Формирование игровых технологий в начальной школе в рамках современного урока
Доклад
на тему:
«Формирование игровых технологий в начальной школе в рамках современного урока»
Выполнила: учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 47
Румянцева Н.В.
Формирование игровых технологий в начальной школе в рамках современного урока.
Педагог должен обладать необходимыми умениями и знаниями. А именно: ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательные, учебно-практические, учебно-игровые) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания. Этого требует профессиональный стандарт педагога утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013г.
Поэтому каждый учитель для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе должен использовать современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.
Деятельность педагога должна быть построена в определенной последовательности и целостности, а выполнение её предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Это и есть педагогические технологии. Сегодня насчитывается больше сотни таких технологий.
Это и технология проблемного обучения, обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии, игровые технологии и так далее.
Но как писал Сухомлинский, учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Поэтому для своей работы я выбрала именно игровые технологии в рамках современного урока.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы или раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве технологии урока или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орлёнок» и др.).
В копилке педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счёту, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность этих игр зависит, во-первых, от систематического их использования; во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игры, применяемые на уроках русского языка, многогранны и разнообразны
Орфографическая грамотность основная часть изучения русского языка. На каждом уроке русского языка проводится орфографическая разминка.
У меня в руке мохнатый червячок.
Он везёт зеленоватый огонёк.
И зовут его, ребята, светлячок. Какое правило здесь скажите?
Для развития орфографической зоркости на уроках используются игры «Найди ошибку»
Нашу речьку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил конки, салазки,
Йолку из лесу принёс.
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Например, лексико-фразеологические игры.
«Угадай-ка»
Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».
«Восстанови пословицу»
части которых соединены неправильно.
1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.
2) Без грамоты хоть плач, а корень свеж(?).
3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).
4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).
Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.
Игра «По щучьему велению»
Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой с парной согласной в корне слова» и др.
На уроках русского языка в первых классах можно использовать картинный словарный диктант. Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с изображённым на ней предметом. Дети записывают это слово к себе в тетрадь.
Другой вид словарного диктанта для детей постарше проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные): винегрет, внимание, трибуна, кофта, одноклассники, футбол, хоккей.
Игра найди «лишнее слово» развивает умение выделять в словах общий признак, развивает внимания, закрепляет правописание непроверяемых гласных. Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
МАК | РОМАШКА | РОЗА | ЛУК |
КОШКА | СОБАКА | ВОРОБЕЙ | КОРОВА |
БЕРЕЗА | ДУБ | МАЛИНА | ОСИНА |
КОРОВА | ЛИСА | ВОЛК | МЕДВЕДЬ |
В 3 классе одной из основных тем является изучение частей речи. Учащиеся при изучении имени существительного, имени прилагательного, глагола, испытывают трудности. Для того, чтобы детям легче было запомнить изучаемый материал, необходимо сделать урок более интересным, доступным, понятным.
Игра “Что делать? Что сделать?” закрепляет понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?
Содержание. Играют 2 команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.
Материал для игры:
Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.
Загадки и кроссворд по-прежнему достаточно часто используются на уроках. Они могут оживить опрос, активизировать работу учащихся на уроках. Кроссворд может быть предложен в начале урока с целью постановки проблемы нового урока. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения - хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.
Включение дидактических игр и упражнений на уроках математики позволяет чаще менять виды деятельности, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Например игра “Назови соседей числа”
Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
Средства обучения: мяч или любой другой предмет, например, маленькая мягкая игрушка. Содержание игры: учитель бросает мяч участнику игры, а тот, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее). С помощью мяча или другого предмета можно закреплять таблицу умножения, сложение и вычитание чисел и т.д.
В первом классе при повторении нумерации чисел можно использовать стихи, при этом совершенствуются навыки устного счёта, развивается математическая речь, умение комментировать свои действия, развивается математическая зоркость.
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать? (4)
У Сашки в кармашке
Конфеты в бумажке.
Он дал по конфете Свете и Пете,
Ирине, Галине, Марине и Нине.
И сам съел конфету. А больше нету!
Сколько было конфет? (7)
Отгадайте загадку:
Ты со мною не знаком.
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног
Кто, скажи, я - …(осьминог).
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк! (паук)
Чем похожи обе загадки?(есть число 8)
Определите тему урока. (дети высказываются)
Как получить число 8? (7 + 1)
Какая цифра обозначает число восемь?
Цифру 8, цифру 8
На носу всегда мы носим.
Цифра 8 плюс крючки –
Получаются … (очки).
Очень интересны «Интеллектуальные разминки».
Сколько пальцев на 2 руках?
Сколько недель в месяце?
Порядковый номер пятницы в неделе?
Наименьшее двузначное число?
Какого числа последний день года?
При решении уравнений можно использовать наглядный материал.
Если уравнения решим быстро и верно, то из маленького росточка вырастит красивый цветок.
«Провоцирующие задачи» закрепляют знания детей, развивают логическое и конструктивное мышление, навык счета в уме.
На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5.
Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? 24.
У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? 4.
На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство, отправляются на Луну и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания. Каждый раз, отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются, как впервые. При разработке этих уроков учебные задания предлагаются таким образом, чтобы дети воспринимали их как задания, но при выполнении их все-таки играли.
Например:
Устный счет можно проводить по сказке «Колобок»:
Учитель проговаривает сказку «Колобок» и обыгрывает. При встрече колобка с героями сказки ставится цель перед ним: решить примеры или задачу.
– Ребята, если Колобок не справится со своим заданием, то его съест Волк, давайте поможем решить Колобку примеры. (Дети соглашаются и решают примеры, которые записаны на отдельных карточках)…
Или по известным произведениям Сутеева, например, Снеговик-почтовик.
Где ребята, нашедшие письмо, адресованное им, выполняют математические действия.
Помимо этого есть уроки-состязания, уроки-экскурсии, уроки-игры и т.д.
Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.
Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности ребенка, в котором он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, окружающую действительность.
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Играя, ребенок все время стремится идти вперед, у него одновременно работают подсознание, разум и фантазия, следовательно, развитие эмоциональной сферы детей, как и интеллектуальной, наиболее эффективно происходит в игре.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.