"Воздух вокруг нас" конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной подгруппе старшей разновозрастной группы.
Подготовила воспитатель Ярилина марина Аркадьевна
Тема: «Воздух вокруг нас»
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира.
Создать условия для развития интереса детей к опытно - экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательная:
- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающая:
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Развивать умение делать выводы и умозаключения.
- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательная:
-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Оборудование:
Использование ИКТ
Раздаточный материал: полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой, соломинки, веер, баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты, бумага, таз с водой, шар, наполненный водой и шар, наполненный воздухом, фонарик.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульчиках
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие. Вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: А что будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
-Что это?
Дети: Воздух.
Воспитатель: - Правильно, это воздух. Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории. Чтобы у нас опыты получились, нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо?
Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.
Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
Кто-нибудь сейчас видит воздух? А может, его вовсе и нет?
Давайте проверим и приступим к исследованиям. Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (Дети подходят к столу стоят во круг него).
Опыт №1 с полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите пакет, что в нем?
Дети: Ничего в нем нет, он пустой.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.
Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете.
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается?
Дети: Там воздух.
Воспитатель: Посмотрите, воздух заполнил весь пакет и принял его форму. Как вы думаете, где можно использовать это свойство воздуха?
Дети: Надувные матрасы, спасательный круг, колеса автомобиля и велосипеда.
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
Воспитатель: А теперь посмотрите, я посвечу фонариком через пакет. Вы видите свет фонаря?
Дети: Видим.
Воспитатель: Если мы видим его сквозь пакет с воздухом, значит воздух какой?
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт №2 со стаканом
Воспитатель: Для проведения следующего опыта пройдите и сядьте за столы.
Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь?
Дети: Нет, он пустой.
Воспитатель: А сейчас мы это проверим. Каждый возьмите стакан вверх дном, держите его прямо (дети выполняют) и опускайте медленно в чашку с водой. Что вы заметили?
Дети: Вода не заполняет стакан, а только часть
Воспитатель: Почему вода не попадает в стакан? Что мешает воде проникнуть в стакан?
Дети: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду)
Воспитатель: А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но держать стакан не прямо, а чуть наклонив.
Что мы видим в воде?
Дети: Пузырьки
Воспитатель: Почему они появились?
Дети: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.
Воспитатель: Почему же мы сначала думали, что стакан пустой?
Дети: Воздух невидим, он прозрачный.
Воспитатель: Именно поэтому воздух называют невидимкой.
Опыт №3 с водой и трубочкой.
Воспитатель: На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Как они появились?
Дети: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас, через рот.
Вывод: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Таким образом мы можем увидеть воздух под водой. А давайте вспомним, когда еще мы можем увидеть воздух? (зимой, когда сильный мороз- идет пар изо рта).
Воспитатель: А сейчас давайте немного поиграем. Предлагаю попускать мыльные пузыри. Как вы думаете, что у них внутри?
Дети: Воздух?
Воспитатель: Правильно!
Физминутка
Мы намылим наши ручки, Раз, два, три. Раз, два, три А над ручками, как тучки, Пузыри, пузыри Вот пузырь один большой И четыре маленьких Дружно дунем! Посмотри- Полетели пузыри! | Круговыми движениями трут одну ладошку о другую. Два раза выполняют по три ритмичных хлопка. Выбрасывают руки вверх. Четыре ритмичных прыжка, руки на поясе. Разводят руки в стороны Сводят руки вместе Дуют Легкий бег на носочках по группе |
Опыт № 4 Воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать баночку с наполнителем (банан, лимон, чеснок). После этого воспитатель дает детям понюхать пустую баночку без запаха.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, это сам воздух пахнет?
Дети: Нет, пахнет то, что лежит в баночке.
Воспитатель: Правильно. Если воздух чистый, то он не имеет запаха, ничем не пахнет. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Опыт №5 Имеет ли воздух вес
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я налила в банку воды и закрыла крышкой. А теперь посмотрите, вся ли банка у нас наполнена водой?
Дети: Нет
Воспитатель: А где находится слой воды?
Дети: В нижней половине банки.
Воспитатель: А где слой воздуха?
Дети: В верхней половине банки. А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит?
Дети: Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.
Воспитатель: Убедимся в этом еще раз.
Опыт №6: Что легче воздух или вода?
Воспитатель: Возьмем один шарик, наполненный воздухом, а второй- наполненный водой. Оба шарика положим в таз с водой. Что с ними произошло?
Дети: Шар с воздухом плавает на воде, а шар с водой пошел ко дну.
Воспитатель: Как вы думаете, почему это произошло? Какой вывод можно сделать? Что легче- вода или воздух?
Дети: Воздух легче, чем вода.
Воспитатель: Теперь предлагаю вам взять по одному предмету из мешочка, опустить в таз с водой и определить, есть ли в этом предмете воздух.
Вывод: Игрушки не тонут, у них внутри воздух, а он легче воды.
Опыт №7 Воздух может двигаться.
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете?
Дети: Ветер
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Воспитатель: Еще раз помашу веером и скажите какой ветер вы чувствуете?
Дети: Холодный, прохладный.
Воспитатель: А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали? Какой воздух?
Дети: Теплый.
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Надуваем быстро шарик, Он становится большой. | И.п.: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. |
Шарик лопнул, Воздух вышел. Стал он тонкий и худой! | хлопнуть в ладоши, ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. |
Игра «Назови предмет- помощник»
Воспитатель: Давайте поиграем. Как вы думаете, какие из этих предметов помогают человеку использовать воздух? (на столе лежит набор карточек с изображением различных предметов, среди которых фен, насос, пылесос, вентилятор). Выберите нужные и объясните, для чего они нужны. Дети выбирают и объясняют их назначение.
Воспитатель: Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А знаете, как правильно нужно дышать?
При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?
Предлагаю вам рассмотреть картинки. (Изображение мегаполиса и деревни в лесу). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль)
Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
Деревья очищают воздух. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.
Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей).
Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.
Итог: А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух тяжелее воды. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух имеет свою форму. Нет.
Молодцы! Теперь вы много знаете о воздухе и сможете поделиться своими знаниями с друзьями, братишками и сестренками.