Сценарий урока литературы в 8 классе «Нравственные проблемы рассказа Н.А. Тэффи "Жизнь и воротник"»
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей русского языка и литературы «Конспект урока с мультимедийным сопровождением»
Сценарий урока литературы в 8 классе
Технологическая карта урока
Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа Н.А. Тэффи «Жизнь и воротник». |
Учебник: Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — М.: Просвещение, 2017. |
Автор урока: Путинина Наталья Николаевна |
Тип урока: урок изучения нового материала |
Цель урока: формирование нравственных ориентиров в распознавании истинных и ложных ценностей в жизни через философское осмысление рассказа Надежды Тэффи. |
Задачи урока: 1) формирование умения мыслить в разных направлениях, анализировать проблемные ситуации с разных сторон; 2) развитие свойств мышления, необходимых для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире на основе особенностей жизненной ситуации героини в рассказе Теффи «Жизнь и воротник»; 3) развитие умения преобразовывать и представлять информацию в виде схемы; 4) формирование установки на самостоятельное постижение и оценку смысла художественного текста; Метапредметная задача: освоить обобщенный способ работы по пониманию смысла художественного текста на основе различных видов анализа. Методы: - по степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный; частично поисковый; исследовательский; - по источнику получения знаний: словесные (беседа, дискуссия); наглядные (информационные ЭОР); использование технических средств); практические (практические ЭОР, составление таблиц и схем в тетради). |
Планируемые результаты: Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; Метапредметные: развитие умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, обобщать, обогащение словарного запаса; Предметные: учащиеся умеют находить отличительные черты и жанровые особенности сатирического произведения Тэффи; выявлять проблематику и характеризовать персонаж, анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания; участвуют в беседе, вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией. |
Организация пространства: традиционное обучение. |
Модель использования обучения: мобильный класс (наличие у каждого ученика технического устройства с выходом в интернет). |
Виды деятельности на уроке: коллективная работа, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, исследовательская работа. |
Необходимое оборудование и программное обеспечение: мультимедийный проектор, экран для мультимедийного проектора, компьютер, подключение к сети INTERNET учительского компьютера и ученических гаджетов, доска магнитно-меловая, толковый словарь, портрет Н.А. Тэффи, информационный видеофильм «Герман Карельский о вещизме» https://www.youtube.com/watch?v=6B2zCbiR0Q0, информационный видеофильм «Тэффи - биография и творчество». «Книжная полка» - выпуск 80 https://www.youtube.com/watch?v=T3VywWxoCmw, практикум и контрольные тесты на образовательной платформе «Российская электронная школа» (урок 23), раздаточный материал для индивидуальной и фронтальной работы. |
Организационная структура урока
Длительность | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Учебные материалы (ссылки на цифровые ресурсы) |
Организационный этап | |||
1 минута 7 минут 2 минуты | Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу. - Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом и новые открытия. Успехов вам и удач! Урок начнём с просмотра с ролика. Учитель даёт установку на активное восприятие ролика. - Немного информации об авторе ролика. Герман Борисович Карельский — российский психолог, кандидат философских наук и специалист в области трансперсональной психологии. С 2014 г. занимает должность Президента Российской Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии, проводит конференции, тренинги по России и в Латвии, ведёт частные консультационные приёмы, выступает на телевидении. - Зачитаю один из отзывов в социальных сетях.
- Эта информация поможет вам вступить в диалог с автором во время просмотра. Я попрошу вас делать заметки на листах, лежащих на партах, для записи и обсуждения интересных мыслей. (Приложение 1. Форма для заметок во время просмотра) Учитель организует обсуждение ролика посредством задаваемых учителем вопросов. - О чём рассуждает Герман Карельский? (О роли вещей в жизни человека и его зависимости от вещей). - Какие фразы вас зацепили во время просмотра? -Какова позиция по отношению к вещам автора ролика? (Для автора вещи являются инструментами его жизни, а вещизм он считает болезнью). Учитель обобщает высказывания обучающихся. - Мир вещей обманчивый и предательский. Он втягивает человека и не выпускает его обратно, заставляя служить вещам. Люди совершают покупки для улучшения качества жизни, повышения своего социального статуса; покупают, чтобы быть счастливыми. Покупают - и незаметно для себя становятся рабами вещей. Какое трепетное отношение к вещам формируется в современном обществе. Внешний блеск, материальное становится иногда важнее внутреннего содержания. Работа с эпиграфами. Выход на тему и цель урока. - Прочитайте эпиграф урока, найдите ключевые слова. - Наш урок – урок размышление. Так ли уж силён человек, так ли уж он властен над предметами, ситуациями, над самим собой, или все-таки может «самая невзрачная вещица» втереться в жизнь, закрутить и перевернуть её? Ответы на эти вопросы мы находим у писателей. | Учащиеся слушают учителя, смотрят ролик и фиксируют свои мысли в «заметках». (Приложение 1) Учащиеся обсуждают возникшие ассоциации и вопросы, определяют тему рассуждения, зачитывают интересные мысли. («Насколько легко человек прощается с вещами?», «страх человека избавиться от вещи», «степень свободы человека от вещи…», «я зависим от вещи или это инструмент моей жизни..» , дом человека – склад ненужного хлама…», жилище – отражение сознания человека» и др.) Учащиеся называют версии понимания эпиграфа урока, находят ключевые слова. «Две вещи меня поражают: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Кант. (В эпиграфе отражается мысль о совершенстве мироздания и нравственном несовершенстве человека). «Человек без принципов и воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направление с каждой переменой ветра» Смайлс Самюэл. | Информационный видеофильм «Герман Карельский о вещизме» https://www.youtube.com/watch?v=6B2zCbiR0Q0 Слайд 1 |
Постановка цели и задач урока | |||
2 минуты | Учитель определяет содержательные рамки урока, подводит к целеполаганию. - Сегодня на уроке вы не только познакомитесь с новым автором и новыми героями, увидите, как вещи могут повлиять на жизнь человека, но и откроете способ противостояния жизненным соблазнам. - Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа Надежды Александровны Тэффи «Жизнь и воротник». | Учащиеся записывают тему и эпиграф, формулируют задачи урока. | Слайд 2 |
Мотивация учебной деятельности учащихся | |||
1 минута 2 минуты 2 минуты 5 минут 2 минуты | Учитель знакомит обучающихся с планом работы на уроке: -А теперь давайте перейдем к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник». Работать будем по следующему плану: 1. Основные литературоведческие понятия. 2. Проверка домашнего задания. 3. Словарная работа. 4. Актуализация текста (беседа и заполнение таблицы по ходу чтения рассказа). 5. Работа в группах по предложенным учителем вопросам-заданиям. 6. Обсуждение работы групп. 7. Выполнение контрольных заданий 8.Обобщение и выводы по рассказу. Учитель организует работу по повторению терминов. (Приложение 2) - На столах у каждого из вас конверт, в котором лежат листочки с названиями терминов, которые вам необходимо знать. Разделите эти листочки на две группы: 1) что знаете хорошо; 2) с чем требуется помощь. - Какие термины вам непонятны? - Расскажите, пожалуйста, о них тем, кому нужна помощь. Учитель знакомит учеников с портретом писательницы. - Итак, перед вами портрет писательницы. Это Надежда Александровна Лохвицкая. Псевдоним Тэффи (1872-1952). Она принадлежит к плеяде писателей Русского зарубежья, которые покинули Родину после Октябрьской революции, но всю оставшуюся жизнь оставались истинно русскими. Так как их произведения не издавались в СССР, мы получили возможность приобщиться к их многогранному творчеству совсем недавно. Учитель обращает учащихся к проверке подготовленного домашнего задания в модели «Перевёрнутый класс». - Дома вы смотрели фильм о ней, отмечали интересные факты из её биографии, записывали их в тетрадь. - Что получилось? Какие факты ее биографии вы отметили? Что заинтересовало? Учитель подводит итог наблюдениям обучающихся. -Как видите, ключевое слово в ваших тезисах - смех.. Учитель организует словарную работу. - Поскольку рассказ написан в начале 20-го века, некоторые слова могут быть вам непонятны, давайте с ними познакомимся. | Учащиеся читают, повторяют определения терминов. Учащиеся зачитывают свои ответы. - Владела смехом как никто другой. - К 300-летию дома Романовых у Николая II спросили, чьи произведения он хотел бы видеть в юбилейном сборнике, Государь изрёк "Одну Теффи!" - Герои-разные люди. - Ее истории, взятые из жизни, -это веселье вперемешку с печалью. - Тэффи-псевдоним, связанный с именем слуги Степана, которого все звали Стеффи (была отброшена первая буква). - Под псевдонимом была опубликована и первая пьеса. - Смех, по ее мнению, - лучшая терапия. - Смех помогал ей забыть о страхе смерти и страхе жизни. - Эмигрантская жизнь, смерть в Париже в 1952г - Жизненное кредо: «В день, когда перестаешь смеяться, начинаешь стареть». УУД: умение систематизировать. Учащиеся делают вывод: Реализация индивидуального домашнего задания 1. Гостиный двор – построенные в старину торговые ряды, обычно каменные. 2. Мануфактура (устар.) – ткань, текстильные изделия. 3. Извозчик (устар.) – наемный экипаж с кучером. 4. Корюшка – небольшая морская промысловая рыба. 5. Омнибус (устар.) – многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров. 6. Профукать – промотать, потратить. УУД: умение сравнивать и анализировать. | Слайд 3 Слайд 4 Видеофильм «Надежда Тэффи - биография и творчество». «Книжная полка» - выпуск 80 https://www.youtube.com/watch?v=T3VywWxoCmw |
Актуализация знаний, чтение произведения | |||
| Учитель предлагает прослушать видеозапись рассказа, используя приём «управление просмотром», и актуализирует знания. Чтение начала рассказа. - Найдите ключевую фразу в первом абзаце. («Невзрачная вещица перевернет всю судьбу»). - Согласны ли вы с этим утверждением? - Какие ассоциации вызывает у вас имя и фамилия героини? (Героиня названа именем с уменьшительно – ласкательным суффиксом «Олечка». Обычно так зовут детей. Вероятно, ей присущи качества, характерные для детей: простота, открытость, доброта. Фамилия «Розова» вызывает ассоциации с нежным цветком розы или розовым цветом.) - Какие качества характера Олечки Розовой подчеркнуты в данном отрывке? (Честность, скромность). - Предположите, что будет дальше? Продолжение чтения рассказа. - Итак, слушаем дальше. (Следующая остановка после слов: «Итак, Олечка слабела все больше и больше в этой борьбе, а воротник укреплялся и властвовал») - Верны ли были наши предположения? - Что ещё потребовал воротник от Олечки? (Ботинки, полосатый диван – отметим прием градации) - Какие литературные ассоциации вызывает у вас образ воротника? (Старуха из сказки «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина). - Какие поступки совершает героиня, стараясь угодить воротнику? (Закладывает драгоценности, врет бабушке, «выклянчивает деньги» у родных). - Какие чувства испытывает героиня? Подтвердите словами текста («На душе у нее было беспокойно и жутко», «проплакала весь вечер», «бледная и смущенная», «рыдала и молилась, но не находила выхода»). - Какую жизнь стала вести Ольга? («Воротничковую жизнь»). - Как вы понимаете смысл этого выражения? (Греховная, распутная, чужая). - Как Олечка Розова изменилась внешне? - Почему Ольга не выкинула воротничок? Какое объяснение дает этому автор? («Вы спросите, почему не догадалась она просто-напросто вышвырнуть за окно крахмальную дрянь? Она не могла. Это не странно. Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми. И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие ни за что на свете».) - Предположите, что будет далее. Продолжение чтения рассказа. - Слушаем текст рассказа до слов «Она ли это сказала?» - Верны ли были наши предположения? - Докажите, что власть воротника стала тотальной. (Воротник начинает управлять героиней). - Какой художественный прием теперь использует автор при описании воротника? («После ужина студент вызвался проводить ее домой. Воротник поблагодарил и радостно согласился» - метонимия). - Почему автор использует именно метонимию, а не олицетворение, как раньше? (Воротник стал частью Ольги) - На какой отвратительный и греховный поступок толкает Ольгу воротник? (Измена мужу). - Сопротивлялась ли героиня влиянию воротника в эпизоде общения со студентом? (Да. «Вспыхнула от негодования», «чуть не заплакала от стыда и обиды», «возмущалась»). - А когда Ольга вернулась домой, мы видим её или воротник? (Они слиты воедино. Наглый воротник одержал окончательную победу над человеком). - Каким, на ваш взгляд, будет финал рассказа? Слушаем текст до конца. - Оправдался ли наш прогноз? - Что случилось с Ольгой, с воротником? - Как вы думаете, не попадет ли она вновь под влияние какой – нибудь вещи? Учитель акцентирует внимание ребят на художественных средствах, используемых автором в рассказе, дополняет ответы учеников. - Символом чего выступает воротник? - Какое средство использует автор, когда наделяет вещь чертами живого человека? (Олицетворение). -Этот рассказ юмористический. Одним из способов создания смешного является ирония, т.е. выражение употребленное в смысле противоположном прямому. Она очень широко используется автором в произведении "Жизнь и воротник". Оленька слабая и бесхарактерная, а Воротничок властный и распутный. Сама ситуация иронична. То, как воротник управляет Оленькой, вызывает и смех, и страх. Но произведение написано не только с юмором, в нем есть и сатира. - На кого направлена сатира писательницы? (Она направлена на таких людей, как Олечка, инфантильных, лживых, не способных противостоять соблазнам.) - В результате наблюдений за образом Оленьки у вас в таблице должны быть такие записи. | Учащиеся слушают рассказ и отвечают на вопросы учителя (текст рассказа есть в учебнике). Заполняют таблицу по ходу чтения рассказа. (Приложение 3) УУД: умение выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Учащиеся выдвигают версии продолжения рассказа. Отвечают на вопросы учителя, ведут записи в таблице наблюдений. (Одна из версий в том, что жизнь героини будет продолжаться счастливо и дальше) Учащиеся выдвигают версии продолжения рассказа, заполняют таблицу наблюдений. Учащиеся выдвигают версии продолжения рассказа, заполняют таблицу наблюдений. Ученики отвечают на вопросы учителя. -Воротник, основной «герой» рассказа, символизирует роскошную жизнь, вседозволенность, раскрепощенность, распущенность. -Он сильно отличается от героини. Можно даже сказать, что воротник в этом рассказе противопоставлен Олечке. Воротничок “пошло хихикнул”, в то время как Олечка смущается от слова омнибус. | Видеофильм «Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник. Читает Д. Бережнова» https://www.youtube.com/watch?v=i5tRnfhcbq8 Слайд 5 |
Проверка понимания рассказа | |||
| - Ребята, а теперь давайте подумаем, над какими проблемами заставляет задуматься нас писатель. Итак, разделимся на несколько групп. Вам необходимо будет заполнить таблицу. В первой колонке представлена цитата. Вам нужно по её содержанию сформулировать одну из проблем рассказа и доказать её актуальность. Учитель обобщает наблюдения и выводы учащихся - Таким образом, вы сформулировали проблемы рассказа: 1. Проблема таланта и бездарности (ума и глупости) 2. Проблема выбора жизненной позиции. 3. Проблема семейных ценностей. 4. Проблема утраты нравственных ценностей. 5. Проблема ответственности человека за свои поступки | Класс разделен на 5 групп. 1.Учащиеся выполняют групповые задания исследовательского типа, проводят параллели с современностью, обсуждают ответы и записывают их в рабочий лист. 2. Презентуют работу классу. (Приложение 2) УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Слайд 6 |
Физкультминутка | |||
| | | |
Контроль усвоения и понимания темы урока | |||
| Разбор типового контрольного задания Учитель предлагает выполнить контрольное задание №1(на оценку «4») и контрольное задание №1-№2 (на оценку»5») урока 23 на образовательной платформе «Российская электронная школа», выставляет из дневников образовательной платформы оценки учащихся в классный журнал. | Ученики выполняют контрольные задания №1 - №2 урока 23 на образовательной платформе «Российская электронная школа». УУД: контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность с помощью оценочных тестов, ориентироваться в своей системе знаний. | (Литература, 8 класс, урок 23, контрольные задания) |
Подведение итогов урока и рефлнксия | |||
| Учитель с помощью наводящих вопросов помогает учащимся сделать выводы по уроку. -Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира? - В чем актуальность рассказа? - Как можно противостоять жизненным соблазнам? Выводы: 1. В рассказе есть и юмор, и сатира. 2. В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет - «подлый воротник». 3. Уделяя внимание комической стороне, писательница хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования, выработать способность противостоять власти вещей над разумом человека. Заключительное слово учителя. - Я попрошу вас в тетрадях дописать единственное предложение: «После этого урока я…….» Думая, как поступить, не забывайте о «звездном небе над нами» и, главное, помните о «нравственном законе внутри нас». | Ученики дописывают предложение и делятся своими мыслями |
С лайд 7 Слайд С Слайд 9 |
Информация о домашнем задании, инструктаж | |||
| Домашнее задание: -Подумайте, нет ли в вашей жизни какого-либо «воротника с жёлтым бантом», нет ли чего-то такого, что руководит вашей жизнью, вашими поступками? Какие шаги предпринять, чтобы избавиться от зависимости? Напишите рассуждение на тему «Моя жизнь и «воротник». | | |
Приложение 1.
Заметки: Фразы, которые зацепили. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Кадры. __________________________________________________________________________________________________________________________ Вопросы, которые возникли. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Мысли, которые пришли. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________ Ассоциации, параллели ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Конфликты, противоречия, которые ты заметил ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Приложение 2.
Литературоведческие термины Юмор – добродушная, самая мягкая форма комического приёма. Сатира – особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде. Художественная деталь - значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Градация – это особый оборот речи, который направлен на постепенное усиление или уменьшение эмоционального значения. Метонимия – это употребление слова в переносном значении, словосочетание, в котором одно слово замещается другим словом, обозначающим предмет. Олицетворение – это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. Эпитет - это прилагательное, которое используется в переносном смысле. |
П риложение 3.
Приобретения Олечки Розовой и ее поведение | Потери | Моральное состояние героини |
Воротничок | Деньги, заработанные мужем | «Еще что выдумали!» |
Кофточка | Деньги, отложенные на хозяйственные нужды | Олечка мучилась всю ночь |
Юбка | Серебро, браслет | На душе у нее было беспокойно и жутко |
Башмаки | Часы | легла в постель и проплакала весь вечер |
Шляпа, пояс, перчатки | Деньги, занятые у бабушки обманным путем. | бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила |
Диван | Деньги, выклянченные у родных и знакомых обманным путем. | от которого тошнило и ее, и честного мужа, и старую вороватую кухарку |
Распутный образ жизни | Деньги, полученные из ломбарда от заложенных вещей | опустила руки и поплыла по течению: обстригла волосы, стала курить, громко хохотать, изменила мужу |
Задание для 1 группы: проанализировать цитату (1-й абзац рассказа). Дать комментарий проблемы. Определить, актуальна ли данная проблема в наше время.
Цитата | Проблема | Актуальность |
(«Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит её и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти». | Проблема выбора жизненной позиции: может ли «воротничковая дрянь» одержать верх над жизнью и повернуть ее в свое русло, или наоборот – жизнь подняться над «желтой удавкой»? | Проблема актуальна: современные люди увлекаются телефонами, компьютерами, машинами, тратят на эти предметы много времени. А ведь его можно было потратить с пользой для других людей. |
П риложение 4.
Задание для 2 группы: проанализировать эпиграф к уроку. Дать комментарий проблемы. Определить, актуальна ли данная проблема в наше время.
Цитата | Проблема | Актуальность |
| | |
«Человек без принципов и воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направление с каждой переменой ветра» Смайлс Самюэл | Проблема ответственности человека за свои поступки. Так ли уж силен человек, так ли уж властен над предметами, ситуациями, над самим собой, или все – таки может «самая невзрачная вещица» втереться в жизнь, закрутить и перевернуть ее? Проблема безвольных, слабохарактерных людей, не имеющих «стержня», четкой жизненной позиции. Такие люди не могут противостоять соблазну, слабостям, порокам. | Наверняка, у каждого человека найдутся знакомые, похожие на Олечку Розову (а, может быть, кто – то узнает самого себя). |
Приложение 4
Задание для 3 группы: проанализировать следующую цитату: «Раз даже она решилась открыть всё мужу, но честный малый подумал, что она просто глупо пошутила, и, желая польстить, долго хохотал». Прокомментировать. Определить актуальность.
Цитата | Проблема | Актуальность |
«Раз даже она решилась открыть всё мужу, но честный малый подумал, что она просто глупо пошутила, и, желая польстить, долго хохотал» | Проблема семейных ценностей, взаимоотношения людей, непонимания друг друга, неспособности «слушать и слышать» близкого человека. | Современные молодые люди часто не умеют находить общий язык, понимать друг друга Важны ли любовь и взаимопонимание между супругами. |
Путинина Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 4»,
г. Ханты-Мансийск