12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пулат109
глава отдела психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса Международной школы Аль-Беруни в Ташкенте
Узбекистан, Ташкент, Ташкент
1

Возможности усовершенствования диагностики чувства симметрии (по материалам авторской разработки)

ВОЗМОЖНОСТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДИАГНОСТИКИ

ЧУВСТВА СИММЕТРИИ

(ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ РАЗРАБОТКИ)

Эргашев П.С. – доктор психологических наук, доцент

Международная исламская академия Узбекистана,

Узбекистан, г.Ташкент

Сфера психического бытия со своим безусловным отношением к духовному миру человека, безусловно, сложнейшая область для реализации метрических подходов. Современная тестология не предлагает обилия методических средств для психодиагностического изучения отношения человека к симметрии и ее нарушению. Поскольку в большинстве случаев чувство симметрии до сих пор изучалось в рамках эстетического восприятия и художественных способностей, многие методические средства, используемые исследователями, предполагают выполнение практических художественно-графических заданий. Так, например, в диссертационном исследовании А.Д.Исмаилова используется тест «Симметричные фигуры» (автор Ю.А.Полуянов), в котором детям предлагается выполнить творческие задачи на создание и изображение симметричных фигур [4].

Необходимо отметить, что художественно-графический подход в диагностике восприятия и понимания симметрии встречается во многих работах. Например, для нейропсихологических обследований детей с лево- и правополушарными нарушениями мозговой деятельности, нередко используется такая графическая проба как запись несимметричных букв [5]. Конечно, графические методики могут быть очень эффективно использованы в изучении чувства симметрии, в том случае, если это явление рассматривается узко и сугубо с точки зрения художественно-творческих способностей. Применение таких методик, особенно, оправдано при исследовании детей, поскольку их замысел и стимульные материалы привычны для детского возраста, в котором рисование является одним из ведущих форм познания мира. Однако, когда речь идет о чувстве симметрии как эмоциональном отношении к структурированности, завершенности, целостности, сбалансированности не только на симметричных изображениях, а в целом, в предметах и явлениях, в решениях и действиях графические методики, которые требуют изобразить, завершить или совершить другие художественные действия для достижения симметричности в предложенном визуальном материале, могут быть не такими эффективными. Во-первых, способность создать или воссоздать симметричный рисунок не может быть достоверным показателем позитивного или негативного отношения к симметрии. Здесь скорее все же больше будут проявляться художественные способности и методика не может иметь в данном случае высокую валидность при изучении чувства симметрии в более широком понимании этого явления. Кроме того, взрослый возраст испытуемых также может стать препятствием для их полноценного выражения своего отношения через рисуночные тесты. И наконец, когда задание психологического испытания предполагает творческое конструирование изображений, могут образоваться чересчур разнообразные варианты (например, когда один испытуемый хорошо изобразил симметрию в некоторой фигуре, а другой более успешно расположил разные предметы симметрично друг другу), что усложняет сравнение показателей разных испытуемых.

В связи с вышесказанными опасениями мы полагаем, что в более широком контексте понимания чувства симметрии более эффективными и удобными являются так называемые вариантные методики, которые основаны на принципе предоставления испытуемому выбора одного из нескольких вариантов в стимульном материале. Одной из наиболее известных методик такого рода является «Эстетическая шкала Бэррона-Уэлша» [8]. Шкала впервые опубликована в 1952 году в журнале «Psychology» американскими исследователями из университета Миннесота Фрэнком Бэрроном и Джорджем Уэлшем (George Welsh) [6]. Первоначально методика Бэррона-Уэлша предлагалась как средство изучения творческих способностей [9], но в последствие она широко использовалась, в целом, для изучения личности [7].

Анализируя психодиагностическую природу и возможности шкалы Бэррона-Уэлша необходимо подчеркнуть целый ряд преимуществ – культурно-свободный стимульный материал, простота инструкции и порядка обработки результатов, наличие буферных пунктов, неактуальность проблемы социально одобряемых ответов и «эффекта фасада», что делает эту методику очень привлекательной для исследований в самых разных направлениях психологии личности. Вместе с тем, нельзя не заметить, что методика выявляет только модальность отношения к симметрии и асимметрии. Другими словами, с помощью шкалы удается лишь узнать нравиться симметрия испытуемому или нет. Однако насколько она нравиться или не нравиться шкала выявить не может. Поэтому мы решили сконструировать свою авторскую методику изучения степени склонности к переживанию положительного или отрицательного отношения к симметрии, в которой бы этот вопрос был бы решен. При этом, надо подчеркнуть, что мы не задавались целью создать альтернативный диагностический инструментарий. Нашей целью было показать один из возможных подходов в решении проблемы диагностики положительных или отрицательных эмоций в отношении симметричности, с выявлением степени эмоционального переживания.

В разработке новой методики (с условным названием «Ступенчатая шкала симметричности») мы переняли идею и диагностическую типологию шкалы Бэррона-Уэлша. Так, в нашей методике также испытуемым предлагается набор графических стимулов. В каждом наборе по 3 изображения, всего 15 наборов. Испытуемый должен выбрать один из 3 графических элементов к наборе. Предлагаемые изображения сконструированы таким образом, что в них происходит постепенное нарастание уровня симметричности: в одном варианте симметричность отсутствует, во втором варианте симметрия присутствует, однако имеет односторонний характер, в третьем варианте элемент симметричен сразу со всех сторон. Таким образом, испытуемому предлагается ситуация, где он, выбирая один из вариантов, указывает в какой степени ему нравится или не нравится симметрия. Соответственно, за выбор асимметричного графического элемента баллы не присуждаются, за выбор фигуры с односторонней симметричностью ставиться один балл, за элемент с двухсторонней симметрией – 2 балла (инструкция, ключ и стимульный материал представлен ниже).

Инструкция. Перед вами 15 рядов абстрактных изображений. В каждом ряду по 3 рисунка, чем-то отличающиеся друг от друга. Вы должны выбрать то изображение, которое вам больше всего нравиться. Выбирайте рисунки, которые вам приглянулись с первого взгляда.

Обработка результатов. Ответы испытуемых обрабатываются с помощью ключа. За совпадение с вариантом начисляется тот балл, который указан в следующем ключе.

Таблица 1 – ключ к «Ступенчатой шкале симметричности»

а

б

в

а

б

в

а

б

в

1

2

0

1

6

0

2

1

11

2

0

1

2

1

0

2

7

2

0

1

12

1

2

0

3

0

2

1

8

1

2

0

13

0

2

1

4

2

1

0

9

2

0

1

14

1

0

2

5

1

0

2

10

1

2

0

15

2

0

1

Рисунок 1 – Стимульный материал «Ступенчатой шкалы симметричности»

Как известно, по канонам психометрии каждая новая методика должна быть проверена на валидность и надежность. Для проверки валидности мы провели корреляционный анализ результатов группы студентов (n=100) по сокращенному варианту «Шкалы Бэррона-Уэлша» и нашей авторской методике. Другими словами, в нашем случае результаты по шкале Бэррона-Уэлша рассматривались как критерий валидизации, поскольку специалисты допускают такое использование данных методик, валидность которых считается установленной [3; c.47]. Для проверки надежности была осуществлена ретестовая процедура с перерывом в один месяц, что соответствует научным требованиям по проведению ретестового испытания [2; с.101]. Результаты обследования обработаны методом вычисления коэффициента линейной корреляции К.Пирсона. Как показали результаты математико-статистического анализа, методика имеет достаточный уровень критериальной валидности (r=0,31; при критическом значении 0,25/р≤0,01) и ретестовой надежности (r=0,48; при критическом значении 0,46/р≤0,01). Таким образом, по результатам корреляционного анализа, испытуемые, получившие по шкале Бэррона-Уэлша высокие баллы за положительное отношение к симметрии, в основном, показывают похожие результаты по ступенчатой шкале, что с точки зрения критериальной валидности указывает на способность производить измерение именно заявленного конструкта. Статистически значимая корреляционная связь между показателями по двум этапам тестирования указывает на устойчивость показателей, их независимость от варьирующих случайных факторов, что доказывает надежность методического средства. Естественно, для полноценного утверждения предложенной методики должен быть проведен весь технологический цикл разработки и проверки, что по некоторым данным включает в себя восемь этапов [1]. Главной нашей целью в этой работе было первоначально показать, каким тестологическим подходом, в принципе, можно будет компенсировать диагностические «изъяны» шкалы Бэррона-Уэлша. Считаем возможным, более глубоко рассмотреть данный аспект проблемы исследования чувства симметрии в будущих научных работах. На нынешнем этапе изучения методических возможностей исследования чувства симметрии, мы считаем, уместным обобщить наш теоретический анализ в следующих выводах:

1.Среди вариантных методик, валидных и надежных для изучения особенностей эмоционального отношения к симметрии наиболее глубоко проработанной, научно обоснованной и широко применяемой методикой является «Шкала Бэррона-Уэлша».

2.Подчеркивая все преимущества шкалы Бэррона-Уэлша необходимо отметить, один недостаток – методика при стандартном использовании не может осуществить тонкую дифференциацию, поскольку не указывает на степень положительного или отрицательного отношения к каждому оцениваемому графическому элементу.

Список литературы:

1.Батурин H.A., Мельникова H.H. Технология разработки тестов: часть I //Вестник Южно-Уральского государственного ун-та. Серия «Психология». 2009. – Вып. 6, №30 (163). – С.4-14.

2.Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 440 с.

3.Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 688 с.

4.Исмаилов А.Д. Развитие образного мышления младших школьников на занятиях декоративно-прикладным искусством: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М.: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, 1988. – 22 с.

5.Меликян З.А. Трехмерное изображение предметов младшими школьниками в норме и с задержкой психического развития// 2-международная конференция памяти А.Р.Лурия: Сб. тезисов докладов. Москва, 2002 г. 24-27 сентября. – С.92.

6.Barron F., Welsh G.S. Artistic perception as a possible factor in personality style: its measurement by a Figure Preference Test//Journal of Psychology. 1952. –Vol. 33 (2). – pp.199-203.

7.Eisenman R., Borod J. Grossman J.C. Sex differences in the interrelationships of authoritarianism, anxiety, creative attitudes, preference for complex polygons, and the Barron-Welsh Art Scale// Journal of Clinical Psychology. 1972. – Vol.28 (4). – pp.549-550.

8.Gough H., Bradley Р. Forty Years of Experience with the Barron Welsh Art Scale// Unusual associates: A festchrift for Frank Barron /A.Montuori (Ed.). – NJ.: Hampton Press, 1996. – pp.252-301.

9.Rosen J.C.The Barron-Welsh Art Scale as a Predictor of Originality and Level of Ability Among Artists//Journal of Applied Psychology. 1955. – Vol. 39 (5). – pp.366-367.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.