Статья на тему «Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся по экологии»

4
0
Материал опубликован 4 November 2019 в группе

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся по экологии

Наиболее важной проблемой современности я считаю экологическое просвещение обучающихся, поэтому мною была разработана и успешно реализуется технология экологического просвещения обучающихся. Эта технология многогранна и включает в себя:

- экологическое просвещение (на уроках и во внеурочной деятельности);

Экологическое просвещение в моей работе достигается включением экологических сведений как фрагментов учебного материала при проведении уроков по самым разным темам.

- системную пропаганду экологических знаний;

В данное время любой человек, в том числе и подрастающее поколение, должен быть экологически образован и экологически сознателен. На протяжении нескольких лет обучающиеся с интересом участвуют в научно-практических конференциях разных уровней, подготавливая работы по экологии. (Экологическое просвещение учащихся, https://урок.рф/library/ekologicheskoe_prosveshenie_uchashihsya_145301.html).

Важным звеном в своей работе считаю то, что обучающиеся старших классах помогают мне в экологическом просвещении школьников среднего звена: готовят выступления по глобальным экологическим проблемам с презентациями, составляют беседы, проводят тестирование и обрабатывают результаты.

- формирование экологического сознания.

Уважение к жизни, к природе – основные идеи экологического сознания. Мы начинаем с самого простого: наблюдение в ходе природных экскурсий. Дети, особенно 5-6 классов, с удовольствием и интересом познают окружающую среду и живых организмов. И моя цель, как учителя, дать им необходимые знания о природе, привить интерес к ней, чувство сопереживания ко всему живому.

Для того чтобы понять как обучающиеся «видят» природу провожу с ними тест по диагностике экологического сознания в начале учебного года и в конце, обрабатываю полученные результаты, и вижу как изменяется их отношение к природе как к объекту.

Эта методика, разработанна В.А. Ясвиным, С.Д. Дерябо и предназначена для исследования типа доминирующей установки учащихся в отношении природы.

Описание:
Условно можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как
объект красоты («эстетическая установка»), как объект изучения, знаний («когнитивная»), как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»).
«ЭЗОП» - это «эмоции», «знания», «охрана», «польза» - такие рабочие названия типов установок использовались во времена создания методики.
Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Например: ЛОСЬ – следы, лесник, трофей, камни, рога. Эти слова отобраны как наиболее характерные, но «неявные» ассоциации, возникающие у людей, с четко выраженным доминированием соответствующей установки. (Четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое – для отвлечения внимания, «мусорное» слово).

Диагностика экологического сознания

Обследуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемого не остается времени осмыслить варианты и он вынужден выбирать тот, который «первым пришел в голову», как раз и характеризующий доминирующую у него установку.

Лес: Поляна (К)     Лось: Следы (И)             Трава: Поливать (О)

Муравейник (И)      Лесник (О)                      Силос (П)

Заповедник (О)       Трофей (П)                      Кора

Дрова (П)                Камни                             Роса (К)

Песок                       Рога (К)                         Стебель (И)

Озеро: Улов (П)      Медведь: Паутина             Дерево: Осень (К)

Шерсть                    Хозяин (К)                           Кольца (И)

Острова (К)                Малина (И)                       Вырастить (О)

Моллюск (И)             Редкий (О)                            Мебель (П)

Очищать (О)            Шкура (П)                             Сено

Болото: Головастик (И)               Утка: Запрет (О)                Рыба: Жабры (И)

Заказник (О)                               Жаркое (П)                  Серебристая (К)

Торф (П)                                      Рассвет (К)                     Нерестилище (О)

Яблоки                                         Ветка                           Жарить (П)

Туман (К)                                     Кольцевание (И)               Перо

Сад: Берлога                        Бобр: Ловкий (К)                Природа: Красота (К)

Цветущий (К)                      Резцы (И)                            Изучение (И)

Опыление (И)                     Расселение (О)                      Охрана (О)

Ухаживать (О)                     Шуба (П)                                Польза (П)

 Урожай (П)                                                                        Грибы

В скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается.

К - природа воспринимается как объект красоты - « эстетическая» установка.

И - природа воспринимается как объект изучения – «когнитивная» установка.

О - природа воспринимается как объект охраны – «этическая» установка.

П - природа воспринимается как объект пользы– «прагматическая» установка.

Эта методика проводилась среди учащихся 5-ых классов (41 человек) в начале и в конце 2017-2018 учебного года. Получены следующие результаты:

Начало года

t1572886083aa.gif 

К - 21 учащихся (51%)

И - 6 учащихся (15%)

П - 11 учащихся (27%)

О - 3 учащихся (7%)

Конец года

t1572886083ab.gif

К - 15 учащихся (%)

И - 10 учащихся (%)

П - 8 учащихся (%)

О - 8 учащихся (%)

Вывод: Учащиеся, именно в среднем звене обучения, начинают понимать значение природы и необходимость ее охраны и изучения. Это связано с возрастом детей, и конечно, с более подробным изучением живой природы на уроках биологии.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.