Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения»
«Единственный путь, ведущий к знанию,
- это деятельность»
Бернард Шоу
Эффективный современный урок, это урок – познание, урок - открытие, урок - деятельность, урок - ступенька к знанию. Цель такого урока, основой которого является признание в каждом ученике индивидуальности, состоит в создании системы психолого – педагогических условий, позволяющих работать в едином коллективе с ориентацией на индивидуальные особенности каждого ученика.
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.
В данной статье в качестве инструмента для организации активного обучения предлагается педагогическая технология развития критического мышления (ТРКМ). Характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Применяя ТРКМ на своих уроках, использую различные приёмы и формы, дающие реальную возможность создать в группе атмосферу партнёрства, помочь студентам стать более самостоятельными, ответственно и творчески относиться к учёбе. Стараюсь на занятии создать условия своим студентам для изучения нового материала, а затем помочь им творчески переработать и обобщить полученные знания.
Структурно занятие состоит из трёх этапов: вызов, реализация (осмысление), рефлексия (самоанализ, размышление). Каждому этапу соответствуют свои приёмы и методы.
На стадии "Вызова" в сознании обучающихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие студентов в образовательном процессе активизируется, формируется познавательный интерес. Результатом данных процессов является самостоятельное определение ими цели дальнейшей учебной деятельности.
На стадии "Реализации (осмысления)" студент вступает в непосредственный контакт с новой информацией – носителем новых идей. Происходит ее систематизация. Студент получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения уже известной и новой информации и выработки собственных умозаключений. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов преподаватель помогает учащимся отслеживать процесс собственного понимания новых идей.
Стадия "Рефлексии" характеризуется тем, что студенты закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Анализ студентами развития и эффективности собственных мыслительных операций составляет сущность данного этапа.
В ходе работы по такой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Наиболее ценным является то знание, которое учащийся поставил себе целью получить сам, добытое его собственным трудом, то знание, которым можно поделиться с другими без опасения быть непонятым.
«Моделирование урока на развитие критического
мышления учащихся»
Тема урока: Металлические элементы и их соединения
Цели занятия:
Учебная – повторение и обобщение учебного материала, углубление знаний о металлических элементах и их соединениях, их положении в периодической системе, особенностях строения атома; творческое переосмысление уже известной информации и критическое восприятие новой
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету путем интегрированного занятия; формировать интерес к профессии, умения и навыки самостоятельной работы
Развивающая: развивать самостоятельное мышление, инициативу, личную активность и ответственность; свободное высказывание собственного мнения; умение рассматривать различные точки зрения; осознание и обсуждение жизненного и профессионального значения информации
Схема построения занятия методом педагогической технологии «Критическое мышление»
Этап | Действие преподавателя | Действие учащихся |
Вызов | ||
Диагностика знаний | Задает вопросы учащимся с целью установления уровня знаний: 1. «Мозговой штурм» - Каких элементов в природе больше: металлических или неметаллических? Где в таблице Менделеева находятся металлы? В особенность строения металлов? Назовите характерные для металлов степени окисления. 2. Химический калейдоскоп «Самый, самый» - назовите: самый твердый металл? Самый тяжелый металл? Самый мягкий металл? Самый пластичный метал? Самый легкий металл? Самый легкоплавкий металл? Самый тугоплавкий металл? Самый распространенный в природе метал? 3. «Корзина идей» - записать в корзину все что знают или думают по обсуждаемой теме. | Воспроизведение всего, что учащийся знает по данной теме, сами определяют уровень своих знаний. |
Активизация и мотивация факторов для дальнейшей работы | Объявление темы и задачи занятия. Формирование личного интереса к теме с тем, чтобы учащиеся сами ставили себе цель обучения, «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу Поясняет как нужно читать и прослушивать информацию, какие знаки ИНСЕРТ в них ставить | Прослушивание. Постановка цели обучения, критический подход к пониманию новой информации, активное участие в процессе обучения. |
Демонстрация презентаций, чтение текстов | Работа группами методом «Учебного проекта», во время которого учащиеся предварительно знакомятся с новым материалом и с помощью компьютеров готовят презентацию, которую демонстрируют во время проведения занятия. Каждая группа работала над своей частью темы: одни читает доклад, другие демонстрируют презентацию, кто-то делает записи, рисунки, схемы на доске. | Внимательно слушают, читают тексты – индивидуально или парами, со значками ИНСЕРТ, наблюдают за демонстрацией |
Реализация (осмысление) | ||
Непосредственная работа с информацией Работа с «кластерами» | Приемами и методами ТРКМ поддерживать активность у обучающихся, интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. Сделать чтение, просмотр или слушание осмысленным. Работа с «кластерами» - на доске выписывают ключевые слова или тезис. Который является «сердцем» текста, вокруг по мере изучения темы «накидывают» слова, предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (Кластер «Планета и ее спутники») В итоге получается структура, которая графически отображает размышления. Определяет информационное поле данного текста. | Коллективное обсуждение маркировок (в парах, группах). Активные учащиеся отслеживают свои мысли, встречаясь с новой информацией, перечитывают текст в том случае, если перестают его понимать, записывают или задают вопросы о том, что не поняли. Пассивные «подтягиваются», работают в группах по мере интеллектуальной возможности. «Активные» контролируют «пассивных» |
Дискуссия. Информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается | Руководит дискуссией во время работы с кластером. Облегчает высказывание учащимися собственных мыслей. Поддержка уверенности учащихся в том, что они не рискуют быть не понятыми. | Активная дискуссия Во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению. |
Рефлексия (самоанализ, размышление) | ||
Работа с кластерами. Целостное осмысление, обобщение полученной информации | Проговаривает итоги дискуссии, обращая внимание на ключевые моменты. Предлагает проверить, на все ли вопросы были получены ответы, правильно ли составлены схемы и выписаны уравнения реакции. что еще хотели бы узнать по этой теме. Стимулирует размышления, дает возможность услышать разные мнения, способность к самовыражению. 1. Работа с кластерами – обработка и анализ записанной информации. 2. Прием «До и После» - записывают в виде таблицы свои предложения о теме урока, решении задачи, гипотезы. «После» - ответы на полученную информацию во время урока и в конце урока 3. Прием «Шаг за шагом» - называют термины, понятия, явления из изученного материала 4. «Конкурс эрудитов» | Формируются коммуникативные навыки и ответственность за знания. |
Подведение итогов занятия | Анализ всего процесса изучения материала, выставление оценок, выдача домашнего задания | Развитие уверенности в себе и понимание ценности своих идей и мыслей, уважение к различным мнениям. Развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности. |
Домашнее задание | Составление синканов, конспекта, работа с учебником |
Сравнение уроков с использованием традиционного и инновационного подходов в образовательном процессе (с точки зрения организации деятельности учащихся) показывает, что традиционный подход решает, как правило, образовательные задачи, дает учащемуся хорошо аргументированный, логически выстроенный материал, соответствующий программным требованиям по предмету, дает знания.
При этом проблема развивающего обучения часто остается вторичной. К тому же традиционная система построения образовательного процесса зачастую формирует лишь репродуктивное знание. Оно, безусловно, имеет свою ценность, так как никто не ставит под сомнение наличие «багажа» определенных фактических знаний. Но куда более ценным является то знание, которое обучающийся поставил себе целью получить сам, добытое его собственным трудом, то знание, которым можно поделиться с другими без опасения быть непонятым.
Технология развития критического мышления, разнообразие ее приемов позволяют учесть эту особенность усвоения информации. Варьируя предложенные методы, преподаватель может добиться желаемой цели. Развитие навыков критического мышления позволяет найти свой собственный образовательный маршрут как при изучении отдельных тем, решении отдельных вопросов, так и для решения задач образования в целом: развитие способности к самореализации и дальнейшему самообразованию.
презентация металлы
PPTX / 4.41 Мб
Литература
1. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004. 2. Громыко Ю. В.
2. http://www.ug.ru/archive/40759 Л.Титарова, «Метапредметный урок: первые шаги».
3. http://nsportal.ru/ Т.В. Еремеева Метапредметность как основа современного урока. Пути осуществления.
5. http://www.eorhelp.ru Практика освоения метапредметности.
6. Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС / О. В. Станкевич, С. В. Шевченко, Е. Ю. Баркалова [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 271-274. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47158/
7. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 6-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2005 – 112 с.
8. Журин А.А., Заграничная Н.А. Химия: метапредметные результаты обучения. 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2014. – 208 с. – (Мастерская учителя химии).