Всероссийские проверочные работы по учебным предметам как одна из форм аттестации учащихся общеобразовательных учреждений
Всероссийские проверочные работы по учебным предметам как одна из форм аттестации учащихся общеобразовательных учреждений.
Российская школа в последние годы переживает процесс серьезных системных преобразований. Одним из элементов этих преобразований является введение новой формы аттестации обучающихся начальной школы и среднего звена в виде Всероссийских проверочных работ (ВПР) по предметам.
Всероссийские проверочные работы проводятся согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.01.2017 № 69 «О проведении мониторинга качества образования»
Методика проведения такой формы аттестации позволяет получить реальную оценку уровня знаний учащихся по определенному предмету, выявить качество работы учителей-предметников, а также сделать сравнительный анализ результатов качества образования.
ВПР призвана обеспечить создание независимой, объективной оценки качества и уровня подготовки учащихся образовательных учреждений, выявить проблемные зоны в новой системе образования. Школа сегодня предназначена воспитать личность с активной жизненной позицией, а проверить насколько удается этот процесс в системе образования, какие существуют проблемы, пути их решения, призвана такая форма аттестации как ВПР, а в последующем ОГЭ и ЕГЭ.
Подобная форма аттестации практикуется в российских школах не первый год. Сначала этот метод активно внедрялся и апробировался в начальной школе, однако уже второй год эта тенденция набирает обороты и практикуется в средней школе. Таким образом, мы можем выделить положительные стороны такого мониторинга качества образовательных предметов: объективность, опора на собственные знания, вероятность воспользоваться шпаргалкой – минимальна. При этом есть возможность выявить проблемные зоны учащихся и повысить свой результат при выполнении ВПР в последующие года. Однако есть и недостатки: уровень знаний учащихся не всегда достаточен для полного выполнения всероссийской контрольной работы, вероятна утечка информации. Кроме того, такая форма мониторинга качества знаний по предметам требует дополнительной психологической подготовленности обучающихся.
Уровень психологической подготовленности школьников к выполнению ВПР во многом зависит от согласованности взаимодействия самого обучающегося, педагогов, родителей и активного и компетентного педагога-психолога образовательного учреждения.
В настоящее время обозначенная проблема является актуальной.
Да, бесспорно, мы живем в веке современных технологий, которые прочно входят в образовательную среду и во многом помогают учителю для формирования активной личности. На уроках применяются видеосюжеты, ролики, презентации, открывается выход в сети Интернет для самостоятельного поиска информации учащимися, не ограничивается количество источников получения данных. Но мало сделать урок ярким, красивым, необходимо связать его с жизнью, показать практическое применение данных знаний, которые бы потом смогли найти применение в реальной жизни и благополучно повлиять на итоговую аттестацию.
Готовность учащихся к ВПР является продуктом образовательной средней школы. Если активно применять и реализовывать в своей педагогической деятельности системно-деятельностный подход, внедрять в свою работу программы по психологическому сопровождению школьников на разных возрастных этапах их жизни, то можно получить удивительные результаты, выпускать в жизнь активных людей, способных преобразовать мир к лучшему. Можно быть уверенным, что такой ученик, такой человек в будущем не будет сидеть сложа руки, а будет действовать, стремиться, пробовать и находить возможные пути решения всех сложностей и проблем.
ВПР, как любой другой педагогический метод, имеет свои сильные стороны, так и недостатки. Реальность такова, что такие формы мониторинга с каждым годом принимает все более широкий размах, что ждет нас уже завтра – не известно, но важно не столько оценивать его целесообразность, сколько искать возможные пути поддержки обучающихся. Любое испытание, проверка – это прежде всего измерительный инструмент, показывающий качество и уровень усвоения знаний. Успешность сдачи ВПР зависит от системы обучения в целом. Так и подготовка к мониторингу качества предметного образования должна быть направлена на сформированность тех навыков и функций, которые необходимы учащемуся при выполнении именно такой формы работы.
Итак, назначение ВПР по учебным предметам для учащихся – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся данных классов в соответствии с требованиями ФГОС.
Анализ ВПР по школьным предметам позволяет надеяться на оптимизацию уровня и качества готовности современных школьников начальной школы и обучающихся среднего звена, а также на формирование успешной личности, способной найти свою дорогу в жизни.