12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Марина Панфилова118
Россия, Свердловская обл., Полевской

Выступление на родительском собрании в подготовительной группе на тему: «Готовность детей к школе»


Цель родительского собрания: Актуализировать знания родителей по проблеме готовности к школе.

Аудитория: родители подготовительной к школе группы.


Добрый вечер, уважаемые родители! Рада вас всех видеть. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о подготовке детей к школе.


Из чего же складывается готовность к школе? Как она формируется? Можно ли ее развивать у ребенка? На эти и другие вопросы мы с вами попробуем найти ответы.


Игровое упражнение.  Скажите, пожалуйста, как вы думаете, какими качествами должен обладать будущий первоклассник? Психолог записывает все предложенные качества на доске.


Итак, поступление в школу – это один из важных этапов в развитии ребенка, а готовность к школе – итогом предыдущих 6-7 лет его развития.

Только зрелый, «сложившийся» дошкольник психологически готов к обучению в школе.

Поступление в школу – переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не только приятными ожиданиями и волнениями, но и массой проблем и тревог. Родителей будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школьному обучению.


Критерии готовности детей к обучению в школе:

Физическая готовность

Психологическая готовность:

Интеллектуальная сфера (познавательная)

Мотивационная сфера

Личностная сфера (социально-психологическая)

Эмоционально-волевая сфера


Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка, например, хорошо ли ребенок видит, слышит, развита ли у него координация моторных навыков, может ли он играть в мяч, прыгать, бегать, может ли спокойно посидеть в течение некоторого времени, выглядит ли ребенок здоровым, бодрым.


Психологическая готовность:

Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Давайте посмотрим на примере, как можно проверить уровень осведомлённости у детей:

Назовите дату своего рождения.

Назовите имя отчество своих родителей.

Назовите место работы мамы, папы.

Кем работает мама, папа?

Назовите свой домашний адрес и др.

Сейчас мы с вами посмотрим как можно проверить уровень развития общего мышления и информированности детей:

Какое животное больше - лошадь или собака?

Днем светло, а ночью?

Груши, яблоки, апельсины. Что это? И др.


Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу, принятие «роли ученика». Чаще всего ребенок личностно дозревает к 7 годам. К этому времени учебная мотивация становится ведущей. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом («Там много ребят, и можно будет играть с ними») не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Многие учителя ориентированы на игровой мотив у первоклассников, и поэтому процесс обучения строят, используя игровые формы обучения.

Чтобы помочь ребенку сформировать школьную мотивацию, нужно:

Обеспечить достаточное количество времени для свободной игры. Нельзя подменять в дошкольном возрасте игровую деятельность учебной.

Поддерживать с ребенком теплые отношения.

Учить ребенка новому в соответствии с его ведущей деятельностью.

Расширять сферу собственных интересов.

Обеспечить ребенку как можно более свободное пространство для активности.


Личностная (социально-психологическая) готовность – включает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной роли – школьника, имеющего круг обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольником, положением в обществе. Это готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности в целом и включает формирование таких качеств, которые помогли ребенку общаться с учителями и одноклассниками. Это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми. Сознательная регуляция поведения и деятельности человека, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия, стоящие на пути к цели.

На примере давайте посмотрим игру «Ситуации», которая помогает развивать речевые навыки, способность вступать в разговор, понимать окружающих.

Ты случайно обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли.


Эмоционально-волевая готовность. Начало школьного обучения – время стресса для ребенка, и ребенок должен заранее быть к этому готов. Он вынужден иметь дело с собственным хаотичным внутренним миром, он сталкивается с эмоциональными всплесками окружающих. От того, насколько оснащенными знаниями и навыками он будет в мире человеческих эмоций, зависят его успехи и психологическое самочувствие.

Как можно помочь ребенку научиться понимать себя?

Наблюдайте за сменой эмоций ребенка и говорите ему о том, что с ним происходит. Например, «Похоже, ты сейчас расстроен», «Ты, наверное, сейчас злишься, как тигр», «Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик».

Не бойтесь, показывать свои эмоции и также называйте их, как вы называете эмоции ребенка. Например: «Я злюсь, когда меня не слушают», «Я горжусь своими успехами».

Побуждайте ребенка выражать свои чувства – дайте понять ребенку, что нечто важное заключено у него внутри, что вы интересуетесь этим содержанием. Например, чтобы узнать, что ребенок чувствует, используйте: картинки, вырезанные из журналов, цветную бумагу, пластилин, игрушки, изображающие животных.

Играйте в специальные игры, которые способствуют развитию понимания себя. Например, игра «Плохое и хорошее» - вечером выделите время, чтобы каждый член семьи смог рассказать 2 хороших и 2 плохих эпизода прошедшего дня. Но начинать нужно с плохих, чтобы закончить на позитивной ноте.

Как можно помочь ребенку управлять своими чувствами?

Создавайте уникальные средства улучшения настроения, например: когда грустно, можно устроить костюмированную вечеринку, включить веселую музыку, посмотреть домашние любимые фото и др.

Учите ребенка обращаться с неприятными эмоциями, управлять ими. Все эмоции важны и нужны для определенных целей. Например, для снижения гнева у ребенка, можно предложить ему: поиграть в активные игры, побыть в одиночестве, порисовать, пораскрашивать картинки, посмотреть мультфильм.

Как можно научить ребенка распознать эмоции окружающих?

Смотрите вместе с ребенком кино, мультфильмы, во время просмотров задавайте ребенку вопросы: «Что сейчас чувствует герой?», «Как ты понял, по каким признакам, что он сейчас переживает?»

Читайте книги – «Что почувствовал герой?», «Бывают ли такие чувства у тебя?»

Помогайте ребенку анализировать чувства окружающих людей. Например, игра «Внутри и снаружи», если вы узнали о важном эпизоде в жизни ребенка. Попробуйте оживить его – нарисуйте вместе рисунок, инсценируйте этот эпизод и т.д.

Изучайте признаки эмоций – жесты, выражения лица, мимика, голос, играйте в такие настольные игры, изображайте эмоции, рисуйте их.

Как можно научить понять ребенка, что наши действия и состояния воздействуют на окружающих людей?

Игра «Что будет, если…» - «Что будет, если принесешь маме вкусный чай?», «Что будет, если обманешь своего друга?» и т.д.

Наиболее распространенная ошибка взрослых - оценка подготовленности ребенка к школе, прежде всего, по уровню его интеллектуального развития. Многие считают, что необходимое условие подготовленности – максимально больший объем знаний, который должен иметь дошкольник. Старания родителей при этом не знают меры, а психолого-физиологические возможности детей в расчет вообще не учитываются, не принимаются. Родители, не научив ребенка элементарным навыкам самообслуживания, загружают его всевозможными сведениями, не учитывая возрастные особенности.


Проблемы у школьника возникают зачастую потому, что многие взрослые плохо себе представляют, какие же физиологические особенности ребенка позволяют говорить о степени (показателях) его готовности к школе. В большинстве случаев подготовка к школе подменяется вредным натаскиванием как дома, так и в дополнительных подготовительных учреждениях. Вырабатывается неправильное отношение к школе, неумение трудиться и учиться вообще, неумение решать разного рода задачи, возникающие в общении, например, понимать и принимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с собственными. Детей очень часто в силу разных причин родители заставляют осваивать большую часть программы первого класса, и тем становится в школе просто неинтересно и скучно.

Психолого-физиологическая готовность к школе возникает естественным путем при нормальном развитии дошкольника; имеется в виду, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми как в сюжетно-ролевые игры, так и в игры по правилам. Он рисует, лепит, раскрашивает картинки, занимается с разнообразными конструкторами, пытается играть на инструментах (бубне, дудке, барабане) и, конечно же, слушает сказки и рассказы. Чтение взрослых детям должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка. Вырастая в такой атмосфере, ребенок к 6 годам, а порой и раньше, сам стремиться научиться читать, считать, и в этом на первых порах ему вполне могут помочь, не нарушая методики, окружающие его близкие взрослые. И все это происходит естественно, без лишнего напряжения в виде специальных уроков.

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки (лепка, рисование, застегивание пуговиц, конструирование, заплетение лент, завинчивание крышек, показ стихотворений, переборка круп, игры в мяч, мозаика)

Занимаясь с ребенком, ставьте перед ним задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавайте ситуации, побуждающие к активизации знаний, умений, прошлого опыта. Не давайте готовых ответов, помогайте в поисках способов действия. Учите планировать свою работу, обдумывать решение, осуществлять самоконтроль. Побуждайте к творческой деятельности. Для развития этих качеств полезны загадки, головоломки, лото, домино, занимательные задачи, разные картинки, мозаика.

Что касается определения степени готовности ребенка к школьному обучению, то надо хорошо усвоить такую вещь: самый главный показатель готовности к школе - это умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция — это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что-то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию.

Второй показатель: умеет ли ребенок элементарно спланировать свою работу. Попросите его сложить мозаику по рисунку и посмотрите внимательно, как он это сделает: просто так будет брать фигурки или положит перед собой рисунок, отберет нужные цвета, нужные фигурки? Какое-то элементарное планирование есть? Если нет, то учиться ему будет очень трудно. 

Третий показатель — умение исправлять то, что он делает неправильно. Если ребенок сделал задание кое-как и результат его не интересует, значит, этого компонента деятельности нет.

Еще один, не менее важный, показатель — умеет ли ребенок принимать помощь? Умеет ли он попросить помощь, умеет ли он сказать «я не понял», «я не знаю»? До тех пор, пока ребенок не умеет всего этого, ему будет очень сложно учиться. Но это не значит, что ребенок должен научиться этому сам. Его надо учить. Но если ребенок не может сосредоточиться даже три минуты, и ему еще нет шести лет, стоит годик с ним поработать — в игре, в спонтанной деятельности. Все можно организовать так, чтобы ребенок не испытывал насилия, а получал от обучения удовольствие. Работая с ребенком, ни в коем случае нельзя спешить. 

Воспитание в ребенке желания и умения учиться должно заключаться в выработке и поддержании интереса к познанию, в развитии способностей: познавательных (внимания, памяти, мышления, восприятия, речи), рефлексивных, творческих и др. Многие родители не понимают, что именно от них, а не от воспитателя, учителя, зависит школьное благополучие ребенка. Именно от их поведения как в дошкольный период, так и во время обучения ребенка в школе. Если в семье малыша не ругают, когда у него что-то не получается, а всегда пытаются понять причину неуспеха, неудачи, обсудить ее с ребенком и помочь ему; если всячески показывают доверие к ребенку, программируют его на успех, если эмоционально благоприятная обстановка считается в семье нормой, то вероятность школьной дезадаптации очень мала. Только позитив, любовь, понимание, доверие и родительский пример воспитывают доброту, внимательность как качество личности, целеустремленность, самостоятельность и ответственность. 


Игровое упражнение.  А теперь снова скажите, пожалуйста, как вы думаете, какими качествами должен обладать будущий первоклассник? Психолог снова записывает ответы на доске, и теперь ответы сравниваются с ответами, данными ранее.

Таким образом, о готовности ребенка к школе нужно судить не только по его интеллектуальным умениям. Необходимо также учитывать возрастные особенности ребенка; научить завязывать взаимоотношения с ровесниками и взрослыми – чем больше круг общения у ребенка, тем он лучше адаптируется, социализируется в школе; показать и научить ребенка, что все чувства могут быть приняты и выражены в приемлемой форме, учить снижать интенсивность негативных чувств и др. Во время обучения использовать игровую форму обучения, и обучать в контексте жизни!

Какие у вас есть вопросы, задавайте, я постараюсь на них ответить. Предлагаю вашему внимаю буклеты, здесь кратко отражена данная информация.

Я искренне надеюсь, что представление о том, что такое готовность детей к школе, вы получили; и что данные знания помогут вам воспитывать ребенка гармоничной личностью и самим расти вместе с ним! Успехов вам! Всего доброго! До свидания!



Буклет "К школе готовы!"
JPG / 238.91 Кб






7


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 16.11.19 в 10:14 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Нужный, насыщенный, познавательный для родителей материал!
Марина Панфилова, 16.11.19 в 21:19 0 Ответить Пожаловаться
Наталья Федоровна, огромное спасибо!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.