Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 3 классов «Все узнаю, всё смогу»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Проектная деятельность» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 26ноября 2010 года№1241; от 22 сентября 2011 года №2357; от 18 декабря 2012 года №1060; от 29 декабря 2014 года №1643, от 18 мая 2015 года №507);
с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года№1/15).
Современная школа требует освоения новых педагогических технологий, имеющих дело с развитием личности творческой и инициативой. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Программа проектной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» призвана решать данную проблему.
При использовании метода проектов в обучении усиливается роль межпредметного знания, которое вносит коррективы в мыслительный процесс школьников, включая их в широкую сеть знаний.
Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в исследовательских проектах, а также помогут учащимся быть успешными в обучении. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: компетентностного и деятельностного. Новизна программы заключается в способе формирования задатков ключевых компетентностей, средством же служит самостоятельная проектная деятельность школьников под наблюдением взрослых: педагогов и родителей. Отметим, что авторы данной программы придерживаются понимания компетентностей как результата образования. Компетентность - непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определённым набором (меню) способов деятельности.
Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала ребёнка, мотивации к познанию окружающего мира, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формирование универсальных учебных действий посредством метода проектов;
обучение основам проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации - формирование информационной компетентности);
развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ (знание о содержании и последовательности процесса исследования, представление о ценности исследовательской деятельности исполнителей с разным уровнем подготовки) через самостоятельное выполнение исследования - формирование коммуникативной компетентности;
развитие самостоятельного мышления в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;
формирование ораторских способностей, артистических и эмоциональных качеств при выполнении проектной работы;
- развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе по теме;
формирование устойчивого интереса к познанию нового посредством участия в конференциях, выставках, семинарах, самосовершенствование;
формирование личностных ценностей, гражданской позиции, осознание принадлежности к истории и культуре своего народа;
воспитание чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;
формирование эстетического вкуса, культуры поведения через изучение культурного наследия.
В ходе учебного процесса по освоению основ проектно-исследо-вательской деятельности у детей формируется умение видеть, слышать, понимать, чувствовать другого человека. Ученики во время занятий учатся правильно выражать свои мысли, выдвигать гипотезы, вдумчиво обосновывать их.
Таким образом, обучение с использованием дополнительной образовательной программы «Всё узнаю, всё смогу» создаёт условия для саморазвития ребёнка и педагога.
Появление данной программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что она предполагает решение педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельностном подходе.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Всё узнаю, всё смогу» имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяют специфика содержания и возрастные особенности детей;
осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
носит групповой характер, что будет способствовать формированию таких коммуникативных умений, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в её содержание заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одарённостей к различным видам деятельности.
2. Результаты освоения курса
Обучающийся 3 класса научится:
- соблюдать правила техники безопасности во время экскурсии, прогулки на природу;
- работать с лентой времени, определять принадлежность к определённому сословию по одежде, укладу жизни, предметам быта;
- проводить занятия на выставке, в музее, на экспозиции, использовать свойства музейных предметов в качестве информационного источника;
- изучать предметный мир не вообще, а в связи с той местностью, где он находится;
использовать изученные методики исследований (в т.ч. и краеведческих) при работе на практике;
- выполнять качественно свою часть работы, самостоятельно выбирать тему (подтему) проекта, определять цели и ставить задачи;
самостоятельно заниматься поиском, систематизацией и оформлением интересующей информации;
составлять отчёт о работе;
создавать презентации;
- изготавливать макеты и пособия.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Вводное занятие
Введение в деятельность. Задачи и планы работы. Правила поведения учащихся на занятиях, проводимых как в школе, так и в музеях, на улицах города, на природе.
Работа над темой
Модуль 1. Знакомство с темой
Теория
Реклама темы. Информационный материал по теме (лекция, беседа). Два основных вида деятельности: циклические процессы (операции) и проекты.
Термин «проект». Основные отличительные признаки проектной деятельности.
Проект в истории человечества. Величайшие проекты прошлого и настоящего.
Детские проекты.
Организация групповой проектной деятельности: двухкомпонентная, соединение дисциплины и свободы выбора.
Практика
Применение правил поведения на занятии при индивидуальной работе, парами и в группе.
Создание проблемной ситуации на основе жизненного опыта детей путём подводящего диалога.
Обсуждение предложенных тем (беседы, диспуты).
Формирование коммуникативных навыков при выполнении разноуровневых заданий.
Развитие навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.
Модуль 2. Выбор подтем (областей знания)
Теория
Информационный материал по теме (лекция, беседа).
Двухкомпонентная проектная деятельность, соединение дисциплины и свободы выбора.
Рассмотрение предмета изучения «под разным углом»: многогранность содержания темы.
Тема и её подтемы (мини-темы в рамках общей темы).
Что такое план и правила его составления.
Правила организации индивидуальной и групповой работы.
Критерии оценки работы учеников.
Практика
Обсуждение содержания выбранной темы, её многогранности. Выбор подтем для исследования в рамках общей темы учениками. Обсуждение содержания работы по индивидуальным темам (подтемам).
Совместная и самостоятельная деятельность при составлении планов работы по выбранной подтеме (индивидуальных и групповых), сравнение и обобщение представленного материала.
Распределение последовательности действий каждого члена команды.
Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение):
Тест - задания по теории проектной деятельности.
Задания по отработке навыков групповой работы: ролевое распределение работы в группе, планирование групповой и индивидуальной деятельности, самоанализ и рефлексия.
Развитие умения оценивать свои возможности, осуществлять и аргументировать свой выбор, предусматривать по возможности последствия выбора.
Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи.
Обсуждение критериев оценки работы над темой, времени начала и окончания работы над темой.
Участие родителей в проектной деятельности ребёнка (выборе подтемы).
Родительское собрание «Проектно-исследовательская деятельность учащихся. Организация работы. Роль родителей в организации рабочего процесса над проектом».
Модуль 3. Сбор информации
Теория
Методы работы с информационными источниками (сбор, систематизация, хранение, использование).
Обзор источников информации: книги, интернет-ресурсы, энциклопедии, компакт-диски...
Правила составления списка используемой литературы.
Использование музейных экспонатов как источников информации, правила работы в музее на экспозиции.
Работа в библиотеке. Каталоги и книги.
Правила работы в сети Интернет, подбор сайтов.
Как выделить главное и «отбросить» второстепенное.
Практика
Формирование поисковых и информационных компетенций (сбор, систематизация, хранение, использование).
Отработка навыков самостоятельного поиска материала по определённой теме (выделение главного) в библиотеке (в статье, книге, энциклопедии) с применением ранее полученных знаний.
Работа (парная и групповая) с иными источниками информации (компакт-диски, интернет-ресурсы).
Дозированное участие взрослых при работе на этапе «Сбор сведений» (подбор книг, информация о работе в сети Интернет, правилах хранения собранной информации на компьютере).
Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или пути поиска.
Модуль 4. Завершение работы над темой
Теория
Мотивация самостоятельной деятельности и творческой активности.
Виды проектов по результату, по времени, по количеству участников, по доминирующей деятельности учащихся. Информационные проекты.
Правила сканирования рисунков и фотографий, размещения их в тексте.
Обоснование правил оформления информационных листов (текста).
Рекомендации по использованию фотоматериалов, схем и таблиц при оформлении информационных листов для информационного группового проекта.
Компактное иллюстрированное изложение найденных сведений.
Практика
Отработка навыков написания текстов, составления таблиц и схем.
Выполнение заданий по обучению сканированию рисунков и фотографий, оформлению текстового материала с учётом общих требований: размещение информации на листах одинакового формата, использование текста определённого вида.
Завершение работы над темой.
Создание компактного иллюстрированного информационного материала со ссылками на литературу.
Оформление информационных листов, создание альбома с оглавлением и списком используемой литературы.
Анализ совместной работы (сравнение полученного результата с запланированным) с точки зрения оформления, содержания, времени исполнения.
Объективная оценка процесса и результата работы.
Развитие умения выделить главное и «отбросить» второстепенное, оценить свои возможности, предусмотреть возможность использования различных источников информации.
Модуль 5. Выбор проектов
Теория
Отличительные черты и особенности проектно-исследовательской деятельности.
Виды проектов. Групповой проект, особенности организации совместной работы.
Тематика проектов. Успешность проекта.
Выбор направлений для проектов с учётом интересов детей.
Этапы работы над проектом.
Обзор результата проектов: поделки, мероприятия, исследования... Условия (правила) выбора темы проекта индивидуального или группового.
Организация работы над групповым и индивидуальным проектами. Рекомендации по оформлению проекта.
Погружение в проект, обоснование практической и социальной пользы работы. Определение значимости проблемы для обучающихся. Корректировка основополагающего вопроса проекта.
Практика
Выбор учениками темы проекта в рамках общей темы. Обсуждение результата работы над проектом.
Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение).
Отработка умения по распределению ролей каждого члена команды в групповом проекте.
Развитие умения оценивать свои возможности.
Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
Обсуждение критериев оценки и временного интервала работы над проектом.
Участие родителей в выборе темы проекта.
Сбор команд для выполнения групповых проектов. Распределение ролей в командах. Выбор конструкторов, режиссёров и др.
Задания по устранению затруднений, возникающих при работе над проектом: формулировка целей (ведущих и промежуточных) и задач; поиски путей достижения главной цели проекта, аргументированный выбор оптимальных решений при наличии альтернативных.
Модуль 6. Работа над проектами
Теория
Организация работы над групповым и индивидуальным проектами. Рекомендации по оформлению работы (создание продукта, презентация).
Технологии изготовления продукта проекта.
Формы проведения презентации: иллюстративное сопоставление фактов, событий; реклама; учебная конференция; ролевая игра (воплощение в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого существа; диалог исторических или литературных персонажей и т.п.); спектакль; инсценировка реального или вымышленного исторического события; соревнования; спортивная игра.
Выбор формы презентации.
Практика
Обсуждение работы над проектом: составление плана работы, распределения ролей.
Составление индивидуальных и групповых планов работы по проекту.
Формирование коммуникативных навыков (учебное сотрудничество): умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Выполнение практических заданий по организации совместной и самостоятельной работы учащихся (ролевое распределение в группе).
Формирование презентационных навыков.
Подготовка отчёта (устного доклада (сообщения) о проделанной работе.
Выбор способов и форм представления результатов деятельности.
Создание моделей, газет, фотоальбомов и т.д.
Совершенствование коммуникативной компетенции.
Затруднения обучающихся при работе по методу проектов: обозначение ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач, выбор оптимальных при наличии альтернативных; осуществление и аргументация выбора; самостоятельное действование (без подсказки).
Самостоятельное выполнение отдельных заданий, соответствующих определённым этапам создания проекта: поиск путей решения поставленных задач, определение способов контроля и оценки деятельности («Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); предвидение трудностей («Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
Обсуждение трудностей при проектной деятельности и путей их устранения (беседа, ученическая конференция).
Модуль 7. Представление результатов работы
Теория
Обработка информации и её оформление в виде презентации. Правила создания выступления (доклад) о проделанной работе. Защита проектного продукта. Алгоритм оценивания результатов.
Практика
Представление созданных презентаций. Совершенствование коммуникативной компетенции. Представление проектного продукта. Обсуждение и оценивание результатов.
Проведение учебных конференций, конкурсов, соревнований. Организация выставок.
Оформление альбома «История нашего класса через проекты». Итоговое занятие
Подведение итогов проектной деятельности за прошедший год.
4. Тематическое планирование
№ занятия |
Тема занятия |
Всего часов |
Дата |
Проект 1. Математика –царица наук. (34 ч) |
|||
Модуль 1. Знакомство с темой |
5 |
||
1-4 |
Организация проектной деятельности: понятия «проект», «групповой проект», соединение дисциплины и свободы выбора, двухкомпонентная организация проектной деятельности. Определение и реклама темы. Информационный материал по теме |
4 |
|
5 |
Выбор общей темы и определение значимости предлагаемой темы лично для каждого учащегося |
1 |
|
Модуль 2. Выбор подтем (областей знания) |
2 |
||
6 |
Выбор учениками своих тем для исследования (по желанию) |
1 |
|
7 |
Подведение итогов выбора тем (подтем) учениками, составление плана работы (общего и индивидуального). Определение времени работы над темой |
1 |
|
Модуль 3. Сбор информации |
8 |
||
8-9. |
Обзор источников информации (книги, Интернет-ресурсы, музеи, наблюдения, интервью). Работа в библиотеке с книгами и составление списка используемой литературы |
2 |
|
10-11 |
Работа с информационными источниками (Интернет-ресурсы). Список сайтов, необходимых для работы. |
2 |
|
12-13 |
Подбор информационного материала по выбранной подтеме |
2 |
|
14-15 |
Анализ и обработка собранных сведений. Составление списка литературы |
2 |
|
Модуль 4. Завершение работы над темой Оформление информационных листов |
2 |
||
16-17 . |
Изучение правил оформления текста (образец). Обмен опытом по сбору информации. Оформление совместной работы - групповой информационный проект |
2 |
|
Модуль 5. Выбор проектов |
3 |
||
18-19 |
Проект, его отличительные черты и особенности групповой работы. Виды проектов и их оформление. |
2 |
|
20 |
Выбор темы проекта и продукта проектной деятельности |
1 |
|
Модуль 6. Работа над проектами |
7 |
||
21-24 |
Создание открыток, книг, альбомов, газет, информационных проектов, организация мероприятий, проведение исследований |
4 |
|
25-27 |
Подготовка к представлению проекта (доклад, презентация). Оформление проекта |
3 |
|
Модуль 7. Представление результатов работы |
7 |
||
28-32 |
Представление результатов работы: поделки, мероприятия, исследования |
5 |
|
33-34 |
Обобщение материала по работе над проектом. Оформление альбома «История нашего класса (проектная деятельность)» |
2 |
|
Проект 2. Занимательный русский язык (34 ч) |
|||
Модуль 1. Знакомство с темой |
2 |
||
35 |
Организация проектной деятельности (повторение): этапы работы над проектом, виды проектов. |
1 |
|
36 |
Определение значимости предлагаемой темы лично для каждого ученика |
1 |
|
Модуль 2. Выбор подтем (областей знания) |
3 |
||
37-38. |
Выбор тем для исследования: история кукол, театральные куклы, куклы-обереги и т.д. Выбор учащимися своих тем в рамках общей темы и обсуждение их содержания |
2 |
|
39 |
Обсуждение критериев оценки работы. Составление совместного плана работы |
1 |
|
Модуль 3. Сбор информации |
8 |
||
40-41. |
Составление индивидуальных планов работы. Работа с различными источниками информации (книги, компакт-диски, Интернет-ресурсы, музеи, наблюдения, интервью) |
2 |
|
42. |
Сбор сведений по выбранной теме с использованием библиотечных фондов |
1 |
|
43-45 |
Работа с информационными источниками (Интернет-ресурсы). Составление списка литературы, необходимой для работы (сайты, книги) |
3 |
|
46 |
Использование экспонатов музея как источника информации. |
1 |
|
47 |
Анализ и обработка собранных сведений. Уточнение списка литературы |
1 |
|
Модуль 4. Завершение работы над темой Оформление информационных листов |
2 |
||
48-49 |
Обмен опытом по сбору информации. Оформление информационных листов и совместной работы - групповой информационный проект- |
2 |
|
Модуль 5. Выбор проектов |
3 |
||
50-51 |
Повторение: этапы работы, критерии оценки работы над проектом. Продукт проектной деятельности: конференция, выставка, поделка, спектакль и т.д. |
2 |
|
52 |
Выбор темы проекта (продукта проектной деятельности). Определение временного интервала работы |
1 |
|
Модуль 6. Работа над проектами |
7 |
||
53-56 |
Создание информационных проектов, поделок, организация мероприятий, проведение исследований и т.д. |
4 |
|
57-58 |
Правила оформления проекта. Подготовка к выступлению (доклад) |
2 |
|
59 |
Оформление проекта и создание презентации |
1 |
|
Модуль 7. Представление результатов работы |
9 |
||
60-64 |
Представления результатов работы над проектом |
5 |
|
65-67 |
Обобщение материала по проектной деятельности. Оформление альбома «История нашего класса» |
3 |
|
68 |
Итоговое занятие. Подведение итогов проектной деятельности за год. |
1 |
|
Всего: |
68 |
||