Статья «Эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Анализ особенностей развития современных детей показал, что современные дети отличаются от детей, которые были несколько десятилетий назад. Это связано с развитием индустриальной и технологической сферы. Ребенок 21 века с рождения окружен различными гаджетами: телевизор, мобильный телефон, планшет, компьютер и др. Социологи, современных школьников, называют поколение Z, это дети, которые без проблем осваивают современный цифровой мир.
На сегодняшний день перед образованием встаёт сложнейшая задача, чтобы найти наиболее эффективные современные технологии для обучения поколения Z. Использование различных видов новейших педагогических технологий позволяет педагогам наиболее продуктивно использовать учебное время и достигать наивысших результатов обученности. При технологическом подходе обучения ориентация направлена на управляемость образовательным процессом, что способствует четко поставленной цели и способов их достижения.
Образовательные технологии представляют собой совокупность специальных методов, средств и форм обучения. В связи с тем, что на данный момент разработано большое количество новейших педагогических технологий, то каждый педагог выбирает для своей деятельности наиболее подходящие.
Самые современные и эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС: информационно–коммуникационная; проектная; модульная; кейс-технология; технология развивающего обучения; здоровьесберегающая.
Информационно-коммуникационная технология отличается от стальных тем, что все дети активно участвуют в образовательном процессе взаимодействуя друг с другом. Во время работы, действия учителя, менее активны, чем у обучающихся, которые занимают более активную позицию. Изучение материала таким способом способствует моделированию различных процессов и явлений, что повышает эффективность усвоения учебного материала. У детей формируются навыки самостоятельного изучения материала, развиваются способности поиска, сбора и анализа полученной информации.
Проектная технология активизирует познавательную деятельность учащихся через творческий подход к созданию проектов. Учащиеся, создавая проекты учатся работать в команде, проявлять творческую инициативу, учатся анализировать информацию, сопоставлять факты, делать выводы и заключение. Это поможет им адаптироваться к дальнейшей жизни.
Кейс-технология – это один из интерактивных методов обучения, который вовлекает в процесс обучения всех учащихся включая педагога. Принцип обучения состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план для каждого ученика – кейс. Педагог может составлять кейсы различных типов: практические; научно-исследовательские; обучающие. Также кейсы могут быть представлены различных типов. У обучающихся развивается умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свою точку зрения.
Изучением теории развивающего обучения занимались ученые И.Г. Песталоцций, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский. Развивающее обучение основывается на индивидуальных качествах и особенностях отдельного ребенка. Данная технология отличается от других тем, что направлена на получение внутренних результатов и развитию теоретического уровня мышления. Ученик – субъект обучения, который в процессе учения меняет себя, у него появляются внутренние познавательные мотивы, идущие от его познавательных потребностей. При выполнении одной и той же деятельности обучающийся может руководствоваться различными мотивами. Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя.
Здоровьесберегающие образовательные технологии направлены на охрану и укрепление здоровья обучающихся, учитывая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка. Важнейшей задачей данной технологии является сохранение здоровья учащихся и педагога, которая реализуется на основе личностно-развивающих ситуаций, опираясь на жизненно важные факторы, благодаря которым учащиеся учатся эффективно взаимодействовать друг с другом. Эти технологии обеспечивают развитие природных способностей учащихся: интеллектуальных, нравственных, эстетических, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Современные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
В настоящее время существует огромное количество эффективных образовательных технологий, поэтому перед педагогом всегда встает проблема выбора, при этом учитываются многочисленные внешние и внутренние факторы для повышения эффективности учебных занятий.