Урок в технологии развивающего обучения.
(Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Глава XI. Технологии развивающего обучения. 11.2 Система развивающего обучения Л.В.Занкова
Стр. 186-190. Москва. «Народное образование». 1998.
6 класс
Учебник Крыловой О.В. Физическая география: Нач. курс: Учеб. Для 6 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Комбинированный урок по теме:
«Водяной пар в воздухе»
Методическая цель урока
Создать на уроке условия для проявления познавательной активности учащихся.
Пути достижения цели урока
С помощью старинной русской загадки (см. технологическую карту урока) создать проблемную ситуацию (ориентация на зону ближайшего развития ребенка)
Решение учебных задач с опорой на субъективный опыт учащихся.
Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. Этого можно достигнуть, разделив учащихся на пары, четверки (объединив по партам). Если оценка за урок будет зависеть от результата работы всей четверки, то у каждого ученика появится стимул помочь друг другу, проконтролировать включенность в работу каждого ученика.
Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.д. Этого можно достигнуть, поощряя учащихся жетонами разного цвета (принцип накопления оценки): за активное участие в обсуждении вопроса; за оригинальность идеи; за логику и т.д. Таким образом, оценивается не только результат, но и процесс деятельности учащихся. Поощряется стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные
Образовательные задачи:
Сформировать представления об абсолютной и относительной влажности воздуха и образовании атмосферных осадков на примере росы и инея.
Сформировать знания о причинно-следственных отношениях между температурой воздуха и его возможной влажностью.
Сформировать научные знания с опорой на реальный жизненный опыт учащихся.
Развивающие задачи:
Побудить учащихся действовать в «зоне ближайшего развития»: в сфере пока неизвестных, но доступны для учащихся знаний.
Воспитательные задачи:
Продолжить формирование умений корректной оценки ответов своих товарищей.
Заинтересовать каждого ученика в результатах работы класса (сотрудничество на уроке)
Поощрять стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные
Основное содержание урока и организация учебной деятельности учащихся
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Прим. время |
Организационный этап: Проверка готовности класса к уроку |
Учитель проверяет наличие у учеников учебников, рабочих тетрадей, атласов, письменных принадлежностей. |
1 мин |
|
Этап проверки домашнего задания |
Учитель проверяет выполнение учениками домашнего задания |
Ученики сдают работы по построению в тетрадях «Розы ветров» для Костромы по дневникам погоды за сентябрь 2007 года |
1 мин. |
Этап всесторонней проверки знаний Устный опрос по основным понятиям темы «Атмосферное давление. Ветер» |
Предлагает ученикам проверить знания основных понятий темы, изученной на предыдущем уроке: «Атмосферное давление. Ветер» |
Дидактическая игра «Карусель» Начинает игру любой желающий ученик. Он называет одноклассника, которому хочет задать вопрос. Например: Что такое «атмосферное давление»? Если ученик отвечает правильно, то, в свою очередь, получает право задать свой вопрос следующему ученику и т. д. Это позволяет проверить не только знание понятийного аппарата, но и понимание учениками необходимого объема знаний по теме. Условие игры: Вопросы не должны повторяться. Вопросы должны быть сформулированы лаконично |
8-10 мин. |
Физкульт- минутка |
Выполняются стандартные упражнения, соответствующие порядковому номеру урока в расписании занятий |
Выполняют упражнения, предложенные учителем |
2 мин. |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Проблемная ситуация |
Учитель предлагает учащимся отгадать старинную русскую загадку: Учитель предлагает дать научное толкование ответа на загадку, если она разгадана правильно. Если правильного ответа не дано – предлагает отложить разгадывание загадки на конец урока. |
Отгадывают загадку: «Заря-заряница, красная девица По полю ходила, ключи обронила. Месяц видел, солнце скрало». Как правило, учащиеся дают самые различные варианты ответов. Даже если они называют правильный ответ, то не могут его объяснить с научной точки зрения. Находят текст загадки в учебнике и, опираясь на названия разделов урока № 41, который предшествует загадке, намечают план урока: какие теоретические вопросы нужно изучить, чтобы разгадать загадку и дать научное обоснование её разгадки. |
1-2 мин. |
Этап усвоения и закрепления новых знаний |
Формирование представлений об относительной и абсолютной влажности воздуха. Реализуется важнейший принцип развивающего обучения – знания не сообщаются учащимся готовыми, а приобретаются ими в процессе самостоятельной работы. |
Читают текст учебника на стр. 120 Отвечают на вопросы учителя: Что такое водяной пар? Каковы его свойства? (это позволяет проверить элементарное понимание прочитанного) Предполагаемые ответы учеников: Это вода в газообразном состоянии. Водяной пар невидим. |
5-7 мин. |
Предлагает устно решить задачи Подводит учеников к основной задаче этой серии – задаче № 8: Учитель старается научить учеников использовать уже имеющиеся знания и на их основе «додумывать» недостающие. Именно для этого на уроке умышленно создаются соответствующие учебные ситуации, подобные задаче № 8. Если учащимся всё же не удается сразу найти правильный ответ на задачу № 8, им можно предложить вновь вернуться к задаче №1, а затем к № 8. Формирование представление об образовании атмосферных осадков на примере росы и инея. Дидактические цели: Анализ типичной ситуации с позиции нового теоретического знания – задачи №1 и №2 Использование теоретического знания для объяснения образования атмосферных осадков – росы и инея (задачи № 3 и № 4) |
Под руководством учителя решают задачи № 1-8 на стр. 121. Первые шесть задач помогают ученикам проанализировать содержание нового теоретического знания в нескольких учебных ситуациях и обеспечивают необходимый опыт введения новых терминов в устную речь: абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха Рассматривая задачу № 7, учащиеся не просто анализируют типичную бытовую ситуацию, но объясняют наблюдаемые явления, опираясь на новое теоретическое знание, т.е. применяют его на практике. Задача № 8: при каких условиях ненасыщенный воздух может стать насыщенным? Решая эту задачу, ученики не только могут, но и должны по мере необходимости вновь возвращаться к уже прочитанному тексту. Учащиеся могут затрудниться ответить на этот вопрос. Это нормальная учебная ситуация. Усилия учеников должны быть направлены на поиск решения, а не на лихорадочное вспоминание, говорил ли об этом учитель или написано ли это в учебнике. Рассуждают, прогнозируют, предполагают. Самым ценным результатом решения задачи является именно то, что правильно предположение делается самими учащимися, а не сообщается им готовым. В результате может выстроиться следующая цепочка рассуждений: Способность воздуха содержать водяной пар зависит от его температуры: чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара он может содержать и тем больше его требуется для насыщения (пример прямой связи). Но это значит так же, что, чем ниже температура воздуха, тем меньше водяного пара он может содержать и тем меньше водяного пара ему требуется для насыщения (пример обратной связи). Следовательно, если температура воздуха понизится, он может стать насыщенным. На этом этапе урока происходит введение ещё одного нового термина урока – конденсация водяного пара, который необходим при объяснении процесса образования атмосферных осадков. Введение термина «конденсация» - пример того, как новый термин не перегружает, а, наоборот, облегчает усвоение нового материала. Решают вторую серию задач на стр. 121 -122 Используя теоретические знания о конденсации (п.3 урока № 41) пытаются объяснить знакомые бытовые ситуации (задача 1 и 2) и знакомые природные явления (задача 3 и 4) с научной точки зрения. |
12-14 мин. |
|
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Формулирует домашнее задание: |
Записывают домашнее задание. Прочитать текст урока № 41, выучить понятия: «водяной пар», «испарение», «абсолютная влажность воздуха», «относительная влажность воздуха», «конденсация». Письменно задание № 2 и 4 первой серии задач на стр. 121. Более подготовленным учащимся второе задание можно заменить следующим: *Попробовать письменно сформулировать понятия: «роса» и «иней». |
5 мин. |
Заключитель-ный этап |
*Предлагает вернуть к загадке, прозвучавшей в начале урока и вновь объяснить суть правильного ответа. (Оценки за урок выставляются по итогам участия учеников во фронтальной беседе: по количеству заработанных баллов) См. «Пути достижения цели» |
Примерные варианты ответов учащихся: Роса выпадает с вечерней зари и держится всю ночь, а днем от солнца она высыхает. Роса обычно выпадает вечером («по полю ходила»). Капли росы выпадают на растениях и других предметах («ключи обронила»). Роса держится всю ночь («месяц видел»). Показалось Солнце и она испарилась («Солнце скрало»). |
2 мин. |
Оборудование: Если учитель считает необходимым проверить представление учащихся об устройстве барометра-анероида, то можно принести на урок лабораторный вариант этого прибора. В остальном, урок не требует никакого дополнительного оборудования кроме учебников.