Комбинированный урок истории «Время соборов»

3
0
Материал опубликован 6 November 2019

Урок истории в 6 классе МКОУ ООШ №5

Учитель: Кучеренко Е.А.

Урок № 14 в разделе II «Подъём средневековой Европы»

(учебно-методический комплекс «Сферы»)

Тип урока: комбинированный

Тема урока: «Время соборов».

Цель: формирование у учащихся представления о расцвете средневековой архитектуры XIXIII веков.

Задачи:

Образовательные:

- охарактеризовать архитектуру эпохи расцвета Средневековья;

- выявить отличительные черты романского и готического

архитектурных стилей;

- показать, что влияние церкви во многом определяло характер

средневекового искусства в Европе.

Развивающие:

- развитие умений и навыков работы с историческими источниками;

- развитие умения соотносить знания с исторической эпохой, видеть

общее и наоборот, устанавливать причинно-следственные связи между

событиями;

- развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

- формирование способности к духовному развитию, реализации

творческого потенциала в учебной деятельности на основе

традиционных нравственных установок и моральных норм;

Планируемые результаты:

Предметные:

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

Личностные:

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умения работать с учебной информацией;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом, материалами электронной презентации: поиск информации и понимание прочитанного, делать выводы из сформулированных посылок.

Познавательные УУД: находят ответы на вопросы, используя разные источники, анализируют изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные УУД: учатся определять цели своей деятельности и определять её результаты, выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Коммуникативные УУД: учатся понимать позицию другого, излагать своё мнение и уметь его корректировать, участвовать в диалоге, в общей беседе.

Личностные УУД: учатся осознавать целостность мира и сохранять духовные ценности мирового сообщества.

 

По программе должны изучить:

Характерные черты романского стиля в архитектуре. Скульптуры и фрески собора. «Библия в камне». Причины появления готики, её характерные черты. Создатели готических соборов.

 

Образовательные технологии: технология развития критического

мышления средствами чтения и письма, игровая технология, ИКТ –

технология

Ресурсы (оснащение):

- Мультимедийный комплекс

- Мультимедийная презентация, подготовленная учителем

- Видеосюжет.

- Карточки для характеристики архитектурных стилей.

- Карточки- новые слова.

- Раздаточный материал:

- энциклопедическая информация об архитектуре Западной Европы.

- кроссворды для групповой работы, игра «Крестики-нолики»

- рабочий лист урока, лист для самооценки.

- листы с заданиями

 

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка знаний и умений учащихся.

Фронтально: Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

- Как вы объясните слово «зенит»?

- В какое время Западная Европа переживала культурный подъём? (в XII

XIII вв)

- Что способствовало развитию средневекового образования?

- Как люди, жившие в эпоху расцвета Средневековья, получали образование?

Игровой момент «Крестики-нолики» - блиц-опрос (Приложение 1). Слайд 1.

1

2

3

 

4

5

6

 

7

8

9

 

Х – согласен с утверждением учителя

О – не согласен с утверждением учителя

Слово «университет» означает совокупность, объединение, вселенная.

В средние века знания опирались на проверку опытом.

В средние века главной наукой считалась философия.

Первые университеты появились в Лондоне и Риме.

Основой средневекового образования были семь свободных искусств.

Университетами управлял папа римский.

Университет делился на факультеты, которые возглавляли деканы.

Высшим факультетом был медицинский факультет.

Логика – это наука о том, как правильно мыслить

- Кто победил – крестики или нолики?

Самопроверка. Слайд 2. (На слайде презентации - правильный ответ).

Переход к новой теме.

Фронтальная беседа:

- А сейчас работаем в мини-группах. Задание следующее: отгадайте кроссворд и прочитайте зашифрованное слово (Приложение 2).

Слайд 3: вопросы к кроссворду.

- Какое ключевое слово получилось? (собор)

Слайд 4: кроссворд с ответами.

- Объясните значение этого слова (собор – это большой храм; главный храм в городе; это храм где проводит службы епископ).

Учитывая, что с XI века начинается рост городов в Западной Европе, в связи с этим начинается и строительство большого количества соборов.

Давайте сформулируем тему нашего урока – ученики озвучивают свои версии, например – «Строительство соборов в Западной Европе»

IV.Стадия «Вызов» (целеполагание).

Учитель: Итак, тема нашего урока: «Время соборов». Слайд 5.

Начинаем работу с постановки целей нашего урока, для этого задаём «тонкие» и «толстые» вопросы. Слайд 6.

Перед вами рабочие листы урока, подпишите их, запишите тему урока и вопросы. (Приложение 3).

Предположительно:

«Тонкие вопросы»

«Толстые» вопросы

Что строили?

Кто строил?

Как строили?

Какие соборы строили?

Почему ведущая роль в строительстве принадлежала церкви?

Почему они так назывались?

Чем соборы отличались друг от друга?

Как украшали соборы?

 

Ученики затем проговаривают, какие вопросы они сформулировали. Пронумеровать вопросы. Слайд 7.

V.Стадия «Осмысление». Изучение нового материала.

Фронтально: Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?

У вас на столах – справочный материал по теме – ознакомьтесь с ним. (Приложение 4).

- На какие вопросы вы уже можете ответить?

1. Кто строил? (Церковь)

2. Почему ведущая роль в строительстве принадлежала церкви?

Церковь оказывала влияние на верующих. 2. Она сосредоточила в своих руках колоссальные богатства. 3. Церковь достигла вершины могущества.)

3.Какие соборы строили? (романские и готические)

4. Почему они так назывались? (романские – от латинского «Рома» - Рим; готические – с итальянского «нечто варварское, непривычное» от названия племени готов)

5. Когда строили романские храмы, а когда – готические? (романские – в XIXII вв, готические – с XII века)

Учитель начинает оформление доски с помощью карточек (Приложение )

(И далее ученики работают с источниками, находят требуемую информацию, сопоставляют формы выражения информации в запросе и в самом тексте, сопоставляют разные источники, отвечают на вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения)

Учитель: Мы отправляемся с вами в путешествие по Западной Европе. Начинаем знакомство с романским архитектурным стилем. Слайд 8.

И первая остановка – Германия. Слайд 9.

 

Сообщение ученика о церкви монастыря Мария Лаах. Мы с вами оказались рядом с церковью монастыря Мария Лаах. Название монастыря происходит от лат. слова «лакус» - озеро. Это озеро располагается в горах над Рейном. Основано аббатство в 1093 году графом Генрихом II. Граф хотел разместить в монастыре свою усыпальницу. В 1156 году церковь была освещена, хотя ее еще продолжали строить.

Храм представлял собой удлиненное массивное здание с почти гладкими стенами. Слайд 10.

Церковь состоит из трех нефов: центральный неф сильно поднят над боковыми. В плане церковь имеет вид креста, в центре высится не купол, а башня, завершающаяся пирамидой. Слайд 11.

По бокам, чуть впереди еще две башни. Восточная часть завершалась полукруглой апсидой. В западном конце церкви находятся еще три башни: по бокам две круглые, а посередине многоярусная башня. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – во входах в храм, в оконных проемах и при оформлении его фасадов.

А теперь зайдем в храм и рассмотрим интерьер. Слайд 12. Внутри храма – своды, промежутки между колоннами венчались полукруглыми арками. Внутренняя часть храма разделена на три нефа рядами колонн. Свет поступает сверху, из окон. Чтобы стены не утратили надежность, окна в них делали маленькими, узкими похожими на бойницы. Поэтому внутри храма царил полумрак. Слайд 13.

Снаружи и внутри романский храм суров и массивен. Верующие в этом храме чувствовали собственную незначительность. Храм украшали фрески и рельефы. Слайд 14. Большинство прихожан были неграмотными, а здесь они могли увидеть иллюстрации к Библии. Не случайно средневековые храмы часто называют “Библией в камне”.

Другие достопримечательности внутреннего убранства церкви - главный алтарь под балдахином и усыпальница основателя церкви. На постройку церкви ушло более 120 лет.

Учитель: Что вам напоминает это сооружение? Используя ключевые слова, объясните, почему церковь монастыря Мария Лаах напоминает крепость (толстые стены, маленькие окна, они высоко над землёй, по углам – мощные башни, окна похожи на бойницы)

 

Ключевые слова записаны на доске: стены, окна, башни, колонны, арки, детали украшения.

Просмотр слайдов с иллюстрациями романских соборов. Слайды 15-19.

 

- Мы познакомились с вами с соборами романского архитектурного стиля. Сформулируем его отличительные черты (в ходе обсуждения учитель составляет схему с помощью карточек на доске с левой стороны, ученики

записывают в таблицу в рабочих листах).

 

 

 

t1572998644aa.gift1572998644ac.gif Романский стильt1572998644ab.gif

 

t1572998644ah.gift1572998644ad.gif

t1572998644ae.gift1572998644af.gift1572998644ag.gifПолукруглые арки         Мощные колонны

 

                                                                               Мощные башни       Толстые стен                                                                                                                                                                        Узкие окна                                Фрески, рельефы

 

 

 

 

 

 

Учитель: Да, действительно, многие церкви и монастыри нередко служили убежищем для населения округи. Но, тем не менее, строители их украшали.

 

- Что такое фреска? (живопись на сырой штукатурке)

- Какие сюжеты изображались на фресках? (сюжеты из Библии)

- Как называли средневековый храм? (Библия в камне)

- Почему? (большинство прихожан были неграмотными, а здесь они видели все библейские сцены).

 

Учитель: Но время идёт и всё изменяется. К середине XII века романский стиль постепенно уступает место новому – готическому. Слайд 20

- Почему этот архитектурный стиль называется готическим? (от итальянских слов «маниера готика» — «готская манера» (от названия германского племени готов).

Готика появилась на свет, когда закончились войны между феодалами. Теперь не надо было строить собор в виде крепости. Хотя по-прежнему соборы были очень вместительными. Кроме церковной службы здесь устраивали собрания горожан, слушали лекции профессоров.

Просмотр видеосюжета. Слайд 21. – Определите черты, характерные для готического стиля.

Ученик: В нем витражи горят, как пламя,
Ряды колонн – как будто темный лес,
Одеты стены в кружево из камня,
Венчают кровлю шпили до небес.
Пойдет сейчас наш разговор
Про сердце города – готический собор.

 

Сообщение ученика о Кёльнском соборе: В те времена епископ и бюргеры Германии спорили о том, какой из городов к северу от Альп богаче и крупнее. И Кельнский собор должен был стать самой большой церковью германского мира. Первый камень этого собора заложен в 1248 г. Слайд 22.

Новому собору предстояло стать пристанищем для мощей трех библейских волхвов. Они были привезены из Милана. Строительство собора началось со строительства капелл в его восточной части. Первый архитектор собора известен как мастер Йоханес. Он взял за основу план французского собора в Амьене, но внес существенные дополнения.

Возводился собор более чем 600 лет. В 1560 году работы были прекращены. Три века не было строительства, т. к. строители столкнулись с серьезной проблемой: никто не знал, по какому именно плану следует достраивать собор. Наконец, в 1824 году был найден чертеж. И лишь в 1880 году строительство собора было завершено. За столетия возведения собора строители не отступили от первоначального плана.

Весь фасад собора словно соткан из каменного кружева. Собор украшает огромное количество декоративных деталей – ажурные фронтоны, башенки, завитки. Слайд 23.

Устремление собора ввысь подчеркнуто высокими стрельчатыми арками, окнами и порталами. На западном фасаде собора расположены две башни, увенчанные остроконечными шпилями. Высота башен - 157 м, а длина собора – 144 м.

Внутри собор имеет легкий высокий стрельчатый свод. Слайд 24. Он опирается на пучки узких и высоких колонн. Своды были украшены некогда золотыми звездами.

Пол в соборе выложен мозаикой. Иногда, кажется, что стены готического собора сплошь состоят из огромных цветных окон – витражей. Слайд 25. На этих витражах художники изображали сцены из Библии. В одной капелле находится древнейшее Распятие.

В соборе до сих пор что-то исправляют. Он не будет завершен никогда, и это хорошо. Как издавна говорят в Кельне, когда собор будет готов окончательно, рухнет мир. А пока люди приходят в храм с надеждой на спасение. Слайд 26.

 

Фронтально: Объяснить слова:

фронтон – завершение фасада здания

портал – центральный вход в собор, богато украшенный

витраж – изображение, собранное из цветных стёкол

мозаика – картина, выложенная кусочками цветного стекла

капелла – часовня, храмовое помещение – придел церкви

 

Учитель: Но родина готического собора – Франция. Отправляемся в эту страну. Слайд 27.

Сообщение ученика: В 1210 году сгорел старый собор, но уже в следующем году был заложен новый. Ему было суждено стать одним из величайших и прекраснейших соборов в христианском мире. Строительство началось с восточной части – с капелл. С самого начала строители ввели элемент, который открыл новую эпоху в архитектурном декоре. Окна состоят из стрельчатых арок с шестилистным клевером. Подобные окна можно увидеть со всех сторон здания.

Главный фасад имеет три яруса и две мощные башни по краям. Западный фасад собора снизу доверху покрыт каменной резьбой.

Прежде всего, поражает его высота, устремленность вверх. Слайд 28. Над центральным входом имеется декоративный фронтон, а выше огромное вырезанное окно из камня в виде цветка. Окно заполнено витражом. Это окно - готическая роза. Слайды 29-30.

Внутри мы везде видим вертикали: тонкие пучки изящных колонн. Слайд 31. Они поддерживают стрельчатые арки различной величины. Здесь почти нет гладких поверхностей. Снаружи стены состоят из рядов колонн и окон. Окна заполнены витражами, но не все они сохранились.

Центральный неф возвышается почти на 40 м. Такая конструкция слишком хрупка, чтобы поддерживать своды, поэтому большую часть несущих конструкций пришлось вынести наружу – контрфорсы и наружные арки – аркбутаны. Они также украшены колоннами. Снаружи собор украшают 2500 скульптур.

В 1235 году справа от главного портала собора появилась известная на весь мир статуя архангела Гавриила. Впервые в средневековой скульптуре статуя выражает эмоции. Слайд 32. Рядом позже появилась скульптурная группа - Встреча Марии и Елизаветы. Одежды мелкими и мягкими складками облегают фигуры. Позы изысканы и красивы, лица просветленные, улыбчивые и исполненные особой мягкости.

Многочисленные скульптуры были не просто декором, а частью общего замысла. Коронование Девы Марии Христом подсказывает нам о крещении и коронации французских королей. Именно в этом соборе происходила коронация всех французских королей. Даже во время Столетней войны, благодаря Жанне д, Арк, король Карл VII смог стать законным королем.

Собор освещен лишь спустя 100 лет.

Учитель: Объяснить слова:

контрфорс – вертикальная выступающая часть стены

аркбутаны – наружные полуарки

Учитель: Во Франции было построено много соборов в готическом стиле. Слайды 33-35. В столице Франции находится прекраснейший собор Нотр-Дам де Пари или Собор Парижской Богоматери. Все пространства готического собора обитаемы – и внутри и снаружи собор населён массой скульптур.

Слайды 36-37.

- Сформулируем отличительные черты готического стиля (в ходе обсуждения учитель составляет схему с помощью карточек на доске с правой стороны, ученики записывают в таблицу в рабочих листах).

 

Готический стиль

t1572998644am.gift1572998644an.gif

 

t1572998644ao.gift1572998644ap.gift1572998644aq.gift1572998644ar.gift1572998644as.gift1572998644at.gift1572998644au.gift1572998644av.gif Лёгкие стены  Башни, башенки, шпили

 

Пучки тонких колонн

Много скульптур, мозаика                  Стрельчатые арки          Витражи -Готическая роза

 

Учитель: И по сей день готические соборы остаются украшением и гордостью многих европейских городов. Многие поэты и писатели воспели красоту этих соборов. Например, Виктор Гюго написал знаменитый роман «Собор Парижской богоматери». Максимилиан Волошин – русский поэт в своём стихотворении «Письмо» пишет:

Ученик читает стихотворение М. Волошина «Письмо», 1904 г.:

Леса готической скульптуры!
Как жутко все и близко в ней.
Колонны, строгие фигуры
Сибилл, пророков, королей...
Мир фантастических растений,
Окаменелых привидений,
Драконов, магов и химер.
Здесь все есть символ, знак, пример.
Какую повесть зла и мук вы
Здесь разберете на стенах?
Как в этих сложных письменах
Понять значенье каждой буквы?
Их взгляд, как взгляд змеи, тягуч...
Закрыта дверь. Потерян ключ.

 

VI.Стадия «Рефлексия».

Ученики осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Учитель: Посмотрите на свои таблицы «тонких» и «толстых» вопросов. На все ли вопросы мы ответили?

А сейчас поработаем в мини-группах (выполнение разноуровневых заданий)

Задание 1: распределите соборы по архитектурным стилям (Приложение 6).

 

Задание 2: Прочтите отрывок из исторического текста, укажите название архитектурного стиля (Приложение 7).

 

Задание 3: Работа со схемой «Западный фасад Собора Парижской Богоматери (Приложение 8)

 

VII.Домашнее задание: параграф 24, задание 2 стр. 80 в тетради-тренажёре. Синквейн на тему «Собор». Слайд 38.

VIII.Самооценка.

Ученики заполняют лист самооценки (Приложение 5)

IX. Оценка учителя. Подведение итогов урока.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

 

 

Приложение 1.

 

Лист ответов: Ф.И. ____________________________________

 

Крестики – нолики.

Х – согласен, 0 – не согласен.

 

1.

2.

3.

 

4.

5.

6.

 

7.

8.

9.

 

 

 

 

Задание 1.

Романский стиль

Готический стиль

 

 

 

 

 

Задание 2.

 

___________________________

 

___________________________

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

2

3

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд

 

1.Религиозная философия, стремящаяся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.

 

2. Ученый XIII в., монах. Самая знаменитая его книга – «Сумма богословия», в которой он создал картину всей христианской Вселенной. Его называли «ангельский доктор».

3.Известный философ-схоласт XII в.. Преподавал в Парижской соборной школе. Утверждал, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума – «Нужно понимать, чтобы верить».

4.Английский монах, преподавал в университетах Оксфорда и Парижа. Утверждал, что только с помощью опыта и наблюдений можно проверить, верны ли наши знания.

5.Он возглавлял университет.

 

Приложение 3.

Справочный материал.

XIXIII века стали временем расцвета архитектуры. Ведущая роль принадлежала церковной архитектуре, и это не случайно. В XIXII веках церковь достигла вершины могущества. Её влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Именно тогда церковь достигла вершины могущества и накопила огромные богатства и стала главным заказчиком произведений искусства, чтобы влиять на умы людей.

Во многих городах Европы были воздвигнуты романские и готические соборы, воплотившие в себе лучшие достижения строительной техники и искусства Средневековья.

Романский стиль, начавший развиваться при Каролингах в XIXII вв, получил своё название оттого, что он являлся подражанием древним римским постройкам.

Готическая архитектура (с XII века) являлась более совершенной. Её характерной чертой является стремление архитектора построить здание как можно выше. Имеющее итальянское происхождение, название стиля переводилось как «нечто варварское, непривычное», от названия племени готов.

 

Словарь.

 

фронтон – завершение фасада здания

портал – центральный вход в собор, богато украшенный

витраж – изображение, собранное из цветных стёкол

капелла – часовня, храмовое помещение – придел церкви

контрфорсы – вертикальные выступающие части стены

аркбутаны – наружные полуарки

горгулья (химера) – фантастическое существо, призванное охранять от врагов

 

 

Приложение 4.

Рабочий лист урока Ф.И.______________________________

 

«тонкие вопросы»

«толстые вопросы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:_________________________________________

 

Романский собор

Готический собор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

 

Лист самооценки___________________________________________

 

На уроке я работал

активно пассивно

Своей работой на уроке я

доволен недоволен

Урок показался мне

коротким долгим

За урок я

не устал устал

Моё настроение стало

лучше хуже

Материал урока для меня был

понятен непонятен

 

интересен скучен

 

полезен бесполезен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки___________________________________________

 

На уроке я работал

активно пассивно

Своей работой на уроке я

доволен недоволен

Урок показался мне

коротким долгим

За урок я

не устал устал

Моё настроение стало

лучше хуже

Материал урока для меня был

понятен непонятен

 

интересен скучен

 

полезен бесполезен

 

 

Приложение 6.

Задание 1: Определите архитектурный стиль.

t1572998644ay.jpg t1572998644az.jpg

 

 

t1572998644ba.jpg 

t1572998644bc.jpg 3.

t1572998644bd.jpg

 

 

t1572998644be.jpg t1572998644bf.jpg t1572998644bg.jpg

 

 

Приложение 7.

Задание 2: Прочтите отрывки из исторического текста и укажите названия архитектурных стилей, о которых идёт речь.

 

1 «Суеверный страх сковал Джека … Чувство это внушали разноцветные солнечные блики на каменных стенах. Ему казалось, что где-то в своих фантазиях он уже видел эту картину; его собор представал в воображении именно таким – с высокими сводами и широкими окнами, полным света и воздуха, словно сотворённым по мановению волшебства».

 

2. «Церковь, древняя, приземистая, сложенная из бурого камня, была украшена только с фасада полукруглой аркой на невысоких толстых столбах широкого портала с тонкой колонкой посредине дубовых дверей, обшитых железными полосами украшений. На арке толпились фигурки демонов и извивались кольцом страшные драконы, кусающие свои хвосты».

 

 

Задание 2: Прочтите отрывки из исторического текста и укажите названия архитектурных стилей, о которых идёт речь.

 

1 «Суеверный страх сковал Джека … Чувство это внушали разноцветные солнечные блики на каменных стенах. Ему казалось, что где-то в своих фантазиях он уже видел эту картину; его собор представал в воображении именно таким – с высокими сводами и широкими окнами, полным света и воздуха, словно сотворённым по мановению волшебства».

 

2. «Церковь, древняя, приземистая, сложенная из бурого камня, была украшена только с фасада полукруглой аркой на невысоких толстых столбах широкого портала с тонкой колонкой посредине дубовых дверей, обшитых железными полосами украшений. На арке толпились фигурки демонов и извивались кольцом страшные драконы, кусающие свои хвосты».


крточки
DOC / 1.16 Мб

время соборов
PPTX / 21.81 Мб

 

Приложение 8.

Работа со схемой

«Западный фасад собора Парижской Богоматери»

 

t1572998644bh.png

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.