Статья «Возможности использования цифровых ресурсов обучения на уроках окружающего мира»
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Сергеева Ольга Анатольевна, учитель начальных классов
Аннотация: в статье речь идёт об использовании цифровых образовательных ресурсов, активных форм и методов обучения на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Лесная зона». Показана обоснованность, уместность и результативность их применения.
Ключевые слова: урок окружающего мира, цифровые образовательные ресурсы, активные методы обучения.
Основная цель обучения в начальной школе научить каждого ребёнка учиться. Обучающиеся должны научиться за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную информацию. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание современных технологий обучения и использование новых образовательных технологий, направленных на применение активных и интерактивных форм обучения, в том числе использование информационных технологий. Методика проведения урока с использованием ИКТ, структура занятия мало чем отличается от обычного урока. Полноценное использование средств ИКТ на уроке достигается при включении в его содержание работы со следующими ресурсами: использование документов MS Word или MS Excel, использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера, интерактивной доски, использование цифровых микроскопов. Приведу несколько примеров применения цифрового микроскопа на уроках окружающего мира. Так, при изучении темы «Природа осенью», рассматриваем внутреннее строение листьев разных пород деревьев, изучаем особенности жилкования и клеточного строения листовой пластинки. Выясняем, что листья отличаются друг от друга не только по форме, цвету, размеру, жилкованию, но и по строению и форме клеток.
Знакомясь с темой «Человек и природа», изучаем «парашютики» одуванчика, определяя сходство с парашютом. А, рассматривая крыло стрекозы, выясняем, как сложен узор её крыльев.
Во 2 классе, знакомясь с темой «Как изучают окружающий мир. Инструменты и приборы», говорим об устройстве микроскопа и назначении каждой его детали.
При изучении темы «Тела и вещества» рассматриваем образцы твёрдых и жидких веществ, обнаруживаем их особенности на уровне клетки.
В теме «Взаимодействие сил природы» рассматриваем структуру гранита. Проводим опыт, объясняющий причину разрушения плотной горной породы. Наблюдаем появление микротрещин.
Знакомясь со свойствами воды, в частности темы «Вода-растворитель», проводим исследование по изменению её структуры при насыщении частицами сахара, соли, глины и т.п.
При знакомстве с темой «Живая природа» наблюдаем за особенностями внутреннего строения мхов, лишайников и травянистых растений. Работая по теме «Разнообразие животных», останавливаемся не только на видимых глазу особенностях строения их тел, но и более детально рассматриваем строение лапок и усиков, хоботков и жала насекомых.
В 3 и 4 классах более детально изучаем темы «Почва. Состав почвы», исследуем различные готовые образцы.
Цифровые образовательные ресурсы можно применять на всех типах уроков, используя при этом различные формы работы. Я хочу представить урок окружающего мира в 3 классе по теме «Лесная зона. Обобщение», где применялись не только информационные технологии, но и формы, методы активного обучения. Целью данного урока является обобщение и контроль пройденного материала по теме «Лесная зона». В начале урока ученикам для определения темы занятия было предложено собрать картину И. И. Шишкина «Лес» с помощью пазлов (использовалась интерактивная доска.). Дальше работа по обобщению знаний проводилась в группах. Учитывая способности каждого ученика, группы были сформированы заранее и размещены за партами таким образом, чтобы дети могли хорошо видеть друг друга, учителя, доску, могли свободно перемещаться по классу. По ходу урока были определены направления работы каждой группы. Так образовались научные группы: географы, ботаники, зоологи, экологи. Каждая группа работала по индивидуальному плану, реализуя информационный проект, который основывался на сборе информации из учебников, энциклопедий, видеоматериалов.
Группа «Географов» составляла небольшое сообщение об особенностях неживой природы лесной зоны. Дети вставляли пропущенные слова в текст: «Лесная зона находится Севернее_____.Широким кольцом опоясывает с_______на ________всё__________полушарие Земли. На карте лесная зона обозначена_________цветом. Характерен _______ климат,_______ осадки. Для лесной зоны характерны_______ почвы». В случае затруднения, использовался материал учебника. Затем участники этой группы должны были провести наблюдения с помощью цифровых микроскопов Digital Blue QX5. Ребятам нужно было определить вид почвы (подзолистая или чернозёмная) у представленных образцов, определить отличия, доказать свой выбор. Работа групп «Зоологов» и «Ботаников» заключалась в поиске информации о растениях и животных леса. Учащиеся должны были найти на информационном поле класса рисунки только тех животных и растений, которые относятся к лесной зоне. Затем «Ботаники» должны были составить рассказ из 5-6 предложений, а «Зоологи» составляли сообщение по заданному плану: внешний вид животного, среда обитания, способ питания. Работа усложнена была тем, что нужный материал не был представлен в учебнике (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков «Окружающий мир 3 класс»), а требовалось умение пользоваться другими источниками информации, которые находились в классе: энциклопедии Животные: Энциклопедия. - М: ООО «Издательская Группа Аттикус» - обладатель товарного знака Machaon, 2010- С.128. Мир леса: Энциклопедия. - М: ООО «Издательская Группа Аттикус» - обладатель товарного знака Machaon, 2010- С.128.
Группе «Экологов» нужно было просмотреть на ноутбуке трехминутный видеоматериал о причинах возникновения пожара в лесу, о незаконной вырубке деревьев. На основании увиденного ученики должны были сформулировать экологические проблемы лесной зоны и правила поведения человека в лесу.
Представители групп докладывали о результатах работы всем ребятам. Учащиеся класса участвовали в обсуждении материалов, определяли представленные на слайдах фотографии гербарных образцов растений леса, узнавали по голосу животных лесной зоны, выполняли тест по данной теме.
И, конечно, необходимым компонентом инновационной деятельности является рефлексия - взгляд на собственные действия со стороны. Существует множество приёмов организации рефлексии на уроке, я предложила приём «Дерево». Дети приклеивали к дереву плоды, если их деятельность на уроке была плодотворной. В конце урока было предложено домашнее задание, которое должно было продемонстрировать умение ребят пользоваться программой Power Point: составить презентацию из 3-4 слайдов о растениях и животных лесной зоны.
Такое построение урока помогает знакомить детей с различными источниками информации, позволяет учить искать ответ на интересующий вопрос, правильно отобрать информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал, работать по инструкции, действовать в учебном сотрудничестве.
© О.А.Сергеева, 2022