Возможности приграничных территорий СНГ для организации международных туристско-краеведческих и экологических маршрутов, как средство развития и закрепления толерантности школьников
«Отличник образования Республики Казахстан»,
учитель географии высшей категории, педагог-мастер,
победитель республиканского конкурса «Лучший
учитель - 2018»
Возможности приграничных территорий СНГ
для организации международных туристско-краеведческих
и экологических маршрутов, как средство развития и закрепления толерантности школьников.
The author is considering the possibility of using the CIS border territories to organize international tourism-regional and environmental routes for the development and consolidation of tolerance of schoolchildren and adults in the Ural-Caspian region within the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation. Given the complex ethno-cultural composition of the territory in the light of the historical past, the author proposes to use the recreational potential of the region more effectively to reduce or eliminate the risks of exacerbation of social tensions in the region. In addition, the article noted the importance of this area of activity for the development of business tourism, taking into account the current composition of productions and its role for the economic development of the Ural Volga region.
The example of a small settlement of the Republic of Kazakhstan traces the complexity of the historical development of the region, its modern social and political problems, proposed ways to solve them through the prism of organizing international tourism, regional and environmental routes. The red thread in the article is the idea that "... Geography, it's destiny..." and it is important to use this potential wisely in inter-State relations to ensure social and political stability.
Автор рассматривает возможность использования приграничных территорий СНГ для организации международных туристско-краеведческих и экологических маршрутов для развития и закрепления толерантности школьников и взрослого населения Урало-Каспийского региона в пределах Республики Казахстан и Российской Федерации. Учитывая сложный этно-культурный состав данной территории в свете исторического прошлого автор предлагает более эффективнее использовать рекреационный потенциал региона для снижения или исключения рисков обострения социальной напряженности в регионе. Помимо этого в статье отмечена значимость данного направления деятельности для развития бизнес-туризма с учетом современного состава производств и его роли для экономического развития Урало-Поволжья.
На примере небольшого населенного пункта Республики Казахстан прослеживается сложность исторического развития региона, его современные социальные и политические проблемы, предлагаются пути их решения через призму организации международных туристско-краеведческих и экологических маршрутов. Красной нитью в статье походит мысль, что «…География, это судьба…» и важно мудро подойти к использованию этого потенциала в межгосударственных отношениях для обеспечения социальной и политической стабильности.
Key words: border areas, neighboring (border) tourism, population tolerance, multinational population composition, Ural-Volga tourist ring, "ship" or "late-Sarmatian" culture, place names of territories, processes of modern society - assimilation, consolidation and disengagement, objects, phenomena or processes of tourist-local and environmental-naturalistic content.
Ключевые слова: приграничные территории, соседский (приграничный) туризм, толерантность населения, многонациональный состав населения, Урало-Поволжское туристическое кольцо, «шиповская» или «позднесарматовская» культура, топонимические особенности территорий, процессы современного общества – ассимиляция, консолидация и разъединение, объекты, явления или процессы туристско-краеведческого и эколого-натуралистического содержания.
Когда писалась эта статья, вопрос пандемии еще не стоял так остро, не было ограничений в пересечении границ, перемещениях внутри страны, административных областей! Современные реалии таковы, что современный мир еще довольно длительное время будет жить в условиях сменяемости ограничений и послаблений не только по причине трансграничных эпидемий, но и в связи с обострением социальной напряженностью в приграничных территориях! Считаю, что пандемии и локдауны приходят и уходят, а решение стратегических вопросов формирования толерантности – это долгосрочная задача государств, имеющих одну из самых протяженных государственных границ и многонациональный состав населения в ее пределах.
Хотелось бы кратко остановиться на самом понятии «соседский (приграничный) туризм», как разновидности краткосрочных международных туристских поездок в приграничные районы соседней страны с передвижением обычно на автомобиле, автобусе или пешком.
К сожалению, государственные границы разделили, и еще долго будут разделять не только государства, но и людей. И, несмотря на то, что много говорится и делается для сплочения людей разных национальностей, культур, вероисповедания внутри стран, все это остается на уровне декларирования. Чтобы сформировать толерантную личность, а значит терпимость в обществе к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, государствам можно, даже обязательно нужно, использовать и такую возможность, как соседский (приграничный) туризм.
Всем известно о влиянии туристско-краеведческих и экологических походов, экспедиций на формирование активной, коммуникабельной и толерантной личности. В условиях походов по своему краю, а особенно по ближнему зарубежью, школьники, помимо узкоспецифических навыков, умений, знаний, проникаются осознанием больших возможностей, свободы выбора, чувством космополитизма к окружающему их миру. Знакомясь с образом жизни людей приграничных территорий, поведением их в быту и в праздники, видя обычаи, общаясь на уровне рядовых граждан, школьники - туристы заново открывают для себя новых друзей, проникаясь той самой толерантностью, которую никогда не воспитать, только читая книги, смотря телефильмы, загружая свой досуг демонстрацией или просмотром на интернет-сервисах популярных мировых нововведений.
Конечно, приграничный регион – это особая зона с особым режимом, а его посещение обставляется многими запретами и ограничениями. Именно поэтому, во избежание дополнительных формальностей, необходимо предварительно подготовить весь пакет необходимых документов. Тем более, упрощение процедуры пересечения государственных границ стран ЕврАзЭС позволяет в большей степени использовать возможности приграничных территорий для организации международных туристско-краеведческих и экологических маршрутов.
Таскалинский район Западно-Казахстанской области по своему физико - географическому, экономико-географическому и геополитическому положению занимает особую и выгодную позицию. Но, самое главное, он находится на стыке истории, культур, многовековых отношений народов, населявших его и приграничные территории Российской Федерации. Здесь много природных, географических, исторических, хозяйственных объектов, топонимические особенности которых прямо или косвенно на это указывают. Проведенные на местных курганах в 1925 году археологом П. С. Рыковым (1884 - 1942 г.г) раскопки, обнаружили погребения знати с золотыми украшениями, конской сбруей. Предполагается, что они принадлежали жившим здесь в II - IV веках нашей эры сарматам. Последние археологические находки, сделанные специалистами Алматинского института археологии имени А.Х.Маргулана, подтвердили факт пребывания на территории Таскалинского района стоянок древних людей периода палеолита и неолита. Понятия «шиповская» (в селе Таскала находится железнодорожная станция Шипово) или «позднесарматовская» культуры прочно вошли в археологическую науку.
В ХIХ веке село Таскала было известно как казачья станица Каменская в 300 дворов, с населением 2000 душ. Через село проходит железная дорога, построенная в 1894 году. В центре села расположена железнодорожная станция Шипово Казахстанских железных дорог, названная в честь генерал-лейтенанта Шипова Н. Н., наказного атамана Уральского казачьего войска в течение восьми лет (1885—1893 г.г.), который оказал содействие в разрешении строительства железной дороги от Покровской Слободы (позднее –г. Покровск, в настоящее время – г. Энгельс) Саратовской области до Уральска. Торговый поселок этой станицы находился при самой станции; в поселке - базары, на которых производилась скупка подвозимых сюда хлебов и сена. Кроме базаров, здесь ежегодно с 10 по 17 октября организовывалась ярмарка, на которую привозилось товаров более, чем на 100 тысяч рублей, и пригонялось огромное количество скота. Скупщики хлеба имели здесь за станционной границей 24 амбара, вместимостью на 400 с лишним тысяч пудов, к амбарам был проведен рельсовый путь. В урожайные годы грузооборот станции превышал 1300 тысяч пудов, из которых на отправление приходится около 1 миллиона пудов и на прибытие свыше 300 тысяч. В отправлении преобладали: хлеб, сено и рогатый скот, в прибытии - лесные материалы, нефтяные продукты, мануфактура и другие грузы.
В настоящее время существует регулярное пассажирское сообщение по железной дороге со столицей Республики Казахстана - городом Нур-Султан, столицей Российской Федерации – городом Москва. Приблизительно в 30 км от села Таскала на самой линии границы расположен одноимённый автомобильный пункт пропуска через границу (в Российскую Федерацию), работающий 24 часа в сутки и пропускающий граждан всех стран мира.
Станция Шипово упоминается в книге маршала Советского Союза Г К. Жукова «Воспоминания и размышления» [4. с. 74]. Георгий Жуков, тогда молодой красноармеец, принимал участие в боях с уральскими и оренбургскими казаками. Основные автомобильные и железнодорожные направления, проходящие через станцию Шипово, ведут к областному центру Западно-Казахстанской области - городу Уральск, а от него - к городам Российской Федерации, являющимися областными центрами: Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань, Оренбург. Каждый из этих городов имеют большую туристско-краеведческую, эколого-натуралистическую, историко-археологическую ценности как объекты приграничного коммерческого и школьного туризма.
Занимаясь, длительное время организацией детского туризма в Таскалинском районе, мы были свидетелями, как в предыдущие годы по инициативе школ Таскалинского района Западно - Казахстанской области, Озинского района Саратовской области, Первомайского района Оренбургской области проводились объединенные школьные экологические экспедиции, туристские слеты, научно-практические конференции школьников и педагогов. До сих пор в городе Уральск на базе Западно-Казахстанского центра ДЮТиЭ сохранилась традиция проведения для организаторов туристко-краеведческой работы международных конференций, круглых столов, диспутов в различных форматах, с участием представителей туристского, краеведческого, экологического сообщества соседних областей Республики Казахстан и Российской Федерации. Невозможно передать массу впечатлений или описать тот бесценный опыт, которые получаешь после таких встреч.
Уже в течение длительного времени, а точнее - с 2010 года, в туристской среде педагогов и специалистов в сфере туристического бизнеса витает идея о возможности создания туристического кластера «Урало - Поволжское Туристическое Кольцо» с включением в него наиболее важных природных, археологических, исторических объектов городов Уральск, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань, Оренбург, а также многочисленных сельских поселений, находящихся на этом пути. Предметом изучения, наблюдения и приобщения могли бы стать следующие объекты, явления или процессы, влияющие на формирование толерантности не только у школьников, но и у взрослых, совершающих туристические путешествия по этому маршруту:
- исследования этнических культур Урало - Поволжья;
- знакомство с социально-экономическим и политическим прошлым региона;
- современные этнокультурные процессы в Урало-Поволжье;
- культурное и этническое развитие народов Урало-Поволжья;
- формы сохранения историко-культурного и природно-ландшафтного наследия народов Урало-Поволжья.
Г оды военно-революционных и реформаторских потрясений XX века вызвали нарушения в протекавших естественных интеграционных процессах на рассматриваемой территории, а с начала 1920-х годов государственная политика освоения восточных районов СССР сместила главный фактор развития экономических связей Урало-Поволжья в направлении Сибири. Это проявилось в государственной статистике и научной литературе: район Приуралья исследователи часто относили к восточным районам. Картина стала меняться с середины 1930-х годов, когда освоение Волго-Уральской нефтегазоносной провинции привело к появлению предприятий не только добывающей, но и обрабатывающей промышленности, и между поволжскими и приуральными регионами вновь стали усиливаться производственные и социальные связи. Еще большим стимулом для этих процессов стала массовая эвакуация в военные годы десятков предприятий из прифронтовых городов. Заводы и фабрики, размещаемые в Урало-Поволжье, способствовали формированию здесь мощной промышленной базы, уровень развития которой стал приближаться к периферийной части европейской части Российской Федерации. Индустриализация продолжилась и после войны, что дало возможность уже к середине 1960-х годов говорить о формировании Волго-Урала, как крупного района, находящегося на одном иерархическом уровне с Восточной и Юго-Восточной экономическими зонами СССР - фактически впервые появляются упоминания об этом макрорегионе в специальной географической литературе [1. с. 35].
Последняя треть ХХ в. и начало XXI в. не внесли принципиальных изменений в развитие Урало-Поволжского макрорегиона, выходящего (или уже вышедшего) на уровень экономической зоны в составе СССР, а затем - СНГ, как по масштабам производства, так и по его разнообразию. В то же время происходили важные процессы, нарушившие многие внешние связи - как с российскими регионами, так и с Казахстаном. В середине 1980-х годов для Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов (РФ) важнейшими районами по ввозу грузов были Казахстан – вообще и Западный Казахстан – в частности, и Поволжье, а по вывозу -Казахстан и Поволжье. [2. с. 89]. .
Таким образом, Урало-Поволжье - объективно существующий макрорегион (укрупненный район), который складывался с XVIII в., и процессы интеграции в его пределах ослабевали лишь в 1-й половине ХХ в. Помимо отмеченного транспортного единства территории Урало-Поволжья, обусловленного судоходством по рекам Урал, Кама и Волга, а с конца XIX в. - и железными дорогами, существуют и другие объединяющие черты. Героика прежних лет, интеграционные процессы в области культуры, экологии, экономики, а также современное содержание внешнеэкономических связей в этом регионе значительно раскрыли бы свой потенциал, наполнили бы вопросы формирования толерантности у населения приграничных территорий новым содержанием. Реализация этой идеи на фоне регулярно повторяющихся националистических, шовинистических, реваншиских выпадах пусть небольшой, но части населения стран, становится все более актуальной. Известная российская писательница Людмила Улицкая*, произведения которой переведены на 33 языка, писала: «Если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по - другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, - войны у себя дома».
В свете вышесказанного, особо хотелось бы выделить еще один вопрос в рамках данной темы. Нельзя забывать, что именно в приграничных территориях проживают самые разнообразные народы, эти регионы отличаются пестрым составом населения, как в Казахстане, так и в Российской Федерации, и от того, насколько толерантным будет сообщество людей в конкретно взятом селении, административном образовании, настолько комфортно будут ощущать себя проживающие здесь люди. Конфликты последних лет между представителями казахской и курдской диаспорами в приграничном Дергачевском районе Саратовской области, между казахами и дунганами недалеко от границы с Кыргызстаном, растущая радикализация населения Западного Казахстана говорят о том, что вопрос формирования толерантности населения нужно было решать еще «вчера», когда современные 25-45 летние граждане этих территорий были еще школьниками.Из таблицы «Этнический состав населения Волго - Уральского региона» 2010-2014 годов видно, что 98,7% населения региона представлены 8-ю основными национальностями. Однако, с уверенностью очевидца нужно сказать, что пестрота национального и конфессионального состава населения региона более многограннее, чем регион современного Кавказа или Ближнего Востока. Именно в данном регионе СНГ наиболее интенсивно проявляются все процессы современного общества – ассимиляция, консолидация и разъединение, что так же требует государственного и регионального участия в реализации программы по формированию толерантного общества. И здесь важно иметь в виду, что если бы в регионе проживали граждане только одной национальности (моноэтническое большинство), все равно вопросы взаимного уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, признания того, что люди различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность, будут оставаться краеугольным условием политической, экономической и социальной стабильности в регионе.
Этнический состав населения Волго -Уральского региона
№ |
Этнос |
Доля в % в 2010 - 2014 годах |
|||||
Западно-Казахстанская область |
Атырауская область |
Астраханская область |
Волгоградская область |
Саратовская область |
Самарская область |
||
1. |
Казахи |
74,3 |
91,5 |
14,79 |
1,77 |
3,01 |
0,49 |
2. |
Русские |
20,9 |
6,35 |
61,2 |
88,47 |
85,3 |
82,26 |
3. |
Украинцы |
1,6 |
6,35 |
0,81 |
1,36 |
1,66 |
1,31 |
4. |
Татары |
1,3 |
0,49 |
5,99 |
0,94 |
2,1 |
3,92 |
5. |
Белорусы |
0,31 |
0,49 |
0,16 |
0,3 |
0,34 |
0,29 |
6. |
Азербайджанцы |
0,24 |
0,06 |
0,77 |
0,55 |
0,59 |
0,44 |
7. |
Немцы |
0,21 |
0,06 |
0,09 |
0,39 |
0,3 |
0,21 |
8. |
Корейцы |
0,15 |
0,54 |
0,29 |
0,27 |
0,17 |
0,05 |
9. |
Чеченцы |
0,09 |
- |
0,29 |
0,37 |
0,23 |
0,05 |
П омимо вышеназванных задач, использование приграничных территорий для организации международных туристко-краеведческих и экологических маршрутов, весомую роль имеет и в сегменте бизнес-туризма. Геополитическое положение и природно-сырьевые ресурсы позволяют рассчитывать на увеличение количества бизнес-туристов, приезжающих в Западный Казахстан по вопросам бизнеса и участия в международных акциях и инвестиционных проектах. Данный регион благоприятен для развития туризма, так как он является въездными воротами в прикаспийский регион для иностранных туристов. К примеру, на учёте государств Каспийского региона - свыше 4000 памятников природы, архитектуры, археологии. Конечно, многое предстоит сделать в отношении развития инфраструктуры городов и сельских населенных пунктов, через которые будут проходить основные туристические маршруты для взрослых и школьников, довести их до соответствия международным стандартам. Города Уральск, Самара, Саратов, Волгоград, Атырау, Астрахань являются стратегическими (воздушными, автомобильными, железнодорожными) воротами для республик и основные миграционные потоки происходят именно через эти города. Эти города уже сейчас имеют удобные для проведения различных форумов здания и гостиницы, все необходимое для отдыха и развлечений. Кроме того, на территориях, прилегающих к этим городам в радиусе 200 км, расположены замечательные рекреационные зоны и объекты – памятники природы, заказники, грязевые и солевые озера, ареалы распространения эндемичных и реликтовых представителей флоры и фауны.
Особое место в развитии толерантности учащихся и всех граждан приграничных территорий мог бы занять Мега-проект «Каспийское туристическое кольцо», возможности которого пока еще никем не изучены, а перспективы его необычайно велики. Этот проект мог бы стать началом многих интеграционных течений – деловых, этнокультурных, стать отправной точкой экономической и политической стабильности в регионе. Несомненно, для этого нужна политическая воля, экономические обоснования, видение социально-демографических перспектив. Несомненно, Волго-Урало-Каспийский регион должен и может стать не только регионом, известным в мире как нефтегазоносным, но и регионом, где в комплексе решены вопросы толерантности населения, регионом социальной и политической стабильности.
Важнейшей составляющей турпродукта является транспорт. В качестве средства доставки туристов в Западный Казахстан главную роль играет авиасообщение. Помимо этого, учитывая обширность приграничной территории, по которой будут проходить международные туристско-краеведческие и экологические маршруты школьников, большое значение имеет надежное автобусное сообщение и железнодорожный транспорт, а в перспективе – развитая малая авиация. Это еще важно и потому, что помимо организованного туризма, обязательно появятся туристы-индивидуалы, которые предпочитают самостоятельное передвижение «автостопом». Осуществляемый ремонт и строительство новых транзитных магистралей на этом участке значительно увеличит поток автотуристов.
В настоящее время из-за отсутствия должного внимания развитию всех видов туризма, бюджет государства, регионов, сел и аулов недополучает огромные суммы, продолжает разрушаться инфраструктура, наносится серьезный ущерб экологическому состоянию природных, культурных и исторических памятников. А самое главное - трудно решается проблема становления толерантного общества, в котором каждый человек, независимо от его образа жизни, обычаев, верования, живет в гармонии друг с другом. Специалистам в области социологии известно, что закрытое общество характеризуется статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией и в пределах закрытых границ может столкнуться с массой других проблем. Такое общество характеризуется жёстким разделением на классы и касты. И наоборот, открытое общество, о формировании которого много говорится в Казахстане и Российской Федерации, характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. В таком обществе человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности, а на уровне конституции страны закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует.
Удачное сочетание внутреннего и приграничного туризма, позволит существенно содействовать решению долговременных задач по сохранению политической стабильности в регионе. За счет рынка туристических услуг можно значительно пополнить бюджет не только областей и сельских поселений, но и уйти от дотационного хозяйства, сырьевой направленности экономики и высокого уровня безработицы в сельской местности, значительно развить сферу услуг, решить вопросы двухстороннего взаимовыгодного сотрудничества соседских государств и хозяйствующих субъектов приграничных территорий. Уверен, что деятельность в этом направлении также позволит придать отношению к природе, памятникам культуры, истории более ответственный и долгосрочный характер.
Использованная литература.
Ответственный редактор В.Л.Бабурин. «Неизвестные и малоизвестные страницы отечественного районирования», М. ЛЕНАНД, 2006. Стр.34-36.
Барашок И.В., Руденко Л.Л. «Интеграционные процессы в образовании как залог успешной разработки нового туристского продукта». Международный форум «Развитие интеграционных процессов в туристском бизнесе» стр. 87-90
И.В.Голубченко. «Урало-Поволжье: место в районировании и территориальной организации России» (http://profil.ranepa.ru/docs/pubs/p1607/5495e1766f216.pdf).
Жуков Г К. «Воспоминания и размышления». В 2 т., М.: Олма‐Пресс, 2002, стр 74-75.
* Физическое лицо, выполняющее функции иноагента