Статья «Возможности обучения математике в формировании нормативного мышления»
ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В формированиИ нормативного мышления
В данное время во многих работах дидактов, психологов, методистов раскрывается средства и пути формирования нормативного мышления, в том числе творческого мышления, так как сейчас много детей с творческим типом мышления. В глобальной сфере человеческой деятельности (компьютерные средства) требуются навыки нормативного мышления. Над проблемой нормативного мышления работали В. Брюшинкин, И. Никольская, Т. Кондрашенкова, Г. Дорофеев, Б. Пайсон, Н. Виленкин, Л. Шестакова и др. Они считают, что необходимым для полноценной интеллектуальной деятельности являются такие нормативные умения, как умение четко планировать свои действия и последовательно выполнять план, умение анализировать, обобщать и т. п. Цель исследования – изучить и проанализировать возможности обучения математике в формировании нормативного мышления.
Нормативное мышление можно рассматривать как одну из составных частей интеллектуального развития личности в процессе школьного образования. Логическая подготовка влияет на формирование устойчивого нормативного мышления, что непосредственно важно и при изучении математики. Образовательная область “Математика” позволяет решать не только внутренние, но и внешние, общекультурные задачи [2]. При изучении математики может быть сформировано и развито логическое, алгометрическое и нормативное мышление. У учащихся можно выработать умение четко формулировать, грамотно аргументировать суждения, системно и последовательно мыслить. Такие умения оказываются полезными и в работе с гуманитарными дисциплинами: учащиеся обучаются правильно вести дискуссию, выделять в тексте главное адекватно, понимать смысл текста. Прохождение такого необходимого пути развития мышления должно быть учтено в учебных планах (программах) образовательной системы [1].
В современном обществе требуется от человека навыки нормативного мышления, каждому необходимо уметь анализировать, планировать свои действия и т.п. Способность к нормативному мышлению можно формировать в процессе обучения математике. При составлении учебных планов необходимо учитывать задачи по формированию нормативного мышления [3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецова А. Я. Гуманистическая философия образования. Идеи, категории, методология : учеб. пособие для аспир. и студ. пед. вузов / А. Я. Кузнецова. – Новосибирск : РИЦ “Прайс-курьер”, 2019.
2. Пайсон Б. Д. О формировании нормативного мышления при обучении математике / Б. Д. Пайсон // Педагогика. – 2020.
3. Филонов Г. Н. О методологии проектирования образовательных стандартов / Г. Н. Филонов // Педагогика. – 2019.