12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калинина Анна Родионовна989
Россия, Краснодарский край, Краснодар
Материал размещён в группе «Дошкольники»

Дошкольники

Мышление и речь дошкольников

Мышление в дошкольном возрасте развивается благодаря сюжетно-ролевым играм. Это наглядно-образное мышление. Оно зависит от уровня развития воображения. В процессе развития воображения наглядно-действенное мышление переходит в наглядно-образное. Следующий этап - это появление словесно-логического мышления (высший тип мышления) на базе развития речи, что необходимо для решения интеллектуальных задач. Этот тип мышления появляется к концу дошкольного возраста.

Словесно-логическое мышление развивается в два этапа:

    усвоение слов, обозначающих предметы; действия для решения практических задач.

    усвоение понятий, правил логики рассуждений.

Таким образом, задачи решаются сначала при помощи рук и зрения (не в уме), затем возникают образные представления для решения задач и рассуждение вслух. Следующая ступень - продумывание плана на основе опыта и памяти; затем, выполнение задачи в уме, а потом в реальности. Более высокий уровень - решение задачи только в уме с проговариванием совестного решения.

В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, которые приведут в дальнейшем к развитию абстрактного мышления.

Развитие мышления у дошкольников зависит от развития речи. У детей 3-7 лет речь монологическая и диалогическая; появляется внутренняя речь. Речь способствует сохранению внимания, его концентрации, управляет памятью. Речь начинает нести функцию планирования, что способствует развитию внутренней речи (к семи годам эта функция становится внутренней).

Для младших дошкольников одно слово может выражать целую мысль, позднее они отделяют слова в предложении по мере усвоения смысла слов. В 4-5 лет дети усваивают грамматику (речь становится правильной: окончания слов, построение фраз), в 6 лет лексикон может составлять 1400 слов. С четырех лет дети могут говорить сложными предложениями.

Речевое развитие зависит от богатства речевой среды (социальный фактор) и от исторической эпохи (100 лет назад дети знали в 3 раза меньше слов).

У старших дошкольников появляется письменная речь, истоком которой является графическая символика ( знаки на бумаге, изображающие образы; рисунки). Этот вид речи особенно характерен для современных детей, которые до поступления в первый класс уже умеют читать и писать.



Значение детства в становлении личности

Личность - особое качество человека, приобретаемое им в социально-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность приобретают и отстаивают.

Детский возраст является решающим в развитии не только психических процессов, но и личностных свойств. В детстве формируются основные мотивационные черты личности (интересы, потребности, ценности, цели), предпочитаемые средства достижения целей и удовлетворения потребностей; формируются стилевые черты личности (темперамент, характер, способы поведения, манеры). Личность формируется к окончанию подросткового возраста и сохраняется на всю жизнь. В детстве есть несколько периодов, сензитивных к развитию определённых личностных качеств. Дошкольный возраст - это сензитивный период для развития задатков будущих способностей, первичных мотивов. Младший школьный возраст и начало подросткового возраста - период ускоренного развития многих способностей (общих и специальных). Старший школьный возраст - время становления нравственности и мировоззрения.

Периоды личностного развития не чередуются, а сложно переплетаются. Интеллектуальное развитие завершается раньше, чем личностное; периоды познавательных процессов короче, чем периоды личностного взросления.

Психическое развитие совершается в 6 этапов, а личностное имеет 4 периода: от рождения до трёх лет, дошкольный (3 - 6 лет), младший школьный (6 - 10), старший школьный ( 10 - 16).

Завершение личностного развития характеризуется социально - психологической самостоятельностью и независимостью; чувством самоуважения, самосознания и ответственности.

В детстве происходит осознание своей индивидуальности - своего "я". Мощное влияние на развитие личности в детстве оказывают социальные факторы: семья, детские образовательные учреждения, СМИ, общение со взрослыми и сверстниками. То, что ребёнок освоил до 5ти лет - это основа его личности (характера, поведения, будущего мировоззрения).

Подростковый период - это переход от детства к взрослости - сложный, кризисный период, период самовоспитания и самосовершенствования. Самую важную роль в развитии личности играет семья (тёплые отношения, доверие, взаимопомощь) и школа.

Развитие личностных качеств дошкольников

Дошкольный возраст можно разделить на 3 периода: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6(7) лет. Развитие детей обладает такой интенсивностью, что дети этих возрастных периодов психически и личностно сильно отличаются: совершенствуются психические процессы; усваиваются правила и нормы общения; развивается эмоциональная и нравственная саморегуляция; усложняется игровая деятельность; формирующиеся черты характера и стиль отношений образуют неповторимую индивидуальность.

Усвоение нравственных норм общения и поведения зависит от воспитания и общения со взрослыми и сверстниками. Происходит это в процессе наблюдения и подражания. Главный стимул правильного поведения ребёнка – одобрение и поощрение значимых людей, особенно родителей. Применяется также и порицание поступков, противоречащих нравственным нормам. Усвоение норм поведения происходит в сюжетно – ролевых играх с правилами: сначала ребёнок подражает нормам поведения взрослых, затем контролирует своё и чужое поведение. Таким образом, наступает эмоциональная и нравственная саморегуляция. Нравственные нормы становятся устойчивыми, возникает нравственная позиция. Формируется важнейшее нравственное качество – эмпатия: внимание к переживаниям других людей, сочувствие.

Продолжают развиваться мотивы общения: у старших дошкольников это деловые и личные мотивы. Деловые мотивы связаны с решением каких-то задач, личные связаны с внутренними переживаниями (оценка поведения и деятельности у себя и других). Очень важные мотивы общения – желание похвалы взрослых, сохранение добрых отношений, стремление к самоутверждению.

К концу дошкольного возраста дети начинают осознавать причины успехов и неудач, появляется представление об усилиях и способностях. В 4 года дети ещё могут ставить недостижимые цели, в 5-6 лет реализма уже больше.

Вывод: в дошкольном возрасте формируется базовые черты личности, доминирующие мотивы и потребности. Их истоки – в младенчестве. Основные личностные свойства зависят от генотипа (экстраверсия, тревожность, эмоциональность) и воспитания.

Самооценка появляется в среднем дошкольном возрасте на основе сравнения себя с другими. К концу школьного возраста появляется волевая регуляция поведения, отношение к себе и миру.

Дошкольный возраст – это сензитивный период для подражания (подражают и хорошему, и плохому – это должно учитываться при воспитании детей). Старшие дошкольники усваивают правила и нормы группового поведения, что учит ладить с людьми в дальнейшем.

Личностному развитию помогает совершенствование психических процессов: у дошкольников присутствуют все три вида мышления – наглядно-действенное, наглядно - образное и словесно – логическое. Возникает внутренняя речь, как средство мышления. Завершение формирование речи, которое помогает личностному развитию. Действия становятся произвольными (как и психические процессы) и нравственно регулируются. У дошкольников совершенствуется самосознание (осознание своих личных качеств, способностей, причины успехов и неудач).


Возрастная психология. Дошкольник.
DOCX / 17.15 Кб

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.