Сценарий урока литературы в 8 классе «Нравственные проблемы рассказа Н.А. Тэффи "Жизнь и воротник"»

1
0
Материал опубликован 2 November 2020 в группе

Всероссийский дистанционный конкурс для учителей русского языка и литературы «Конспект урока с мультимедийным сопровождением»

Сценарий урока литературы в 8 классе

Технологическая карта урока

Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа Н.А. Тэффи «Жизнь и воротник».

Учебник: Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — М.: Просвещение, 2017.

Автор урока: Путинина Наталья Николаевна

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: формирование нравственных ориентиров в распознавании истинных и ложных ценностей в жизни через философское осмысление рассказа Надежды Тэффи.

Задачи урока:

1) формирование умения мыслить в разных направлениях, анализировать проблемные ситуации с разных сторон;

2) развитие свойств мышления, необходимых для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире на основе особенностей жизненной ситуации героини в рассказе Теффи «Жизнь и воротник»;

3) развитие умения преобразовывать и представлять информацию в виде схемы;

4) формирование установки на самостоятельное постижение и оценку смысла художественного текста;

Метапредметная задача: освоить обобщенный способ работы по пониманию смысла художественного текста на основе различных видов анализа.

Методы:

- по степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный; частично поисковый; исследовательский;

- по источнику получения знаний: словесные (беседа, дискуссия); наглядные (информационные ЭОР); использование технических средств); практические (практические ЭОР, составление таблиц и схем в тетради).

Планируемые результаты:

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

Метапредметные: развитие умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, обобщать, обогащение словарного запаса;

Предметные: учащиеся умеют находить отличительные черты и жанровые особенности сатирического произведения Тэффи; выявлять проблематику и характеризовать персонаж, анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания; участвуют в беседе, вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией.

Организация пространства: традиционное обучение.

Модель использования обучения: мобильный класс (наличие у каждого ученика технического устройства с выходом в интернет).

Виды деятельности на уроке: коллективная работа, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, исследовательская работа.

Необходимое оборудование и программное обеспечение: мультимедийный проектор, экран для мультимедийного проектора, компьютер, подключение к сети INTERNET учительского компьютера и ученических гаджетов, доска магнитно-меловая, толковый словарь, портрет Н.А. Тэффи, информационный видеофильм «Герман Карельский о вещизме» https://www.youtube.com/watch?v=6B2zCbiR0Q0, информационный видеофильм «Тэффи - биография и творчество». «Книжная полка» - выпуск 80 https://www.youtube.com/watch?v=T3VywWxoCmw, практикум и контрольные тесты на образовательной платформе «Российская электронная школа» (урок 23), раздаточный материал для индивидуальной и фронтальной работы.



Организационная структура урока

Длительность

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учебные материалы (ссылки на цифровые ресурсы)

Организационный этап


1 минута







7 минут






























2 минуты

Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу.

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом и новые открытия. Успехов вам и удач! Урок начнём с просмотра с ролика.

Учитель даёт установку на активное восприятие ролика.

- Немного информации об авторе ролика.

Герман Борисович Карельский — российский психологкандидат философских наук и специалист в области трансперсональной психологии. С 2014 г. занимает должность Президента Российской Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии, проводит конференции, тренинги по России и в Латвии, ведёт частные консультационные приёмы, выступает на телевидении.

- Зачитаю один из отзывов в социальных сетях.
«Первый раз посетила тренинг Германа. Получила много полезной информации, нашла пути, куда двигаться дальше, что почитать и что попробовать. Спасибо огромное Герману за его профессионализм, детальное объяснение и понимание людей!» 

- Эта информация поможет вам вступить в диалог с автором во время просмотра. Я попрошу вас делать заметки на листах, лежащих на партах, для записи и обсуждения интересных мыслей.

(Приложение 1. Форма для заметок во время просмотра)

Учитель организует обсуждение ролика посредством задаваемых учителем вопросов.

- О чём рассуждает Герман Карельский?

(О роли вещей в жизни человека и его зависимости от вещей).

- Какие фразы вас зацепили во время просмотра?

-Какова позиция по отношению к вещам автора ролика?

(Для автора вещи являются инструментами его жизни, а вещизм он считает болезнью).



Учитель обобщает высказывания обучающихся.

- Мир вещей обманчивый и предательский. Он втягивает человека и не выпускает его обратно, заставляя служить вещам. Люди совершают покупки для улучшения качества жизни, повышения своего социального статуса; покупают, чтобы быть счастливыми. Покупают - и незаметно для себя становятся рабами вещей. Какое трепетное отношение к вещам формируется в современном обществе. Внешний блеск, материальное становится иногда важнее внутреннего содержания.

Работа с эпиграфами. Выход на тему и цель урока.

- Прочитайте эпиграф урока, найдите ключевые слова.

- Наш урок – урок размышление. Так ли уж силён человек, так ли уж он властен над предметами, ситуациями, над самим собой, или все-таки может «самая невзрачная вещица» втереться в жизнь, закрутить и перевернуть её? Ответы на эти вопросы мы находим у писателей.


Учащиеся слушают учителя, смотрят ролик и фиксируют свои мысли в «заметках».

(Приложение 1)























Учащиеся обсуждают возникшие ассоциации и вопросы, определяют тему рассуждения, зачитывают интересные мысли.

(«Насколько легко человек прощается с вещами?», «страх человека избавиться от вещи», «степень свободы человека от вещи…», «я зависим от вещи или это инструмент моей жизни..» , дом человека – склад ненужного хлама…», жилище – отражение сознания человека» и др.)





Учащиеся называют версии понимания эпиграфа урока, находят ключевые слова.

«Две вещи меня поражают: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Кант.

(В эпиграфе отражается мысль о совершенстве мироздания и нравственном несовершенстве человека).

«Человек без принципов и воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направление с каждой переменой ветра»

Смайлс Самюэл.


Информационный видеофильм «Герман Карельский о вещизме» https://www.youtube.com/watch?v=6B2zCbiR0Q0






































Слайд 1


t1604334282aa.jpg

Постановка цели и задач урока


2 минуты

Учитель определяет содержательные рамки урока, подводит к целеполаганию.

- Сегодня на уроке вы не только познакомитесь с новым автором и новыми героями, увидите, как вещи могут повлиять на жизнь человека, но и откроете способ противостояния жизненным соблазнам.

- Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа Надежды


Александровны Тэффи «Жизнь и воротник».


Учащиеся записывают тему и эпиграф, формулируют задачи урока.









t1604334282ab.png

Слайд 2

Мотивация учебной деятельности учащихся

1 минута
















2 минуты








2 минуты









5 минут





























2 минуты

Учитель знакомит обучающихся с планом работы на уроке:


-А теперь давайте перейдем к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник». Работать будем по следующему плану:

1. Основные литературоведческие понятия.

2. Проверка домашнего задания.

3. Словарная работа.

4. Актуализация текста (беседа и заполнение таблицы по ходу чтения рассказа).

5. Работа в группах по предложенным учителем вопросам-заданиям.

6. Обсуждение работы групп.

7. Выполнение контрольных заданий

8.Обобщение и выводы по рассказу.



Учитель организует работу по повторению терминов.

(Приложение 2)

- На столах у каждого из вас конверт, в котором лежат листочки с названиями терминов, которые вам необходимо знать. Разделите эти листочки на две группы: 1) что знаете хорошо; 2) с чем требуется помощь.

- Какие термины вам непонятны?

- Расскажите, пожалуйста, о них тем, кому нужна помощь.



Учитель знакомит учеников с портретом писательницы.

- Итак, перед вами портрет писательницы. Это Надежда Александровна Лохвицкая. Псевдоним Тэффи (1872-1952). Она принадлежит к плеяде писателей Русского зарубежья, которые покинули Родину после Октябрьской революции, но всю оставшуюся жизнь оставались истинно русскими. Так как их произведения не издавались в СССР, мы получили возможность приобщиться к их многогранному творчеству совсем недавно.


Учитель обращает учащихся к проверке подготовленного домашнего задания в модели «Перевёрнутый класс».


- Дома вы смотрели фильм о ней, отмечали интересные факты из её биографии, записывали их в тетрадь.

- Что получилось? Какие факты ее биографии вы отметили? Что заинтересовало?



Учитель подводит итог наблюдениям обучающихся.

-Как видите, ключевое слово в ваших тезисах - смех..


































Учитель организует словарную работу.

- Поскольку рассказ написан в начале 20-го века, некоторые слова могут быть вам непонятны, давайте с ними познакомимся.





























Учащиеся читают, повторяют определения терминов.

















Учащиеся зачитывают свои ответы.

- Владела смехом как никто другой.

- К 300-летию дома Романовых у Николая II спросили, чьи произведения он хотел бы видеть в юбилейном сборнике, Государь изрёк "Одну Теффи!"

- Герои-разные люди.

- Ее истории, взятые из жизни, -это веселье вперемешку с печалью.

- Тэффи-псевдоним, связанный с именем слуги Степана, которого все звали Стеффи (была отброшена первая буква).

- Под псевдонимом была опубликована и первая пьеса.

- Смех, по ее мнению, - лучшая терапия.

- Смех помогал ей забыть о страхе смерти и страхе жизни.

- Эмигрантская жизнь, смерть в Париже в 1952г

- Жизненное кредо: «В день, когда перестаешь смеяться, начинаешь стареть».

УУД: умение систематизировать.

Учащиеся делают вывод:


Реализация индивидуального домашнего задания

1. Гостиный двор – построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.

2. Мануфактура (устар.) – ткань, текстильные изделия.

3. Извозчик (устар.) – наемный экипаж с кучером.

4. Корюшка – небольшая морская промысловая рыба.

5. Омнибус (устар.) – многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.

6. Профукать – промотать, потратить.

УУД: умение сравнивать и анализировать.







t1604334282ac.png

Слайд 3








t1604334282ad.jpg

Слайд 4







Видеофильм «Надежда Тэффи - биография и творчество». «Книжная полка» - выпуск 80

https://www.youtube.com/watch?v=T3VywWxoCmw





























Актуализация знаний, чтение произведения


Учитель предлагает прослушать видеозапись рассказа, используя приём «управление просмотром», и актуализирует знания.

Чтение начала рассказа.

- Найдите ключевую фразу в первом абзаце.

(«Невзрачная вещица перевернет всю судьбу»).

- Согласны ли вы с этим утверждением?

- Какие ассоциации вызывает у вас имя и фамилия героини?

(Героиня названа именем с уменьшительно – ласкательным суффиксом «Олечка». Обычно так зовут детей. Вероятно, ей присущи качества, характерные для детей: простота, открытость, доброта. Фамилия «Розова» вызывает ассоциации с нежным цветком розы или розовым цветом.)

- Какие качества характера Олечки Розовой подчеркнуты в данном отрывке? (Честность, скромность).

- Предположите, что будет дальше?

Продолжение чтения рассказа.

- Итак, слушаем дальше.

(Следующая остановка после слов: «Итак, Олечка слабела все больше и больше в этой борьбе, а воротник укреплялся и властвовал»)

- Верны ли были наши предположения?

- Что ещё потребовал воротник от Олечки?

(Ботинки, полосатый диван – отметим прием градации)

- Какие литературные ассоциации вызывает у вас образ воротника?

(Старуха из сказки «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина).

- Какие поступки совершает героиня, стараясь угодить воротнику?

(Закладывает драгоценности, врет бабушке, «выклянчивает деньги» у родных).

- Какие чувства испытывает героиня? Подтвердите словами текста

(«На душе у нее было беспокойно и жутко», «проплакала весь вечер», «бледная и смущенная», «рыдала и молилась, но не находила выхода»).

- Какую жизнь стала вести Ольга?

(«Воротничковую жизнь»).

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

(Греховная, распутная, чужая).

- Как Олечка Розова изменилась внешне?

- Почему Ольга не выкинула воротничок? Какое объяснение дает этому автор?

(«Вы спросите, почему не догадалась она просто-напросто вышвырнуть за окно крахмальную дрянь? Она не могла. Это не странно. Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми. И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие ни за что на свете».)

- Предположите, что будет далее.

Продолжение чтения рассказа.

- Слушаем текст рассказа до слов «Она ли это сказала?»

- Верны ли были наши предположения?

- Докажите, что власть воротника стала тотальной. (Воротник начинает управлять героиней).

- Какой художественный прием теперь использует автор при описании воротника? («После ужина студент вызвался проводить ее домой. Воротник поблагодарил и радостно согласился» - метонимия).

- Почему автор использует именно метонимию, а не олицетворение, как раньше? (Воротник стал частью Ольги)

- На какой отвратительный и греховный поступок толкает Ольгу воротник? (Измена мужу).

- Сопротивлялась ли героиня влиянию воротника в эпизоде общения со студентом? (Да. «Вспыхнула от негодования», «чуть не заплакала от стыда и обиды», «возмущалась»).

- А когда Ольга вернулась домой, мы видим её или воротник? (Они слиты воедино. Наглый воротник одержал окончательную победу над человеком).

- Каким, на ваш взгляд, будет финал рассказа?



Слушаем текст до конца.

- Оправдался ли наш прогноз?

- Что случилось с Ольгой, с воротником?

- Как вы думаете, не попадет ли она вновь под влияние какой – нибудь вещи?

Учитель акцентирует внимание ребят на художественных средствах, используемых автором в рассказе, дополняет ответы учеников.


- Символом чего выступает воротник?

- Какое средство использует автор, когда наделяет вещь чертами живого человека? (Олицетворение). 

-Этот рассказ юмористический. Одним из способов создания смешного является ирония, т.е. выражение употребленное в смысле противоположном прямому. Она очень широко используется автором в произведении "Жизнь и воротник". Оленька слабая и бесхарактерная, а Воротничок властный и распутный. Сама ситуация иронична. То, как воротник управляет Оленькой, вызывает и смех, и страх.

Но произведение написано не только с юмором, в нем есть и сатира.

- На кого направлена сатира писательницы?

(Она направлена на таких людей, как Олечка, инфантильных, лживых, не способных противостоять соблазнам.)

- В результате наблюдений за образом Оленьки у вас в таблице должны быть такие записи.


Учащиеся слушают рассказ и отвечают на вопросы учителя (текст рассказа есть в учебнике). Заполняют таблицу по ходу чтения рассказа. (Приложение 3)


УУД: умение выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.







Учащиеся выдвигают версии продолжения рассказа. Отвечают на вопросы учителя, ведут записи в таблице наблюдений.

(Одна из версий в том, что жизнь героини будет продолжаться счастливо и дальше)




























Учащиеся выдвигают версии продолжения рассказа, заполняют таблицу наблюдений.














Учащиеся выдвигают версии продолжения рассказа, заполняют таблицу наблюдений.






Ученики отвечают на вопросы учителя.

-Воротник, основной «герой» рассказа, символизирует роскошную жизнь, вседозволенность, раскрепощенность, распущенность.

-Он сильно отличается от героини. Можно даже сказать, что воротник в этом рассказе противопоставлен Олечке. Воротничок  “пошло хихикнул”, в то время как Олечка смущается от слова омнибус.

Видеофильм «Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник. Читает Д. Бережнова»

https://www.youtube.com/watch?v=i5tRnfhcbq8








































































t1604334282ae.png

Слайд 5




Проверка понимания рассказа




- Ребята, а теперь давайте подумаем, над какими проблемами заставляет задуматься нас писатель. Итак, разделимся на несколько групп.

Вам необходимо будет заполнить таблицу. В первой колонке представлена цитата. Вам нужно по её содержанию сформулировать одну из проблем рассказа и доказать её актуальность.

Учитель обобщает наблюдения и выводы учащихся

- Таким образом, вы сформулировали проблемы рассказа:

1. Проблема таланта и бездарности (ума и глупости)

2. Проблема выбора жизненной позиции.

3. Проблема семейных ценностей.

4. Проблема утраты нравственных ценностей.

5. Проблема ответственности человека за свои поступки

Класс разделен на 5 групп.

1.Учащиеся выполняют групповые задания исследовательского типа, проводят параллели с современностью, обсуждают ответы и записывают их в рабочий лист.

2. Презентуют работу классу. (Приложение 2)


УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Слайд 6

t1604334282af.png

Физкультминутка





Контроль усвоения и понимания темы урока


Разбор типового контрольного задания
На основании каких фактов из рассказа Тэффи «Жизнь и воротник» мы можем утверждать, что время действия в рассказе – конец XIX – начало XX века? Укажите строку с неверным ответом.
1) упоминается омнибус
2) мануфактурный магазин
3) ломбардные квитанции
4) посещение балов
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос и фрагмент стихотворения.
2. Просмотрите сначала все варианты ответов. Вспомните, что означает каждый из вариантов ответа.
3. Затем выберите неверный ответ и проверьте себя.


Учитель предлагает выполнить контрольное задание №1(на оценку «4») и контрольное задание №1-№2 (на оценку»5») урока 23 на образовательной платформе «Российская электронная школа», выставляет из дневников образовательной платформы оценки учащихся в классный журнал.


Ученики выполняют контрольные задания №1 - №2 урока 23 на образовательной платформе «Российская электронная школа».


УУД: контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность с помощью оценочных тестов, ориентироваться в своей системе знаний. 

https://resh.edu.ru/

(Литература, 8 класс, урок 23, контрольные задания)
















Подведение итогов урока и рефлнксия


Учитель с помощью наводящих вопросов помогает учащимся сделать выводы по уроку.

-Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира?

- В чем актуальность рассказа?

- Как можно противостоять жизненным соблазнам?

Выводы:

1. В рассказе есть и юмор, и сатира.

2. В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет - «подлый воротник».

3. Уделяя внимание комической стороне, писательница хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования, выработать способность противостоять власти вещей над разумом человека.


Заключительное слово учителя.

- Я попрошу вас в тетрадях дописать единственное предложение: «После этого урока я…….»

Думая, как поступить, не забывайте о «звездном небе над нами» и, главное, помните о «нравственном законе внутри нас».






























Ученики дописывают предложение и делятся своими мыслями

t1604334282ag.png

Сt1604334282ah.jpg лайд 7







Слайд


Сt1604334282ai.jpg
лайд 8

Слайд 9


Информация о домашнем задании, инструктаж


Домашнее задание:

-Подумайте, нет ли в вашей жизни какого-либо «воротника с жёлтым бантом», нет ли чего-то такого, что руководит вашей жизнью, вашими поступками?

Какие шаги предпринять, чтобы избавиться от зависимости?

Напишите рассуждение на тему «Моя жизнь и «воротник».




t1604334282aj.jpg

Приложение 1.





Заметки:


Фразы, которые зацепили.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кадры.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы, которые возникли.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Мысли, которые пришли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________


Ассоциации, параллели

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Конфликты, противоречия, которые ты заметил

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




t1604334282aj.jpg

Приложение 2.






Литературоведческие термины



Юмор – добродушная, самая мягкая форма комического приёма.


Сатира – особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.


Художественная деталь - значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.


Градация – это особый оборот речи, который направлен на постепенное усиление или уменьшение эмоционального значения.



Метонимия – это употребление слова в переносном значении, словосочетание, в котором одно слово замещается другим словом, обозначающим предмет.


Олицетворение – это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия.


Эпитет - это прилагательное, которое используется в переносном смысле.





Пt1604334282ak.png риложение 3.








Приобретения Олечки Розовой и ее поведение

Потери

Моральное состояние героини


Воротничок


Деньги, заработанные мужем

«Еще что выдумали!»

Кофточка

Деньги, отложенные на хозяйственные нужды

Олечка мучилась всю ночь

Юбка

Серебро, браслет

На душе у нее было беспокойно и жутко

Башмаки

Часы

легла в постель и проплакала весь вечер

Шляпа, пояс, перчатки

Деньги, занятые у бабушки обманным путем.

бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила

Диван

Деньги, выклянченные у родных и знакомых обманным путем.

от которого тошнило и ее, и честного мужа, и старую вороватую кухарку

Распутный образ жизни

Деньги, полученные из ломбарда от заложенных вещей

опустила руки и поплыла по течению: обстригла волосы, стала курить, громко хохотать, изменила мужу

















Пt1604334282ak.png риложение 4.








Задание для 1 группы: проанализировать цитату (1-й абзац рассказа). Дать комментарий проблемы. Определить, актуальна ли данная проблема в наше время.




Цитата

Проблема

Актуальность

(«Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит её и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти».


Проблема выбора жизненной позиции: может ли «воротничковая дрянь» одержать верх над жизнью и повернуть ее в свое русло, или наоборот – жизнь подняться над «желтой удавкой»?


Проблема актуальна: современные люди увлекаются телефонами, компьютерами, машинами, тратят на эти предметы много времени. А ведь его можно было потратить с пользой для других людей.






















Пt1604334282ak.png риложение 4.









Задание для 2 группы: проанализировать эпиграф к уроку. Дать комментарий проблемы. Определить, актуальна ли данная проблема в наше время.

Цитата

Проблема

Актуальность




«Человек без принципов и воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направление с каждой переменой ветра»


Смайлс Самюэл


Проблема ответственности человека за свои поступки. Так ли уж силен человек, так ли уж властен над предметами, ситуациями, над самим собой, или все – таки может «самая невзрачная вещица» втереться в жизнь, закрутить и перевернуть ее? Проблема безвольных, слабохарактерных людей, не имеющих «стержня», четкой жизненной позиции. Такие люди не могут противостоять соблазну, слабостям, порокам.


Наверняка, у каждого человека найдутся знакомые, похожие на Олечку Розову (а, может быть, кто – то узнает самого себя).
















t1604334282ak.png

Приложение 4








Задание для 3 группы: проанализировать следующую цитату: «Раз даже она решилась открыть всё мужу, но честный малый подумал, что она просто глупо пошутила, и, желая польстить, долго хохотал». Прокомментировать. Определить актуальность.


Цитата

Проблема

Актуальность


«Раз даже она решилась открыть всё мужу, но честный малый подумал, что она просто глупо пошутила, и, желая польстить, долго хохотал»


Проблема семейных ценностей, взаимоотношения людей, непонимания друг друга, неспособности «слушать и слышать» близкого человека.


Современные молодые люди часто не умеют находить общий язык, понимать друг друга

Важны ли любовь и взаимопонимание между супругами.








Путинина Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 4»,

г. Ханты-Мансийск


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации