Статья на тему «Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся по экологии»
Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся по экологии
Наиболее важной проблемой современности я считаю экологическое просвещение обучающихся, поэтому мною была разработана и успешно реализуется технология экологического просвещения обучающихся. Эта технология многогранна и включает в себя:
- экологическое просвещение (на уроках и во внеурочной деятельности);
Экологическое просвещение в моей работе достигается включением экологических сведений как фрагментов учебного материала при проведении уроков по самым разным темам.
- системную пропаганду экологических знаний;
В данное время любой человек, в том числе и подрастающее поколение, должен быть экологически образован и экологически сознателен. На протяжении нескольких лет обучающиеся с интересом участвуют в научно-практических конференциях разных уровней, подготавливая работы по экологии. (Экологическое просвещение учащихся, https://урок.рф/library/ekologicheskoe_prosveshenie_uchashihsya_145301.html).
Важным звеном в своей работе считаю то, что обучающиеся старших классах помогают мне в экологическом просвещении школьников среднего звена: готовят выступления по глобальным экологическим проблемам с презентациями, составляют беседы, проводят тестирование и обрабатывают результаты.
- формирование экологического сознания.
Уважение к жизни, к природе – основные идеи экологического сознания. Мы начинаем с самого простого: наблюдение в ходе природных экскурсий. Дети, особенно 5-6 классов, с удовольствием и интересом познают окружающую среду и живых организмов. И моя цель, как учителя, дать им необходимые знания о природе, привить интерес к ней, чувство сопереживания ко всему живому.
Для того чтобы понять как обучающиеся «видят» природу провожу с ними тест по диагностике экологического сознания в начале учебного года и в конце, обрабатываю полученные результаты, и вижу как изменяется их отношение к природе как к объекту.
Эта методика, разработанна В.А. Ясвиным, С.Д. Дерябо и предназначена для исследования типа доминирующей установки учащихся в отношении природы.
Описание:
Условно можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая установка»), как объект изучения, знаний («когнитивная»), как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»).
«ЭЗОП» - это «эмоции», «знания», «охрана», «польза» - такие рабочие названия типов установок использовались во времена создания методики.
Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Например: ЛОСЬ – следы, лесник, трофей, камни, рога. Эти слова отобраны как наиболее характерные, но «неявные» ассоциации, возникающие у людей, с четко выраженным доминированием соответствующей установки. (Четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое – для отвлечения внимания, «мусорное» слово).
Диагностика экологического сознания
Обследуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемого не остается времени осмыслить варианты и он вынужден выбирать тот, который «первым пришел в голову», как раз и характеризующий доминирующую у него установку.
Лес: Поляна (К) Лось: Следы (И) Трава: Поливать (О)
Муравейник (И) Лесник (О) Силос (П)
Заповедник (О) Трофей (П) Кора
Дрова (П) Камни Роса (К)
Песок Рога (К) Стебель (И)
Озеро: Улов (П) Медведь: Паутина Дерево: Осень (К)
Шерсть Хозяин (К) Кольца (И)
Острова (К) Малина (И) Вырастить (О)
Моллюск (И) Редкий (О) Мебель (П)
Очищать (О) Шкура (П) Сено
Болото: Головастик (И) Утка: Запрет (О) Рыба: Жабры (И)
Заказник (О) Жаркое (П) Серебристая (К)
Торф (П) Рассвет (К) Нерестилище (О)
Яблоки Ветка Жарить (П)
Туман (К) Кольцевание (И) Перо
Сад: Берлога Бобр: Ловкий (К) Природа: Красота (К)
Цветущий (К) Резцы (И) Изучение (И)
Опыление (И) Расселение (О) Охрана (О)
Ухаживать (О) Шуба (П) Польза (П)
Урожай (П) Грибы
В скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается.
К - природа воспринимается как объект красоты - « эстетическая» установка.
И - природа воспринимается как объект изучения – «когнитивная» установка.
О - природа воспринимается как объект охраны – «этическая» установка.
П - природа воспринимается как объект пользы– «прагматическая» установка.
Эта методика проводилась среди учащихся 5-ых классов (41 человек) в начале и в конце 2017-2018 учебного года. Получены следующие результаты:
Начало года
К - 21 учащихся (51%)
И - 6 учащихся (15%)
П - 11 учащихся (27%)
О - 3 учащихся (7%)
Конец года
К - 15 учащихся (%)
И - 10 учащихся (%)
П - 8 учащихся (%)
О - 8 учащихся (%)
Вывод: Учащиеся, именно в среднем звене обучения, начинают понимать значение природы и необходимость ее охраны и изучения. Это связано с возрастом детей, и конечно, с более подробным изучением живой природы на уроках биологии.