Статья «Эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. Главной задачей педагога является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей.
Школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования.
Школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.
Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению качества обучения.
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
В игровой технологии очень важен эффект необычности. Так один из моих излюбленных приемов. Принести на урок упаковку чипсов и предложить детям как следует подкрепиться. Внутри - сюрприз! На каждой чипсинке написаны вопросы. Учащиеся достают по одной - задают любому человеку в круге. Отработка Present Simple:
При работе на степени сравнения имен прилагательных предлагаю увлекательное сражение. Парная работа.
1) Пары выкладывают карточки на стол (словом вниз).
2) Ученики по очереди переворачивают три любые карточки.
Совпало (big-bigger-the biggest) = можно забрать себе.
Не совпало = положи обратно, как было.
3) Побеждает игрок, слепивший больше всего снеговиков.
Ученикам начальных классов очень понравилась игра на множественное число имен существительных. Принесла на урок пенал, предложила детям угадать, что спряталось внутри.
В пенале лежат необычные карандаши с именами существительными, на отработку правила присоединения окончаний множественного числа, а на доске таблица-подсказка.
Разделила детей на три команды, каждой выдала стаканчик с окончанием:
Команда А = -s
Команда В = -es
Команда С = -ies
Задание - в быстром темпе достать карандаши из своего пенала. Если этот карандаш нужно поставить в стаканчик -s, то команда А должна одновременно хлопнуть в ладоши. Если кто-то «заснул» и не хлопнул, то команда не получает карандаш. Если кто-то хлопнул не на то окончание, то команда штрафуется и теряет карандаш (он возвращается в пенал учителя). Команда, набравшая больше всего очков в конце игры, побеждает.
Хотела поделиться тем, как вместе с детьми создали рифмовку на правило. Когда имя существительное заканчивается на букву Y, а перед ней согласная (пример: baby - babies)
Если перед “Y” согласная,
То “Y” отдыхай,
“I” помогай,
“-ES” прибавляй.
Младшим школьникам нравятся сказки, рифмовки, так на начальном этапе навыков чтения даю такую сказку.
“Учимся читать”
В одном замке под одной крышей
Жили буквы – гласные и согласные.
Замок назывался The ABC.
Согласные со всеми соглашались и
На всё только пикали, мыкали, бекали
И далеко от дома не бегали
[p], [m], [b], [l] etc.
Гласные любили петь долго и протяжно,
Уходили далеко от домика отважно
[ei] [i:] [ай] [u:] [ou] [wai]
Но согласным эта песня не нравилась давно,
Они к гласным подбегали, двери крепко закрывали,
Не пускали их гулять, свои песни исполнять.
Гласные в закрытом доме (слоге) по-другому пели,
С согласными гулять они вовсе не хотели!
(Читаем таблицу-звук [i]: lip, it, sit, fit, bit
Aa [eɪ] pat, mat, bat, rat etc.
Ee [e] met, let, net, red etc.
Oo [o] not, rot, hot, pot, us, etc.
Uu [ʌ] but, nut, mut, run, fun etc.
Но в домике была служанка, немая буква е
Она двери открывала гласным, что были взаперти.
На свободе они снова пели песню алфавита,
Потому что дверь для них была опять открыта!
Like, take, mate, rate, site, bite, note, mute, use
Иногда с собою в пару брали букву Rr
(гласные)
И тогда их песенка другою уж была
Ar, ir, ur, or – [a:] [ɜ:] far, girl, burn, form.
Но были и другие сочетания в домике том,
Согласный + согласный, мы вам их назовём:
ck [k], sh [ʃ], ch [t ʃ], th [ð] [θ], sch [sk], ph [f]
Сказка вся, но в ней намёк –
Запомните, ребята, открытый и закрытый слог!
Но в английских правилах есть много исключений,
Трудно в замок нам пройти совсем без приключений!
Затем вновь закрепляем в игре «ПОМОГИТЕ МИШКЕ!»
1) Делю класс на 2 команды. Представитель команды А выходит к доске, на счет три запускаю таймер и ученик начинает читать слова снизу вверх.
2) Когда водящий дойдет до кроны дерева, останавливаю таймер и записываю результат в колонку команды.
Далее ход переходит к команде В. Смогут ли они прочитать быстрее? Болеем за своих и хлопаем!
3) Когда каждый в классе попробует прочитать, складываю общее время команды. Какая из команд потратила меньше времени на чтение, такая и победила.
(Можно устроить и индивидуальные зачеты). В этом случае ребенок делает несколько попыток, каждый раз стараясь "забраться" по стволу быстрее. Свой рекорд пишет в окошечке и на следующий урок пытается его побить.
Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, то есть стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.
Так в продолжение урока по степеням сравнения имен прилагательных к нам на занятие приходит печальная Царевна Несмеяна, которой не досталось от Ивана комплиментов. Учитель предлагает ее подбодрить (и заодно повторить степени сравнения).
1) Губки лежат словом вниз, дети водят по очереди. Берем одну карточку и делаем комплимент царевне:
- You are the nicest in the world!
- You are the fastest!
- You are the smartest!
- ... etc.
2) После комплимента нужно с закрытыми глазами прикрепить губки на постер с царевной (смачные звуки поцелуя крайне приветствуются).
3) Открываем глаза, проверяем, куда попал поцелуйчик и хихикаем.
С другими частями речи работаем по такому же принципу, отрабатывая нужную Вам структуру.
Отлично подойдет для отработки темы «Город» при изучении местности следующая игра «Шпионы».
1) Все участники получают карточку с местом в городе (у всех одинаковое, например, school), они - МИРНЫЕ. И лишь одному из игроков попадется карточка ШПИОНА - он не знает, где все оказались.
Задача мирных = найти шпиона.
Задача шпиона = угадать место.
2) Ученики по очереди задают друг другу вопросы (любые с нужной грамматикой) про это место и слушают ответы:
- Can you sleep in this place?
- Can you wear shorts in this place?
- Can you talk to a teacher in this place?
- Etc.
Ход переходит по часовой стрелке, спросить можно любого.
Скорее всего, шпион будет отвечать невпопад и ошибаться. Ему нужно постараться скрыть свою неосведомленность.
3) Круг закончился - голосуем за шпиона.
Нашли = победили. Ошиблись = продолжаем игру.
Шпион может остановить игру в любой момент, чтобы назвать место. Угадал = победил, не угадал = сразу проиграл. Поэтому лучше не торопиться.
4) Когда закончится раунд, можно дать ученикам карточки с другой локацией и продолжать веселиться.
Адаптировать эти правила можно для отработки практически любой лексики.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеурочной. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Физкультминутки на уроках английского языка помогают не только развлечь детей, дать им возможность отдохнуть, но и ввести и закрепить лексику по различным темам:
- части тела
- части лица
- цвета
- глаголы движения
- предметы в классе
- еда
- времена года
- музыкальные инструменты
- виды спорта
- животные
- числительные
- распорядок дня
Во время проведения физкультминуток необходимо проговаривать и демонстрировать то, что мы говорим. А дети стараются повторять за нами все действия. Не с первого раза дети смогут повторить слова. Достаточно на первый раз, чтобы дети поймали смысл действий. Когда это задание будет повторяться на следующих уроках, дети постепенно втягиваются, сами повторяют слова и запоминание проходит естественно. Есть ребята, кому дается легко изучение английского языка, и тогда им даю возможность провести разминку.
Нужно учитывать, что физкультминутки необходимы на занятиях, на которых не планируется более одной подвижной игры.
Использование современных педагогических технологий позволяет учителю приобрести новые возможности в традиционном процессе обучения, сделать его более динамичным и эффективным.
Литература
- Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005.
- Филатова В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2014.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Академия, 2008.
- https://www.pinterest.ru/