Воздух в лирике А.А. Фета
Проектная работа на тему:
«Воздух в лирике А.А. Фета»
МБОУ «СОШ № 173»,
5 класс, г. Казань
Тарасова Варвара Кирилловна
Научный руководитель: Шигапова Марина Сергеевна
Учитель русского языка и литературы
Содержание:
Вступление: цели и задачи работы.
Основная часть:
Поэзия А. Фета
Анализ стихотворений
Заключение.
Список литературы.
1. Введение: цели и задачи.
А. Фет считается одним из самых ярких представителей культурной и литературной эпохи XIX века. Его произведения по праву принадлежат к числу шедевров русской классической поэзии. Любовь, природа и искусство – основные мотивы поэзии А. Фета.
А. Фет актуален тем, что в его творчестве можно найти стихотворения, посвящённые практически любому состоянию природы. Он умело проводит грани между чувствами лирического героя и внешней средой. Меня заинтересовала тема природы, а именно состояние воздуха в разное время года, суток. Я решил узнать, как воздух помогает раскрыть и понять внутренний мир человека.
Цель проектной работы – проанализировать состояние души человека и воздуха в стихотворениях А. Фета и доказать, что воздух и внутренний мир человека изображены по принципу образного параллелизма.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
- поиск литературы по выбранной теме;
- анализ стихотворений А. Фета, в которых употребляется слово воздух;
- узнать, как воздух влияет на состояние внутреннего мира человека;
- сделать выводы.
Объект исследования – поэтические произведения А. Фета.
Основные положения и результаты исследования могут быть использованы на уроках литературы.
2. Основная часть.
I) Поэзия А. Фета.
В лирике А. Фета отчётливо чувствуется слияние внутреннего и внешнего мира. При всей конкретности описания природы, стихи А. Фета строятся по-особому: вначале даётся пейзаж – зримая картина природы, нарисованная яркими красками и проникнутая определённым настроением, а в конце выражается лирическое чувство героя, раскрывается его внутренний мир. Призванный певец природы, воздушного пространства, Фет подмечает мельчайшие перемены в ней, придаёт любому пейзажу флер таинственности. Он наполняет их звуками, красками, тончайшими, порой неуловимыми оттенками.
Поэзия А. Фета волнует, заставляет замирать от тоски и боли, потому что вновь и вновь открывает нам бездонную тайну человеческой души. Традиционным для русской литературы является отождествление картин природы с определённым настроением и состоянием человеческой души. А. Фет продолжает в своём творчестве традицию использовать приём образного параллелизма – это традиционный приём народной поэзии, иносказание, представляющее собой параллель двух образов: в первом говорится о явлениях природы, во втором – о человеке или об отношениях между людьми.1
Глубоко индивидуальное видение мира, рифмометрическое и интонационное многообразие, ассоциативность и метафоричность лирики Фета, обострённый психологизм и музыкальность его поэзии не столько продолжают уже существовавшие традиции, сколько являются новаторскими, теснейшим образом связанные с импрессионизмом. Импрессионизм (впечатление) - это модернистское направление в искусстве последней трети XIX - нач. XX вв., основанное на стремлении к воспроизведению тончайших субъективных ощущений художника, его впечатлений и настроений.2 Это особенно проявилось в пейзажной лирике Фета. Он в своём поэтическом мироощущении схватывает любое явление природы в таком виде, в котором его предлагает сама жизнь.
II) Анализ стихотворений.
Одно из самых известных стихотворений А. Фета – это стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» (1857). В нём воспевается красота, и лишь красота является предметом изображения. В тексте нет места насущным проблемам и серьёзным темам, оно лёгкое и прекрасное, будто полёт бабочки в воздухе. Задача Фета – передать это состояние чистоты, безмятежности, сонного состояния природы и самое главное – желание лирического героя. Что происходит в воздухе в этот момент? «…воздух чист», «…хочет грудь вот этим воздухом вздохнуть»3. Автор закладывает те чувства, которые находятся внутри него, и тем самым демонстрирует природную сущность человека. Лирический герой осознаёт, что ему спокойно и хорошо, его восхищает чистота воздуха – в этом упоение и наслаждение лирического героя, единство с природой.
Стихотворение «Скрип шагов вдоль улиц беглых» (1863) вызывает ощущение холода, тишины и неясной тревоги: «Ясный воздух сам робеет/На мороз дохнуть»4. В воздухе холод и мороз, отчего город стеклянный. Кажется, что всё замерло и не дышит в морозном воздухе. Ветру и воздуху приписаны человеческие свойства. Мороз такой сильный, что даже воздух его боится. Воздух здесь также неподвижен, как замерзший город и все живое в городе. Воздух и человек взаимосвязаны.
Стихотворение «Над озером лебедь в тростник протянул…» отражает динамику в природе, в поведении и состоянии человека. Лирический герой дышит чистым воздухом, наслаждается этим моментом и от этого ему становится отрадно. «И воздухом чистым усталая грудь/Дышала отрадно…»5. Эпитет чистый воздух свидетельствует об импрессионистической манере письма, передаёт вибрацию воздуха. В литературоведении есть термин – фетовский пленер6- открытое небо, свет и воздух. Его пейзажи воздушны, в них много света.
В стихотворении «Ещё майская ночь» строчки «И в воздухе за песней соловьиной,/Разносятся тревога и любовь» описывают весеннее обновление природы, которое порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.
В следующем стихотворении «Что за ночь! Прозрачный воздух скован!» (1854) строка «Прозрачный воздух скован»7 передаёт состояние души лирического героя, его волнение, скованность перед объяснением с девушкой. В воздухе в параллель с состоянием человека ощущается некая напряжённость, но в то же время и восхищение ночью.
В стихотворении «Как здесь свежо под липою густой» (1854) изображён жаркий летний день. Лирический герой находит спасение от зноя в тени развесистой липы. Под деревом царит прохлада, которая способна дарить спокойствие и умиротворение. Далее происходит переключение. Фет обращается к окружающему лирического героя пейзажу. Вне спасительной тени «сверкает воздух жгучий». Фет точно передает атмосферу полуденного зноя, когда возникает ощущение, что даже природа застывает, будто погружаясь в сон. Здесь Фет использует способ развёртывания пейзажа – от узкого пространства к широкому, причём важнейшая роль отводится шире и дали («вдали сверкает воздух жгучий»). Лирический герой получает возможность насладиться окружающим пейзажем, предаться созерцанию, позволяющему понять и почувствовать настроение природы.
Стихотворение «Колокольчик» (1859). В нем Фет усердно подчёркивает тишину. Это усиливается благодаря тавтологии: «Ночь нема», «тёплый воздух онемел». Описывается летняя погода, теплый воздух даже ночью. Лирический герой не спит, его мучает бессонница. Фет использует олицетворение, связанное с «немотой» воздуха. Эта немота позволяет лирическому герою верить в волшебство, слышать звон цветка.
Состояние воздух в творчестве Фета зависит от времени года. Настроение лирического героя также зависит от состояния природы, от времени года. Проследим эту закономерность.
Русская весна: в воздухе запах первых ландышей и душистой сирени. Человек наслаждается ароматами в воздухе и восхищается ими.
Русское лето: сверкающий жгучий воздух.
Русская осень: в воздухе стаи птиц, потянувшихся вдаль. Как в природе, так и в настроении лирического героя чувствуются нотки грусти, тоски.
Русская зима: в воздухе «пахнет» морозом.
3. Заключение.
Для А. Фета природа и воздух являются могущественной силой, носительницей некой высшей мудрости. Для него характерно отношение к природе с позиций чувств.
В поэзии Фета природа, воздух и человек даны в неразрывном единстве. Воздух и природа – это средство выражения чувства восторга, наслаждения, радости. Человек живёт в гармонии с природой, вдыхая всей грудью свежий аромат воздуха в любое время года.
В стихотворениях Фета проявление человеческих переживаний, чувств, эмоций через описание природы и воздуха, которые одухотворены. Они любят и страдают как человек.
А. Фет – поэт, ценитель «чистого искусства», показавший важность каждого явления природы и состояния воздуха, каждого мгновения жизни.
В воздухе у Фета мы вдыхаем аромат цветов, свежести, ночи, прислушиваемся к звукам природы.
Феи стал первым поэтом, показавшим сложные противоречивые чувства героя, смену его настроений, влияние природы и воздуха на его душевное состояние.
4. Список литература.
1. Благой Д.Д. Мир как красота/Д.Д. Благой//А.А. Фет. Вечерние огни.-М., 1971-376 с.
2. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной…Система пейзажных образов в русской поэзии/М.Н. Эпштейн.-М, 1990-236 с.
3. Литература. - М.:АСГ, 2002-(Справочник).
4. Русский язык и литература в учебных заведениях. -1996-№3-С.26-27
5. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998
6. А.А. Фет. Стихотворения. Элиста. Калмыцкое книжное издательство. 1881.
7. Ссылки:
Lit-helper:com/p_Osnovnie_motivi_i_obrazi_poezii_A_A_Feta
https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/fet/esche-mayskaya-noch.html
https://rustih.ru/afanasij-fet-kakaya-noch-kak-vozdux-chist/
https://vatanym.ru/obraz-prirody-v-tvorchestve-tyutcheva-i-feta-izobrazhenie-vremen/
8. Образовательный портал «Слово». Статья Криницына А.Б. Анализ поэзии А.А. Фета.
1 Литература. – М.: АСТ, 2002 – (Справочник)
2 Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998
3А.А. Фет. Стихотворения. Элиста. Калмыцкое книжное издательство. 1881. стр.75
4 А.А. Фет. Стихотворения. Элиста. Калмыцкое книжное издательство. 1881. стр.97
5 А.А. Фет. Стихотворения. Элиста. Калмыцкое книжное издательство. 1881. стр.46
6 Ссылка: Lit-helper:com/p_Osnovnie_motivi_i_obrazi_poezii_A_A_Feta
7 А.А. Фет. Стихотворения. Элиста. Калмыцкое книжное издательство. 1881. стр.43