12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Угринова Вера Павловна123

Жизнь на Ганимеде?


По данным космического зонда Галилео (1996-2000 года), на одном из покрытых льдом и ледяными шапками со льдом спутников Юпитера — Ганимеде — могут существовать жидкие подземные океаны. Что, если эта луна может быть пригодной для жизни человека? На данном уроке ученики смогут воспользоваться своими знаниями о свойствах воды в жидком и твердом состоянии, чтобы взвесить факты за и против существования жидкого океана на Ганимеде. Затем они должны решить, стоит ли посылать в 2022-2024 гг. Космический зонд JUICE на поиск возможности жизни на этом ледяном космическом теле.


Возраст учащихся: 15-17 лет.6


Время проведения урока: 40 минут.


Цели урока

Применить знание о том, как расположение частиц объясняет свойства жидкой воды и льда

Оценить значимость доказательств для определенного вывода

ЖИЗНЬ НА ЭНЦЕЛАДЕ?

Подходы к обучению и изучению материала

Данное занятие включает обсуждение в классе, обсуждение в малых группах и индивидуальное письменное задание. Также ученики должны попробовать ответить на этический вопрос.


Обсуждение всем классом

В начале урока ученики обсуждают возможные причины видимой яркости Ганимеда. Чтобы вовлечь весь класс в обсуждение, начните с того, что попросите всех учеников записать одну возможную причину его яркости. Подчеркните, что на этой стадии вы не ждете от них правильного ответа. Затем дайте ученикам две минуты на то, чтобы поделиться своими идеями с напарником. Далее попросите несколько пар описать их идеи перед классом. После этого сообщите ученикам об общепринятом мнении и дайте им минуту на обсуждение в парах, как этот ответ соотносится с их идеями.


Обсуждение в малых группах

Далее учащиеся перемещаются по классу по 2-3 человека и обсуждают представленные материалы. Подскажите ученикам, что они должны:

сосредоточиться на вопросе: Это сильные или слабые доказательства теории существования жидкого океана на Ганимеде?

выслушать идеи других, не перебивая

попросить разъяснений, если не поняли чего-то из сказанного


Индивидуальное письменное задание

Во второй части занятия ученики должны самостоятельно ответить на вопрос: Доказывают ли имеющиеся материалы факт существования жидкого океана на Ганимеде? Сообщите ученикам, что они должны:

написать примерные заметки для планирования своего ответа

описать свидетельства за или против существующего заключения

в конце указать, какого мнения они придерживаются, и почему


Рассмотрение этического вопроса

В заключение урока ученики должны решить, стоит ли посылать еще один космический корабль на поиски условий для возможности жизни на Ганимеде. Провести данную дискуссию можно следующим образом:

Каждый ученик записывает на небольшом листке бумаги один вопрос, на который необходимо ответить, чтобы принять решение.

Несколько учеников зачитывают свои вопросы вслух.

Все студенты поднимают руку вверх и показывают пять пальцев, если считают, что стоит отправить корабль на поиски возможности жизни на Ганимеде; четыре пальца, если считают, что лучше отправить корабль, чем не отправлять; три пальца, если у них не сложилось мнение по данному вопросу; два пальца, если они полагают, что скорее не стоит отправлять корабль; один палец, если они уверены, что не стоит отправлять корабль.


Необходимые материалы

Презентация в программе PowerPoint (слайды 1-17)

Компьютер

Мультимедийная доска

По одной распечатанной копии слайда на каждую парту (группа по 2 человека)


Проведение урока


этапа

Этап урока

Ход урока

1

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся на уроке и объясняет ход урока

2

Мотивация

Учитель показывает учащимся СЛАЙД 2 – изображение Ганимеда, спутника Юпитера. Учитель просит учащихся обсудить по парам (с соседом по парте) возможные причины видимой яркости этого небесного тела. Учитель выслушивает мнения учащихся (Деятельность – обсуждение всем классом).

Учитель демонстрирует СЛАЙД 3 о том, что плотность Ганимеда намекает на состав льда, что под поверхностью есть вероятность существования океана и есть оболочка из льда. Учитель должен убедиться, что учащиеся знают разницу в расположении частиц вещества в жидкой и твердой форме.

Учитель демонстрирует СЛАЙД 4 о том, что сияния Ганимеда намекают о существовании жидкого океана под коркой льда. Первые зонды Пионер-10 (1973 г) и Пионер-11 (1974 г) предоставили детали физических характеристик Ганимеда. Вояджеры 1 и 2 с 1979 года собирали данные об этом небесном теле. С 1996 по 2000 года зонд Галилео обнаружил магнитное поле, внутренний океан и предоставил множество спектральных снимков. Также в 2007 году зонд создал топографическую и композиционную карты Ганимеда. На Ганимеде есть слой кислорода – атмосферы.

Учитель демонстрирует СЛАЙД 5, что на Ганимеде есть магнитосфера, что также намекает на наличие подземного океана.

Учитель демонстрирует СЛАЙД 6 с задачами.

3

Изучение нового материала

Зонд «Галилео» обнаружил магнитное поле, внутренний океан и предоставил множество спектральных снимков. Также в 2007 году зонд создал топографическую и композиционную карты Ганимеда.

Учитель показывает СЛАЙД 7, где говорит о зонде «Галилео», который с 1996 года по 2000 собирал данные о Ганимеде, и учитель показывает на слайде два заключения, к которым пришли ученые на основе этих данных.

Учитель показывает СЛАЙД 8 чтобы изложить задание. Ученики в парах должны изучить слайды с материалами (также раздаются в печатном виде на каждую парту), и решить, достаточно ли этих

свидетельств, чтобы сделать предположение о существовании подводного жидкого океана на Ганимеде. Они записывают заголовок каждого свидетельства в поля на распечатанной копии слайда 16. (деятельность - Обсуждение в малых группах).


Предлагаемые ответы:

Свидетельства в пользу заключения — 1, 2, 3, 4, 5

Свидетельства против заключения — 6, 7

Далее ученики выполняют задание 2 (слайд 8), проводя обсуждения в малых группах (по парам). Здесь нет одного правильного ответа — ученики должны самостоятельно оценить все свидетельства.

Отдельные студенты могут выполнить задание 3 (слайд 8), чтобы можно было оценить их индивидуальные знания. (Деятельность - Индивидуальное письменное задание).



4

Заключение

Ученики обсуждают, стоит ли отправлять космический корабль на Ганимед для нахождения дополнительных доказательств возможной жизни человечества на этом небесном теле.


Учитель показывает СЛАЙД 8. Ученики, в группах или целым классом, обсуждают, стоит ли отправлять космический корабль на Ганимед для поиска дополнительных фактов о возможности жизни человека на Ганимеде (Рассмотрение этического вопроса). Во время обсуждения могут возникнуть дополнительные вопросы, например:

Какая польза людям, если они узнают о возможности жизни на Ганимеде?

Какие расходы связаны с отправкой космического корабля на это небесное тело?

Когда ученые смогут ответить на этот вопрос с помощью данных с нового корабля?




Адаптация урока для учеников с особыми потребностями

Для учеников с ослабленным зрением можно распечатать карточки с фактами в цвете и увеличенном формате.

Ученикам с аутизмом стоит рассказать, на какие карточки следует в первую очередь обратить внимание, и задать порядок изучения карточек.

Во время рассмотрения этического вопроса в конце урока учеников с ограничениями подвижности можно попросить не поднимать руки, а показывать листы бумаги определенного цвета.


Дополнительные задания к уроку

Ученики могут дополнительно изучить последние новости о поиске воды на Ганимеде

Ученики могут сделать плакаты про то, что узнали на уроке

Ученикам можно предложить снять короткий видеоролик для новостной телепередачи про то, что они узнали про Ганимед на уроке


Полезные ссылки:

Спутник Ганимед http://v-kosmose.com/ganimed-sputnik-planetyi-yupiter/ 16.10.2017

Зонд аппарата Галилео штурмует атмосферу Юпитера http://www.hypernova.ru/zvezd/world/probe_storms_jupiter 17.10.2017

Что нового в семье Юпитера или последние вести с Галилео http://www.hypernova.ru/zvezd/world/what_new_in_family_of_jupiter 17.10.2017










Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.