужен воздух?
Д: Воздух нужен всем живым существам.( человеку, животным, растениям).
Эксперимент №2
« Воздух прозрачный»
Ребята, но почему, же мы его не видим, если он находится вокруг нас?
Я предлагаю вам, по экспериментировать, сравним воздух с непрозрачными предметами. Возьмем лист бумаги и посмотрим через него, вы что-нибудь увидели?
Д: Нет.
В: Правильно ребята через лист мы ничего не видим, а через воздух все видно. Давайте сделаем вывод: Воздух прозрачен, так как через него видны окружающие нас предметы.
Ребята хотя воздух невидим, все-таки его можно обнаружить и кое- что о нем узнать.
Эксперимент№3
« Воздух не имеет вкуса и запаха»
В:Ребята, вам интересно какой у воздуха вкус и запах?
Давайте вдохнем воздух ртом и определим, есть у него вкус или нет.
Вдохнули, что вы почувствовали какой-нибудь вкус?
Д: ( Нет)
В:А теперь вдохнем воздух носом и определим, имеет ли воздух запах?
Вдохнули воздух носом, чем пахнет воздух?
Д: ( Не имеет запаха)
В: А сейчас закройте глаза и еще раз вдохните носом, что-то изменилось?
( Потереть апельсиновую корку)
Д: Появился запах апельсина.
Ребята мы с вами уже узнали, что воздух прозрачный, не имеет вкуса и запаха, воздуху можно придать запах только при некоторых обстоятельствах.
В:Ребята фея предлагает нам поиграть в игру , которая называется:
«Чудесный сундучок»
В сундучке лежат иллюстрации и игрушки-предметы: мельница, фен, веер, велосипед, утюг, фотоаппарат, ложка, вертолёт, парусник, телефон, книга, мячик, свистулька и др.
В.: Правила игры: я загадываю загадку о том, что лежит в сундучке (предмет или картинка)? Вы должны отгадать загадку и ответить на вопрос используется ли воздух (или его свойства) при работе этого предмета? Кто больше даёт правильных ответов, тот выиграл. (За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку)
Загадки:
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился …(парашют)
Маленький, удаленький,
Громко кричит(свисток).
Не обижен, а надут,
Его по полю ведут.
А ударят - нипочем
Не угнаться за …(мяч)
Где ты был, друзьям расскажет,
Все подробности покажет.
Счастья миг вернуть назад
Может … (фотоаппарат)
Руль, колёса и педали.
Транспорт для езды узнали?
Тормоз — есть, кабины — нет.
Мчит меня…(велосипед)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу:
Когда спать, когда ставать,
Когда работу начинать (часы)
Путешествует по свету,
Подчиняясь только ветру,
По волнам бежит солёным,
Высоко подняв знамёна (парусник)
.
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полёт,
Кто же это?(вертолёт)
Шустрый и неутомимый!
А как сунет нос в углы,
Вмиг без мусора и пыли
Станут в доме все полы (пылесос)
Пройдусь, слега горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки (утюг)
Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может (ветряная мельница)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает (книга)
В этом маленьком предмете
Поселился теплый ветер (Фен)
Эксперимент №4
Воздух чистый и загрязненный»
В:Ребята посмотрите на картинки, скажите, при каких обстоятельствах воздух приобретает определенный запах?
Д: ( заводы, костер, свалка, хвойный лес).
В: А вам приятно дышать костром?
Д:( Нет).
В:Дети каким бы воздухом вы хотели бы дышать?
Д: ( Чистым, свежим)
В:А как вы думаете что можно сделать для того чтобы воздух стал чистым?
( Посадить деревья, кустарники)
Растения вдыхают в себя грязный воздух, а отдают кислород – это чистый воздух. Значит, растения нужно беречь.
Эксперимент№5
« Воздух внутри нас»
В: Как мы с вами узнали, даже в растениях есть воздух, а интересно внутри нас он тоже есть? Как нам узнать ?
Д: ( Предположения детей)
( Поднести ладошку ко рту и подышать)
В:Что почувствовали?
Д: (Воздух)
В:А какой воздух теплый или холодный?
Д:( Теплый)
В:Хотите увидеть воздух?
Д: ( Да)
В:Проходите присаживайтесь за стол, возьмите стакан с водой и трубочку, вдохните воздух носом, а выдохните в трубочку .
Д:Что вы увидели? (Пузырьки)
В:Пузырьки это и есть воздух который находится внутри нас.
Эксперимент №6
« Свойства воздуха»
В:Помните вы, сказали, что воздух бывает теплый и холодный. Хотите узнать свойства воздуха. Для нашего эксперимента понадобится, бутылка на горлышко одет воздушный шарик,2 таза. В один таз мы нальем горячую воду и опустим бутылку с шариком и посмотрим ,что произойдет с шариком. ( Шарик надувается, так как при нагревании воздух расширяется.)
Затем опустим бутылку во второй таз с холодной водой и посмотрим, что произойдет с шариком. ( Шарик сдулся, при охлаждении воздух сжимается)
Ребята, а вы хотите с воздухом поиграть, я предлагаю для игры с воздухом сделать воздушного змея, но прежде чем мы начнем изготавливать воздушного змея, давайте немного отдохнем и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка
Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало (качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок (закрыли руками лицо)
И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)
Дождь по крышам застучал (прыжки на месте)
Барабанит дождь по крышам (хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже (наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи, (приседаем)
Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)
Проходите, присаживайтесь за стол. Перед вами лежат заготовки для нашего воздушного змея. Берем квадрат складываем по диагонали ( уголок к уголку), разворачиваем и к середине начинаем складывать верхние уголки, затем у каждого загнутого уголка загибаем маленькие уголки, проделываем дыроколом отверстия по углам и вверху по середине, продеваем длинную нить, внизу делаем красивый хвост. Наш воздушный змей готов. Теперь, когда вы познакомились с другом феи воздухом вы еще и сможете с ним поиграть.
Ну а теперь ребята нам пора возвращаться в садик. Закроем глаза и произнесем заклинание:
Раз, два, три,
Фея, в садик нас верни!
Вопросы:
С кем вы сегодня познакомились?
Что вы узнали о воздухе?
Какими свойствами обладает воздух?
Что вам понравилось больше всего на нашем занятии?
ЛИТЕРАТУРА
1.О.В.Дыбина, Н.П. Рахманов В.В.Щетинина неизведанное рядом.:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М.:ТЦ «Сфера»2001
2.О.Р. Галимов "Физика для дошкольников". О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина "Неизведанное рядом".
3.«Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
4.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.
5.Линаева В.Ш. Развитие эмоции дошкольников. Занятия Игры. – М. : АРКТИ, 2000
6.А. Холден "Мир вокруг" из серии "Веселые уроки".
7. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2006
8. Интернет ресурсы.
9.Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой»
10. Аникин В.П. « Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор» М.;2007г.
11.Большая энциклопедия для дошкольника « ОЛМА-ПРЕСС» 1999г.