Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 3 классов «Все узнаю, всё смогу»

1
0
Материал опубликован 12 December 2016

1.Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Проектная деятельность» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 26ноября 2010 года№1241; от 22 сентября 2011 года №2357; от 18 декабря 2012 года №1060; от 29 декабря 2014 года №1643, от 18 мая 2015 года №507);

с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года№1/15).

Современная школа требует освоения новых педагогических технологий, имеющих дело с развитием личности творческой и инициативой. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Программа проектной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» призвана решать данную проблему.

При использовании метода проектов в обучении усиливается роль межпредметного знания, которое вносит коррективы в мыслительный процесс школьников, включая их в широкую сеть знаний.

Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в исследовательских проектах, а также помогут учащимся быть успешными в обучении. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: компетентностного и деятельностного. Новизна программы заключается в способе формирования задатков ключевых компетентностей, средством же служит самостоятельная проектная деятельность школьников под наблюдением взрослых: педагогов и родителей. Отметим, что авторы данной программы придерживаются понимания компетентностей как результата образования. Компетентность - непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определённым набором (меню) способов деятельности.

Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала ребёнка, мотивации к познанию окружающего мира, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.

Задачи программы:

формирование универсальных учебных действий посредством метода проектов;

обучение основам проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации - формирование информационной компетентности);

развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ (знание о содержании и последовательности процесса исследования, представление о ценности исследовательской деятельности исполнителей с разным уровнем подготовки) через самостоятельное выполнение исследования - формирование коммуникативной компетентности;

развитие самостоятельного мышления в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;

формирование ораторских способностей, артистических и эмоциональных качеств при выполнении проектной работы;

- развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе по теме;

формирование устойчивого интереса к познанию нового посредством участия в конференциях, выставках, семинарах, самосовершенствование;

формирование личностных ценностей, гражданской позиции, осознание принадлежности к истории и культуре своего народа;

воспитание чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;

формирование эстетического вкуса, культуры поведения через изучение культурного наследия.

В ходе учебного процесса по освоению основ проектно-исследо-вательской деятельности у детей формируется умение видеть, слышать, понимать, чувствовать другого человека. Ученики во время занятий учатся правильно выражать свои мысли, выдвигать гипотезы, вдумчиво обосновывать их.

Таким образом, обучение с использованием дополнительной образовательной программы «Всё узнаю, всё смогу» создаёт условия для саморазвития ребёнка и педагога.

Появление данной программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что она предполагает решение педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельностном подходе.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Всё узнаю, всё смогу» имеет отличительные особенности:

имеет практическую направленность, которую определяют специфика содержания и возрастные особенности детей;

осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

носит групповой характер, что будет способствовать формированию таких коммуникативных умений, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

в её содержание заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одарённостей к различным видам деятельности.

2. Результаты освоения курса

Обучающийся 3 класса научится:

- соблюдать правила техники безопасности во время экскурсии, прогулки на природу;

- работать с лентой времени, определять принадлежность к определённому сословию по одежде, укладу жизни, предметам быта;

- проводить занятия на выставке, в музее, на экспозиции, использовать свойства музейных предметов в качестве информационного источника;

- изучать предметный мир не вообще, а в связи с той местностью, где он находится;

использовать изученные методики исследований (в т.ч. и краеведческих) при работе на практике;

- выполнять качественно свою часть работы, самостоятельно выбирать тему (подтему) проекта, определять цели и ставить задачи;

самостоятельно заниматься поиском, систематизацией и оформлением интересующей информации;

составлять отчёт о работе;

создавать презентации;

- изготавливать макеты и пособия.

3. Содержание курса внеурочной деятельности

Вводное занятие

Введение в деятельность. Задачи и планы работы. Правила поведения учащихся на занятиях, проводимых как в школе, так и в музеях, на улицах города, на природе.

Работа над темой

Модуль 1. Знакомство с темой

Теория

Реклама темы. Информационный материал по теме (лекция, беседа). Два основных вида деятельности: циклические процессы (операции) и проекты.

Термин «проект». Основные отличительные признаки проектной деятельности.

Проект в истории человечества. Величайшие проекты прошлого и настоящего.

Детские проекты.

Организация групповой проектной деятельности: двухкомпонентная, соединение дисциплины и свободы выбора.

Практика

Применение правил поведения на занятии при индивидуальной работе, парами и в группе.

Создание проблемной ситуации на основе жизненного опыта детей путём подводящего диалога.

Обсуждение предложенных тем (беседы, диспуты).

Формирование коммуникативных навыков при выполнении разноуровневых заданий.

Развитие навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.

Модуль 2. Выбор подтем (областей знания)

Теория

Информационный материал по теме (лекция, беседа).

Двухкомпонентная проектная деятельность, соединение дисциплины и свободы выбора.

Рассмотрение предмета изучения «под разным углом»: многогранность содержания темы.

Тема и её подтемы (мини-темы в рамках общей темы).

Что такое план и правила его составления.

Правила организации индивидуальной и групповой работы.

Критерии оценки работы учеников.

Практика

Обсуждение содержания выбранной темы, её многогранности. Выбор подтем для исследования в рамках общей темы учениками. Обсуждение содержания работы по индивидуальным темам (подтемам).

Совместная и самостоятельная деятельность при составлении планов работы по выбранной подтеме (индивидуальных и групповых), сравнение и обобщение представленного материала.

Распределение последовательности действий каждого члена команды.

Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение):

Тест - задания по теории проектной деятельности.

Задания по отработке навыков групповой работы: ролевое распределение работы в группе, планирование групповой и индивидуальной деятельности, самоанализ и рефлексия.

Развитие умения оценивать свои возможности, осуществлять и аргументировать свой выбор, предусматривать по возможности последствия выбора.

Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи.

Обсуждение критериев оценки работы над темой, времени начала и окончания работы над темой.

Участие родителей в проектной деятельности ребёнка (выборе подтемы).

Родительское собрание «Проектно-исследовательская деятельность учащихся. Организация работы. Роль родителей в организации рабочего процесса над проектом».

Модуль 3. Сбор информации

Теория

Методы работы с информационными источниками (сбор, систематизация, хранение, использование).

Обзор источников информации: книги, интернет-ресурсы, энциклопедии, компакт-диски...

Правила составления списка используемой литературы.

Использование музейных экспонатов как источников информации, правила работы в музее на экспозиции.

Работа в библиотеке. Каталоги и книги.

Правила работы в сети Интернет, подбор сайтов.

Как выделить главное и «отбросить» второстепенное.

Практика

Формирование поисковых и информационных компетенций (сбор, систематизация, хранение, использование).

Отработка навыков самостоятельного поиска материала по определённой теме (выделение главного) в библиотеке (в статье, книге, энциклопедии) с применением ранее полученных знаний.

Работа (парная и групповая) с иными источниками информации (компакт-диски, интернет-ресурсы).

Дозированное участие взрослых при работе на этапе «Сбор сведений» (подбор книг, информация о работе в сети Интернет, правилах хранения собранной информации на компьютере).

Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или пути поиска.

Модуль 4. Завершение работы над темой

Теория

Мотивация самостоятельной деятельности и творческой активности.

Виды проектов по результату, по времени, по количеству участников, по доминирующей деятельности учащихся. Информационные проекты.

Правила сканирования рисунков и фотографий, размещения их в тексте.

Обоснование правил оформления информационных листов (текста).

Рекомендации по использованию фотоматериалов, схем и таблиц при оформлении информационных листов для информационного группового проекта.

Компактное иллюстрированное изложение найденных сведений.

Практика

Отработка навыков написания текстов, составления таблиц и схем.

Выполнение заданий по обучению сканированию рисунков и фотографий, оформлению текстового материала с учётом общих требований: размещение информации на листах одинакового формата, использование текста определённого вида.

Завершение работы над темой.

Создание компактного иллюстрированного информационного материала со ссылками на литературу.

Оформление информационных листов, создание альбома с оглавлением и списком используемой литературы.

Анализ совместной работы (сравнение полученного результата с запланированным) с точки зрения оформления, содержания, времени исполнения.

Объективная оценка процесса и результата работы.

Развитие умения выделить главное и «отбросить» второстепенное, оценить свои возможности, предусмотреть возможность использования различных источников информации.

Модуль 5. Выбор проектов

Теория

Отличительные черты и особенности проектно-исследовательской деятельности.

Виды проектов. Групповой проект, особенности организации совместной работы.

Тематика проектов. Успешность проекта.

Выбор направлений для проектов с учётом интересов детей.

Этапы работы над проектом.

Обзор результата проектов: поделки, мероприятия, исследования... Условия (правила) выбора темы проекта индивидуального или группового.

Организация работы над групповым и индивидуальным проектами. Рекомендации по оформлению проекта.

Погружение в проект, обоснование практической и социальной пользы работы. Определение значимости проблемы для обучающихся. Корректировка основополагающего вопроса проекта.

Практика

Выбор учениками темы проекта в рамках общей темы. Обсуждение результата работы над проектом.

Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение).

Отработка умения по распределению ролей каждого члена команды в групповом проекте.

Развитие умения оценивать свои возможности.

Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.

Обсуждение критериев оценки и временного интервала работы над проектом.

Участие родителей в выборе темы проекта.

Сбор команд для выполнения групповых проектов. Распределение ролей в командах. Выбор конструкторов, режиссёров и др.

Задания по устранению затруднений, возникающих при работе над проектом: формулировка целей (ведущих и промежуточных) и задач; поиски путей достижения главной цели проекта, аргументированный выбор оптимальных решений при наличии альтернативных.

Модуль 6. Работа над проектами

Теория

Организация работы над групповым и индивидуальным проектами. Рекомендации по оформлению работы (создание продукта, презентация).

Технологии изготовления продукта проекта.

Формы проведения презентации: иллюстративное сопоставление фактов, событий; реклама; учебная конференция; ролевая игра (воплощение в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого существа; диалог исторических или литературных персонажей и т.п.); спектакль; инсценировка реального или вымышленного исторического события; соревнования; спортивная игра.

Выбор формы презентации.

Практика

Обсуждение работы над проектом: составление плана работы, распределения ролей.

Составление индивидуальных и групповых планов работы по проекту.

Формирование коммуникативных навыков (учебное сотрудничество): умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Выполнение практических заданий по организации совместной и самостоятельной работы учащихся (ролевое распределение в группе).

Формирование презентационных навыков.

Подготовка отчёта (устного доклада (сообщения) о проделанной работе.

Выбор способов и форм представления результатов деятельности.

Создание моделей, газет, фотоальбомов и т.д.

Совершенствование коммуникативной компетенции.

Затруднения обучающихся при работе по методу проектов: обозначение ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач, выбор оптимальных при наличии альтернативных; осуществление и аргументация выбора; самостоятельное действование (без подсказки).

Самостоятельное выполнение отдельных заданий, соответствующих определённым этапам создания проекта: поиск путей решения поставленных задач, определение способов контроля и оценки деятельности («Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); предвидение трудностей («Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

Обсуждение трудностей при проектной деятельности и путей их устранения (беседа, ученическая конференция).

Модуль 7. Представление результатов работы

Теория

Обработка информации и её оформление в виде презентации. Правила создания выступления (доклад) о проделанной работе. Защита проектного продукта. Алгоритм оценивания результатов.

Практика

Представление созданных презентаций. Совершенствование коммуникативной компетенции. Представление проектного продукта. Обсуждение и оценивание результатов.

Проведение учебных конференций, конкурсов, соревнований. Организация выставок.

Оформление альбома «История нашего класса через проекты». Итоговое занятие

Подведение итогов проектной деятельности за прошедший год.

4. Тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Всего часов

Дата

 

Проект 1. Математика –царица наук.

(34 ч)

   
 

Модуль 1. Знакомство с темой

5

 

1-4

Организация проектной деятельности: понятия «проект», «групповой проект», соединение дисциплины и свободы выбора, двухкомпонентная организация проектной деятельности. Определение и реклама темы. Информационный материал по теме

4

 

5

Выбор общей темы и определение значимости предлагаемой темы лично для каждого учащегося

1

 
 

Модуль 2. Выбор подтем (областей знания)

2

 

6

Выбор учениками своих тем для исследования (по желанию)

1

 

7

Подведение итогов выбора тем (подтем) учениками, составление плана работы (общего и индивидуального). Определение времени работы над темой

1

 
 

Модуль 3. Сбор информации

8

 

8-9.

Обзор источников информации (книги, Интернет-ресурсы, музеи, наблюдения, интервью). Работа в библиотеке с книгами и составление списка используемой литературы

2

 

10-11

Работа с информационными источниками (Интернет-ресурсы). Список сайтов, необходимых для работы.

2

 

12-13

Подбор информационного материала по выбранной подтеме

2

 

14-15

Анализ и обработка собранных сведений. Составление списка литературы

2

 
 

Модуль 4. Завершение работы над темой

Оформление информационных листов

2

 

16-17

.

Изучение правил оформления текста (образец). Обмен опытом по сбору информации. Оформление совместной работы - групповой информационный проект

2

 
 

Модуль 5. Выбор проектов

3

 

18-19

Проект, его отличительные черты и особенности групповой работы. Виды проектов и их оформление.

2

 

20

Выбор темы проекта и продукта проектной деятельности

1

 
 

Модуль 6. Работа над проектами

7

 

21-24

Создание открыток, книг, альбомов, газет, информационных проектов, организация мероприятий, проведение исследований

4

 

25-27

Подготовка к представлению проекта (доклад, презентация). Оформление проекта

3

 
 

Модуль 7. Представление результатов работы

7

 

28-32

Представление результатов работы: поделки, мероприятия, исследования

5

 

33-34

Обобщение материала по работе над проектом. Оформление альбома «История нашего класса (проектная деятельность)»

2

 
 

Проект 2. Занимательный русский язык

(34 ч)

   
 

Модуль 1. Знакомство с темой

2

 

35

Организация проектной деятельности (повторение): этапы работы над проектом, виды проектов.

1

 

36

Определение значимости предлагаемой темы лично для каждого ученика

1

 
 

Модуль 2. Выбор подтем (областей знания)

3

 

37-38.

Выбор тем для исследования: история кукол, театральные куклы, куклы-обереги и т.д. Выбор учащимися своих тем в рамках общей темы и обсуждение их содержания

2

 

39

Обсуждение критериев оценки работы. Составление совместного плана работы

1

 
 

Модуль 3. Сбор информации

8

 

40-41.

Составление индивидуальных планов работы. Работа с различными источниками информации (книги, компакт-диски, Интернет-ресурсы, музеи, наблюдения, интервью)

2

 

42.

Сбор сведений по выбранной теме с использованием библиотечных фондов

1

 

43-45

Работа с информационными источниками (Интернет-ресурсы). Составление списка литературы, необходимой для работы (сайты, книги)

3

 

46

Использование экспонатов музея как источника информации.

1

 

47

Анализ и обработка собранных сведений. Уточнение списка литературы

1

 
 

Модуль 4. Завершение работы над темой

Оформление информационных листов

2

 

48-49

Обмен опытом по сбору информации. Оформление информационных листов и совместной работы - групповой информационный проект-

2

 
 

Модуль 5. Выбор проектов

3

 

50-51

Повторение: этапы работы, критерии оценки работы над проектом. Продукт проектной деятельности: конференция, выставка, поделка, спектакль и т.д.

2

 

52

Выбор темы проекта (продукта проектной деятельности). Определение временного интервала работы

1

 
 

Модуль 6. Работа над проектами

7

 

53-56

Создание информационных проектов, поделок, организация мероприятий, проведение исследований и т.д.

4

 

57-58

Правила оформления проекта. Подготовка к выступлению (доклад)

2

 

59

Оформление проекта и создание презентации

1

 
 

Модуль 7. Представление результатов работы

9

 

60-64

Представления результатов работы над проектом

5

 

65-67

Обобщение материала по проектной деятельности. Оформление альбома «История нашего класса»

3

 

68

Итоговое занятие. Подведение итогов проектной деятельности за год.

1

 
 

Всего:

68

 
       
       
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации