«Возможности современного урока «погружения» в начальной школе для формирования креативного мышления»

0
0
Материал опубликован 24 June

«Возможности современного урока «погружения» в начальной школе для формирования креативного мышления»





Работу выполнила:

Учитель МОУ СШ №55

«Долина знаний»

Советского района Волгограда

Тауланова Т.А.






"Послушайте — и Вы забудете,

посмотрите — и Вы запомните,

сделайте — и Вы поймете" 

Конфуций


Использование новых педагогических технологий в образовании стало уже велением времени. Так, ученый, методист и педагог Михаил Петрович Щетинин в своей книге «Объять необъятное» впервые описал инновационную технологию «погружения». Такие уроки рассматривались, прежде всего, в рамках концентрированного обучения, предлагающего такие методы и приемы, которые позволяют ученикам освоить больший пласт информации и получить больше знаний по предмету, не увеличивая при этом сроки, отведенные на изучение той или иной темы. 


Начало формы

Конец формы

Рассмотрим сегодня подробнее, как строится урок-погружение, в чем особенности этой педагогической технологии, какие методы и приемы используются в рамках такого обучения.

Особенности технологии погружения

Один из ведущих принципов, на котором строится теория концентрированного обучения — это перераспределение времени, отведенного на один предмет. То есть, предлагается, например, объединение уроков по какому-то предмету в блоки и изучение только этого предмета в течение некоторого отрезка времени.

Но технология погружения может использоваться и при обычной урочной системе, когда в день проводится только один урок по этому предмету.

Главная особенность урока-погружения в том, что он строится на внушении, а не на убеждении. Основные принципы, задействованные в такой модели: удовольствие, релакс, единство сознания и подсознания, двухстороння связь.

Причем, несмотря на то, что расслабленность и радость упоминаются как ведущие принципы, урок-погружение — это урок активный, предполагающий концентрированное внимание и активацию резервов каждого ребенка. А единство сознания и подсознания обеспечивается за счет того, что подача нового материала строится так, чтобы активизировать чувственное восприятие учеников, развивая их музыкальные, художественные, хореографические таланты.


Обязательные компоненты урока-погружения

В методике принято выделять следующие компоненты, которые являются обязательными для уроков-погружений:

Активные формы обучения. Чаще всего во время урока-погружения используются групповые формы работы, приемы взаимообучения, игровые приемы.

Подача информации крупным блоком. Это относится, прежде всего, к выбору дидактического материала. Для урока-погружения эти материалы должны носить не детализированный характер, а обобщенный — такой, который позволяет объединить логическое и эмоциональное восприятие.

Артистические средства (паузы, игры, танцы, музыка, песни, картины и пр.) — важнейший элемент урока-погружения. Это такие средства, которые создают эмоционально-чувственную обстановку на уроке.

Контроль знаний проводится в зачетной форме. Хотя допускаются и задания творческого толка.

Что предлагает технология «погружения»?

Объединить, например, темы 4-ех уроков по развитию речи и провести их в один день.

Как построить день «погружения»

Естественно, необходимо для начала договориться с администрацией, коллегами, немного перестроить расписание. Поэтому мы и говорим о начальной школе, где сделать это легче.

В этот день будут проходить только уроки по одному предмету.

Межпредметное погружение позволяет построить урок по одному предмету через призму материала другого предмета. Например, урок русского языка или окружающего мира связать с изучением литературного произведения.

Метапредметное погружение — это уже более практическое направление, когда урок строится на погружении в реальную среду. То есть, для восприятия новых терминов и понятий используются вполне жизненные ситуации. Обычно так строятся уроки по иностранному языку, предлагающие погружение в языковую среду.

Как провести урок-погружение

Но вышеописанная схема «погружения» не всегда доступна, так как связана с тем, что придется менять расписание. Однако приемы технологии погружения можно использовать и в рамках одного привычного урока, длящегося 40 минут.

Пример урока-погружения по русскому языку.

Возьмем, к примеру, урок русского языка в 3 классе на тему «Рассказ о слове».

При подготовке к такому уроку учитель составляет понятийный словарь — то есть тщательно отбираются все понятия и термины, которые дети должны освоить в течение урока. Например, «Слово, синонимы, антонимы, фразеологизм» и т.д.

Сам урок строится по схеме поэтапного введения терминов и понятий. Форму можно выбрать любую — например «путешествие по станциям», где каждая остановка будет посвящена определенному понятию.

Для каждой такой «остановки» подбирается материал: пословицы, картины художников по теме, стихотворения и т.д.

В качестве домашнего задания можно предложить, например, составить рассказ о любом словарном слове.

Рекомендации для подготовки урока-погружения:

Составление учителем понятийного словаря.

Оформление кабинета (если используется погружение в культуру или в образ).

Подготовка дидактического и артистического материала обобщенного вида, предполагающего задействование эмоционального, чувственного восприятия.

Разработка творческих и игровых заданий разного толка.

Выбор формы урока. Наиболее удобны для урока-погружения формы путешествий, прогулок, интеллектуальных соревнований.

Таким образом, урок-погружение может быть проведен по любому предмету. Было бы интересно услышать мнение коллег, которые уже проводили уроки такого рода. Оказались ли они эффективны? Как строился урок и как восприняли его ученики?


Список литературы:

1.Олешков М.Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования. // Педагогика. – 2004, № 6. – С.31-39.

2.Монахов В.Н. Проектирование современной модели дистанционного образования. // Педагогика. – 2004, № 6. – С.11-21.


3.Месяц С.Д. Погружение — шаг в противоположность. Из опы­та осмысления // Методика погру­жения: «за» и «против»: Сб. научн. метод, ст. /Под ред. А.А. Остапен­ко. Краснодар: АЭСПК. 1995. С. 23-29.

4. https://pedsovet.su/metodika/6275_urok_pogruzhenie_chto_eto




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.