12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кочеткова Людмила Викторовна283
Преподаватель СПО высшей квалификационной категории
Россия, Рязанская обл., Сасово
2

«Использование элементов case-технологий для формирования профессиональных качеств студентов на занятиях по дисциплине «Менеджмент».

«Использование элементов case-технологий для формирования профессиональных качеств студентов на занятиях по дисциплине «Менеджмент».


При изучении дисциплин управленческого цикла наибольшую трудность у обучаемых вызывает развитие навыков принятия решения и анализа ситуации.

Проблема внедрения метода кейсов в практику среднего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

В настоящее время активные методы обучения, в том числе метод кейсов, достаточно широко применяются при подготовке управленческих кадров. Использование метода кейсов мною в обучении студентов управленческой специальности (специальность 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям) позволяет:

повысить познавательный интерес к изучаемым дисциплинам;

улучшить понимание экономических законов;

способствует развитию исследовательских коммуникативных и творческих навыков принятия решений.

Отличительной особенностью метода кейсов является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Менеджмент ‑ это самостоятельная область знаний, которая сочетает в себе науку, специализированный вид деятельности и опыт, методы и формы управления, инновации. Сегодня знание основ менеджмента становится необходимым любому специалисту, ибо это неотъемлемая часть его культуры.

Деятельность специалистов среднего звена, а это наши будущие выпускники, связана преимущественно с умственным трудом, труд этот своеобразен и заключается в анализе, оценке производственной ситуации и выборе наиболее эффективного варианта из готового набора возможных решений, т.е. в решении производственных задач.

Поэтому в процессе своей педагогической деятельности мною проделана большая работа по разработке, постоянному совершенствованию и практическому использованию в учебном процессе технологии преподавания дисциплины «Менеджмент», которую я назвала – «Использование элементов case-технологий для формирования профессиональных качеств студентов на занятиях по дисциплине «Менеджмент».

Основные цели этой технологии:

развитие навыков анализа и критического мышления у обучающихся;

соединение теории и практики;

представление примеров принимаемых управленческих решений;

представление примеров последствий принимаемых решений;

демонстрация различных позиций и точек зрения;

формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, студенты:

получают коммуникативные навыки: точного выражения мыслей, слушания, аргументированного высказывания, контраргументации и пр.;

развивают презентационные умения, навыки представления информации;

приходят к выводу, что в большинстве реальных ситуаций не бывает только одного и непременно правильного решения и что наличие знаний, приобретенных в процессе обучения, не является панацеей для принятия решений, снимающих все проблемы;

вырабатывают уверенность в себе и в своих силах, убежденность в том, что в реальной практической ситуации они смогут профессионально решать управленческие проблемы;

формируют у себя устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации, что является характерным для большинства практических ситуаций;

развивают навыки эффективного поведения при решении комплексных, многопрофильных проблем;

формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать с партнерами и принимать коллективные решения;

приобретают экспертные умения и навыки, необходимые руководителю для оценки деятельности персонала;

расширяют практический опыт, позволяющий лучше познать выбранную профессию и приобщиться к управленческой деятельности;

осуществляют самооценку и, на ее основе, самокоррекцию индивидуального стиля общения;

осваивают партнерские отношения и приобретают навыки делового человека;

учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы, осваивая алгоритмы управленческих решений;

изменяют мотивацию к обучению: студенты, как правило, проявляют активность, немотивированную включенность в деятельность и повышенный интерес к ней.

Наконец, в процессе работы над ситуациями у студентов (будущих менеджеров) формируется конкурентоспособность, развивается персональная и коллективная ответственность, шлифуются личностные ценности и установки, приобретаются навыки репутационного менеджмента, что для управленца чрезвычайно важно.

Кроме того, влияние на выбор технологии оказали следующие факторы:

1. Приоритетность целей образования.

Ориентация при разработке технологии – на формирование системы профессиональных практических умений.

2. Содержание учебной дисциплины.

3. Учёт особенностей состава обучающихся.

4. Количество обучающихся студентов (в основном обучение в учебной группе).

6. Влияние оснащенности учебного процесса.

7. Требования к подготовке будущего специалиста.

В международном стандарте подготовки специалистов четко выделено, какие личностные качества работников наиболее важны с точки зрения работодателей:

1. Навыки эффективного общения (как устного, так и письменного).

2. Навыки работы в коллективе.

3. Умение налаживать межличностные отношения.

4. Мотивированность и инициативность.

5. Развитая профессиональная этика.

6. Гибкость и адаптируемость.

7. Навыки работы с компьютером.

8. Уверенность в себе.

Использование педагогической технологии формирования профессиональных профессиональных качеств на занятиях по дисциплине «Менеджмент» на основе решения и составления кейсов способствует формированию вышеперечисленных качеств будущих специалистов среднего звена.

Методика разработки педагогической технологии «Использование элементов case-технологий для формирования профессиональных качеств студентов на занятиях по дисциплине «Менеджмент»

Для того чтобы учебный процесс на основе case–технологий был эффективным, необходимы два условия: хороший кейс и определенная методика его использования в учебном процессе.

В своей педагогической практике я использую следующие case-технологии, активизирующие учебный процесс:

метод ситуационного анализа:

ситуационные задачи (СЗ), ситуационные упражнения (СУ);

анализ конкретных ситуаций (АКС), (кейс-стади);

метод разбора деловой корреспонденции;

игровое проектирование;

метод ситуационно-ролевых игр;

метод дискуссии.

Ситуационный анализ и его виды


Преступна спешка в умозаключениях.

Публий Сир

Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что по основным закономерностям процесс усвоения информации представляет собой процесс решения новых задач. Одним из главных условий управления обучением и одновременно одним из главных условий, обеспечивающих развитие мышления, является предварительная постановка заданий, вызывающих проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность обучаемых. Под проблемной ситуацией при этом понимается конфликт, возникающий в мышлении обучаемого в тот момент, когда ему предлагается задача, для решения которой у него недостаточно имеющихся знаний и способов действия. В этом случае он ставится перед необходимостью развивать свои знания, открывать для себя новое в известном.

Особый интерес при изучении дисциплины «Менеджмент» вызывают практические ситуационные задачи из реальной жизни организаций, анализируя которые, студенты развивают навыки принятия управленческих решений, усваивают принципы, закономерности, правила, процедуры, средства и современные технологии.

Практические ситуационные задачи охватывают широкий круг проблем, с которыми соприкасается будущий управленец в своей профессиональной деятельности, например: техническая, экономическая, юридическая, производственная, психологическая, этическая, организационная, социальная и т. п.

Особенность ситуационной задачи заключается в том, что в отдельных случаях ее оптимальное решение у меня, как преподавателя, уже имеется. Студенту остается найти его и обосновать, показать, каким образом он его нашел (например, при расчетах) и как его можно реализовать; или студент должен проанализировать готовый вариант решения (ответа), предложенный мною ситуационной задачи. Вместе с тем большинство задач, как известно, не имеют готового решения, в некоторых случаях наоборот, могут иметь несколько вариантов решений, и при этом все правомерные или одно, но многоаспектное решение. К таким задачам, используемым мною на занятиях, относятся следующие:

Задача с неопределенностью исходных сведений. Чтобы решить такую задачу, студент должен вначале определить условия ситуации и необходимую информацию, без которых решение вообще невозможно.

Задача с неопределенностью в постановке вопроса. Главным затруднением здесь является нечеткость формулировки самой задачи: неясно, что нужно искать и анализировать. При решении такого рода задач студент должен научиться прогнозировать не только преимущество, прибыль, но и цену, которую за них придется заплатить.

Задача с избыточными или ненужными для решения исходными данными. При работе над такими задачами студент учится отбирать лишь те сведения, которые необходимы для решения.

Задача с противоречивыми (частично неверными) сведениями в условии. Здесь проблема заключается в том, насколько обучаемые должны доверять имеющимся сведениям. Решая задачу, обучаемый должен учесть лишь ту информацию, которая не противоречит цели решения.

Задача, допускающая лишь вероятностные решения, основанные на предвидении дальнейшего развития событий.

Задача с ограниченным временем решения. Она полезна для развития у обучаемых способностей быстро находить нестандартное решение специфических ситуаций, связанных с авариями, безопасностью труда, остановками оборудования и т. п.

Задача, требующая решения об использовании работника в не свойственной ему должности или области деятельности, например при замене заболевшего коллеги.

Задача на обнаружение ошибки в решении. Например, при распределении премий сделали ошибку в расчетах, в результате которой одному дали незаслуженную премию, а тому, кто хорошо отработал, ее не дали. Требуется найти допущенную ошибку и исправить положение.

Задача на закрепление или повторение пройденного материала, например для усвоения основных сведений об изученном инновационном опыте работы.

Задача, помогающая готовиться к какой-либо деятельности.

Задача на выполнение действий по имеющемуся образцу.

Задача, в результате решения которой возникает нечто новое. Это может быть, например, поиск резервов повышения производительности труда или экономии ресурсов.

Проблемная задача, которая требует выявить существующие проблемы, обнаружить в них противоречие и найти оптимальные пути их разрешения. Такого рода задачи носят, как правило, межпредметный характер, а их решение связано с мобилизацией и поиском знаний из самых разных областей.

В процессе решения всех этих задач перед студентами ставятся дополнительные вопросы, которые позволяют выявить специфические признаки проблемы, ее истоки, причинно-следственные связи и свойства, развивают способность рассматривать проблему с разных сторон и точек зрения и в разных аспектах: управленческом, психологическом, юридическом, нравственном.

Решение задачи - специфическое достижение разума, разум же - особый дар, которым наделен человек.

Я убедилась на практике, что чем внимательнее осуществлен анализ ситуации, тем успешнее будет синтез, поэтому и в процессе обучения case-технологиями необходимо четкое фокусирование на проблеме, умение задать все необходимые вопросы и не менее пяти раз спросить себя или того, кто владеет полной информацией: "Почему?"

Методы ситуационного анализа позволяют мне оптимально решить одновременно три педагогические задачи:

подчинить учебный процесс управляющему воздействию преподавателя;

обеспечить включение в активную учебную работу, как подготовленных студентов, так и новичков;

наладить обратную связь, установить постоянный контроль за процессом усвоения знаний и качеством обучения.


Деловые игры

Этот метод имеет серьезные преимущества по сравнению со многими другими методами обучения. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации (что так необходимо для будущих специалистов менеджеров). Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных студентов, но и команду. Учить быть командой.

Все вышеперечисленное необходимо для изучения дисциплины «Менеджмент»? Основной задачей любой дисциплины считается не просто обучение – получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболее успешно использовать все, что накоплено. И знания, и особенности характера, и личностные качества. Моя цель как современного преподавателя – научить студентов быть успешными людьми. И потому, мы играем! И сами создаем деловые игры...

Структурными основными компонентами деловой игры являются:

правила;

индивидуальная работа;

групповое обсуждение;

результат игры.

При подготовке к занятию, содержащему деловую игру, мною составляется сценарий, указываются временные рамки игры, учитывается уровень знаний студентов.

При организации деловой игры придерживаюсь следующих положений:

Правила игры должны быть простыми.

Формулировка заданий – доступна пониманию студентов.

Каждый студент должен быть активным участником игры.

Учет результатов соревнования должен быть открытым.

Игру нужно закончить на занятии, получить результат.

Деловые игры приводят к тому, что студенты не только сами стремятся выполнять хорошо задание, но и побуждают к этому своих товарищей. Деловые игры хорошо используются при проверке результатов обучения. Деловые игры делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у обучающихся доброе рабочее настроение.

Деловую игру, как один из элементов case-технологий я использую для реализации следующих педагогических задач:

приобретение будущими специалистами как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;

развитие профессионального, теоретического и практического мышления;

создание познавательной мотивации как условия появления профессиональной мотивации.

Мною разработана и успешно используется в учебном процессе деловая игра деловая игра «Моделирование экономики и менеджмента»


Результаты внедрения методики.

Использование на занятиях по дисциплине «Менеджмент» элементов case-технологий способствует формированию у будущих менеджеров кроме уже перечисленных целого комплекса положительных деловых качеств и характеристик, которые влияют на формирование личности менеджера, адекватной актуальным современным требованиям:

готовность принять на себя ответственность за деятельность группы;

способность правильно организовывать работу в группе и распределять роли;

умение преодолевать сопротивление окружающих;

умение вести свою линию, осуществляя аргументацию и контр-аргументацию, используя разные коммуникативные техники, стратегии и модели общения;

умение находить причины и источники критических ситуаций;

способность выдвигать и формулировать идеи, предложения и проекты;

готовность идти на рассчитанный риск и принимать нестандартные решения;

способность предвидеть последствия предпринимаемых шагов, решений;

умение ценить и продуктивно использовать рабочее время.

Большой ценностью является также то, что элементы case-технологий развивают у студентов потребность учиться, изменяют их мотивацию, помогают приобрести ту уверенность, которая постепенно перерастает в имиджевую характеристику и демонстрируется на вербальном и невербальном уровнях.

Кейсы показывают, как на практике применяются экономические теории. Именно поэтому данная система дает возможность:

- оптимально подавать материал;

- дифференцированно подходить к формированию навыков и умений;

- создавать мотивы обучения;

- содействовать развитию самостоятельности;

- применять полученные знания при выполнении курсовых и дипломных работ.

В результате использования case-технологий в обучении повышается:

познавательный интерес к предмету;

активность студентов;

способность самостоятельно принимать творческие решения.


8



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.