12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Русяева Нина Григорьевна191
Преподаватель русского языка и литературы
Россия, Пензенская обл., Пенза
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

 Тема урока: С. Есенин «Я сердцем никогда не лгу»

(урок-лекция с чтением стихов)

Цели урока:

  • Сформировать у студентов общее представление о патриотическом и гуманистическом пафосе, народности поэзии С. Есенина; ввести учащихся в мир поэта и вызвать у них эмоциональное впечатление;
  • Развитие навыков эмоционального восприятия стихов на основе выразительного чтения;
  • Содействовать нравственному воспитанию студентов; помочь им услышать и понять живой голос поэта, прислушаться к тому, что он любил и ненавидел.

Методическая цель: показать приемы эмоционального воздействия на студентов: выразительное чтение, чтение мастеров художественного слова, слово преподавателя, имеющее целью обеспечить глубокое, эмоциональное восприятие стихов.

Виды деятельности учащихся: заучивание наизусть, слушание художественного чтения.

Форма урока: Урок-лекция с включением в него выразительного чтения стихов С. Есенина.

Оборудование: портрет поэта, поэтические сборники, выставка книг, иллюстрации, плакаты со стихами, магнитофонная запись, музыка.

 

Ход урока

Оргмомент

Работа на уроке.

На доске записать тему, план.

ПЛАН:

Источники творчества поэта: природа, быт народа, народное творчество.

«Чувство Родины – основное в моем творчестве» (С. Есенин).

Родина и революция (1917 года)

«Ты одна мне помощь и отрада»

«Заметался пожар голубой».

«Будь же ты вовек благословенна…»

Урок начинает песня «Над окошком месяц. Под окошком ветер».

– Прозвучала очень красивая раздольная песня, немного грустная. – Вы слышали эту песню? – А кто знает автора стихов?

– Да, это стихи С. Есенина. Мы сегодня и поговорим о его поэзии. И наша задача – войти в этот возвышенный и прекрасный мир. (План, записанный на доске, записывать в тетрадь не надо).

Задание учащимся: подготовить к концу урока устный ответ на вопрос: «Какие стихи вам больше всего понравились и почему?

Слово преподавателя.

С. Есенин – великий русский поэт, личность яркая и неповторимая. В.Г. Белинский сказал, что сила гениального таланта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в лирике Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, плакать и смеяться с поэтом.

Краткие биографические данные сообщит …

Сергей Александрович Есенин родился 03 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии, в семье крестьянина. Учился Есенин в сельской начальной школе, а затем в учительской школе в Спас-Клепиках, в 30 км от Константинова. Сестра поэта вспоминала: « В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село… Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь. Вдали в дымке синеют леса, воздух чист и прозрачен».

4. Преподаватель.

Широкая Ока и синее небо. Тишина, простор. Песни матери, сказки бабушки, мудрые присловья деда. Нелегкий крестьянский труд и быт – вот тот мир, который и породил этот замечательный талант и который стал источником его творчества. Отсюда становится понятной важнейшая тема творчества – тема Родины. «Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве», - говорил Есенин. И для поэта Родина – это, прежде всего, то место, где он родился и вырос. Тот мир, красота которого с годами отлилась в стихи, полные любви к родной земле.

О, Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Русь Есенина – это ощущение красоты, гармонии, раздолья. Бескрайние поля, избы, крытые соломой, вызывают чувство благоговения. Нет ничего дороже родины. Такова основная мысли стихотворения «Гой ты, русь моя родная!»

Чтец: «Гой ты, Русь моя родная!»

Преподаватель: Есенинский взгляд на мир светлый и грустный одновременно. Потому что и сам родной край внешне неброский небогатый. Но он близок сердцу. Послушайте стихотворение «Топи да болота».

Чтец: «Топи да болота».

Преподаватель: Чем трогают эти строки? А тем, наверное, что поэт умеет увидеть красоту во всем. Пусть родимый дом низенький, а северные небеса похожи на дешевый ситец, и хлеба небогатые - все согрето горячей любовью.

Чтец. «Низкий дом с голубыми ставнями».

Преподаватель: Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Любовь к России, кровная связь с народной жизнью помогли Есенину принять революцию. «В годы революции всецело был на стороне Октября, принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», - писал поэт. Новое предстает в его стихах в символическом образе красного коня, который вырастает до космических масштабов, впрягшись в земной шар, вывозит его к новой жизни.

Чтец: Отрывок из 4 главы поэмы «Панкрократор».

Преподаватель: Любовь к Родине слита у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать осталась для него воплощением нравственной чистоты, олицетворением совести. В самые трудные минуты жизни поэт обращался к матери как верному другу. Послушайте одно из стихотворений о матери, называется оно»Письмо матери». Поэт исповедуется перед матерью, как перед Родиной.

Магнитофонная запись (Стихотворение звучит в исполнении народного артиста СССР Всеволода Аксенова).

Преподаватель: Все живое вызывает у Есенина трепетную и глубокую нежность. С необычайной любовью и жалостью писал он о животных. Его «Песнь о собаке», которую он читал Горькому, глубоко тронула великого писателя. В очерке «С. Есенин» Горький вспоминал: «Я сказал ему, что на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных». Я вас попрошу проследить эту мысль Горького в стихотворении «Песнь о собаке!».

(чтение стихотворения преподавателем).

Преподаватель: Я думаю, что вы убедились в том, что эти стихи – это стихи человека, любящего все живое, смотрящего на мир как на единой целое. Как на детей одной матери земли, он смотрел на человека, на природу, на животных. И русская жалость ко всему живому.

Любовь к Родине, матери, природе, к жизни, ко всему живому на земле – это единой гуманистическое чувство. Как утверждение этого гуманистического чувства звучит стихотворение «Собаке Качалова». Послушайте, как задушевно, искренне звучит обращение поэта к Джиму.

(Магнитофонная запись. Читает народный артист СССР В. Яхонтов).

Преподаватель: Наверное, творчество С. Есенина нельзя представить без любовной лирики. Любовь для поэта – это яркое выражение красоты жизни. Поэт пишет о чистой и светлой любви.

Чтец: «Не бродить, не мять в кустах багряных»

Преподаватель: Есенин не переносил фальши, лицемерия, он всегда оставался самим собой. Правдивость была главной чертой его таланта. Поэтому он имел право сказать о себе и своих стихах: «Я сердцем никогда не лгу». Несмотря на сложности и противоречия, Есенин был оптимистом, любил жизнь во всех ее проявлениях. Эта мысль является главной в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу».

Чтец «Мы теперь уходим понемногу».

Преподаватель: Тема утверждения жизни звучит в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу», которое положено на музыку.

Преподаватель: Поэты приходят и уходят, но остается их поэзия. Уйдя из жизни в 30 лет, С. Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследие. Наполненная любовью к людям, к человеку, к красоте родной земли, проникнутая душевной добротой, чувством беспокойства, поэзия Есенина активно живет в наши дни.

5. Беседа по вопросу, поставленному перед лекцией.

– Итак, сегодня мы с вами познакомились со стихами С. Есенина. Давайте же обратимся к вопросу, поставленному перед лекцией.

- Какие стихи понравились и почему?

- А какие чувства у вас вызывают стихи Есенина?

- Назовите основные темы лирики С. Есенина.

6. Итоги урока.

1. Отметить выразительное чтение.

2. Поставить оценки.

Задание на дом:

Выучить стихотворение С. Есенина и определить основную тему.

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.