Урок «Русская лапта – способ повышения двигательной активности обучающихся» (Физкультура, 6 класс)
карта урока физической культуры в 6 А классе
Тема урока: «Русская лапта – способ повышения двигательной активности обучающихся. Умение работать самостоятельно с карточками. Ловля и передача малого мяча. Взаимодействовать со сверстниками в процессе игры по упрощенным правилам в лапту.
Учитель физической культуры: Балашова Марина Владимировна МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области
Раздел: Лапта
Дата проведения: 21 сентября2017 год
Номер урока: Урок № 12
Место проведения: открытая спортивная площадка
Инвентарь и оборудование: секундомер, свисток, биты (разного размера), мячи для большого тенниса (20 мячей), горизонтальные и вертикальные препятствия.
Тип урока: урок совершенствования техники ловли и броска малого мяча.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, коллективная, парная работа.
Технологии: дифференцированного похода, индивидуально-личностного обучения, здоровьесберегающие, игровые и соревновательные.
В классе находится 18 обучающихся.
Планируемые результаты: Предметные:
научаться: объяснить в доступной форме технику выполнения ловли и передачи малого мяча в парах; анализировать и находить ошибки; эффективно их исправлять; могут научиться: оказывать посильную помощь и поддержку своим одноклассникам при выполнении заданий; доброжелательно подмечать ошибки и подсказать их способы устранения.
Личностные (ЛР)
Формирование и чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности: развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Метопредметные (МПР)
П — умение искать и выделять необходимую информацию, делать правильные выводы о правильности высказываний, делать умозаключения, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Р— определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
К — овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникация как сотрудничество, работать в паре, в группе в соответствии с правилами поведения и этикета и техники безопасности.
Цель: развитие интереса обучающихся к русским народным традициям, играм и универсальных способностей посредствам двигательного и коммуникативного опыта обучающихся в спортивно — игровой деятельности.
Образовательные задачи:
1.Повторение правил игры «Лапта».
2 Формирование навыков техники ловли и передачи мяча.
3. Воспитание координационных качеств, ловкости, укрепление здоровья, привитие интереса к здоровому образу жизни по средствам игры «Лапта».
4. Снятие эмоционального стресса, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма.
Ход урока
№ |
Этап урока |
Цель урока |
Виды деятельности учителя |
Виды деятельности обучающегося |
Дозировка |
УУД |
1 |
Вводная часть урока |
Психологический настрой на работу |
Организационный: Построение. Сообщение УЗ . |
Построение, рапорт |
1 мин. |
Личностные: ознакомить обучающихся с целью и задачами урока, настроить на урок. |
2 |
Мотивация к уроку |
Создать мотивацию к уроку. Знакомство с целями и задачами урок. |
Перед вами лежат биты (разного размера), мячи для большого тенниса (20 мячей). Попробуйте самостоятельно определить, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? |
«Лапта» – способ повышения двигательной активности обучающихся. Умение работать самостоятельно с карточками. Ловли и передачи теннисного мяча. Взаимодействовать со сверстниками в процессе игры по упрощенным правилам в лапту. |
1 мин |
1.Регулятивные: установить роль разминки при подготовке к работе на уроке и ее влияние на организм, в данной работе.. 2. личностные: подготовить организм занимающихся к работе на уроке 3.Коммуникативные: контролировать и оценивать процесс и результат . |
3 |
Актуализация знаний. |
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений |
Даёт команды: Разминка (ОРУ на месте и в движении). Обратите внимание на дыхание и осанку. При беговых упражнениях правильно держать спину, следить за движением работы рук, ног и дыханием. |
Выполняют общеразвивающие упражнения на месте и в движении: Кисти рук в «замок». Кистевое вращение. Вращение рук вперед и назад, в сочетании с перекатом с пятки на носок. Наклоны на каждый шаг. Выпады на каждый шаг. 3. Бег (темп спокойный) Бег приставным шагом правым, левым боком. Бег с захлестыванием голеней спиной вперед. Бег с захлестыванием голеней назад. Бег с высоким подниманием бедра. Челночный бег (беговые упражнения выполняются на игровой площадке) Обратно учащиеся возвращаются медленным шагом, восстанавливая дыхания. Равномерный бег: 500м |
5 мин 4рх4 серии 6-8 раз 2 мин |
Познавательные: виды физических упражнений, которые обеспечивают эффективное решение поставленных задач. Регулятивные: установить роль разминки при подготовке к работе на уроке и ее влияние на мышцы, участвующие в данной работе.. . |
4 |
Операционно-содержательный этап урока. |
Частично-поисковая деятельность, поиск проблемного вопроса, проблемная ситуация. |
Проблемная ситуация: Кто сможет показать, как надо правильно передавать и ловить мяч? |
Обучающиеся предлагают свои варианты. |
2 мин |
1.Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. 2.Коммуникативные Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, уметь проявлять себя. 3. Познавательные: Логические -осуществляют поиск необходимой информации |
5 |
Первичное осмысление |
Совершенствование ловли и передачи малого мяча |
Объясняет задание, показывает и вводит мяч в игру. Осуществляет мотивацию |
1. Упражнения ловли и передачи малого мяча (количество повторений 9-10 раз). В высокой стойке подбросить мяч одной рукой вверх над собой и поймать в «ловушку» (ладони соединены, пальцы врозь и слегка согнуты). Подбросить мяч вверх над собой, повернуться кругом и поймать мяч двумя руками. Подбросить мяч над собой, повернуться на 360° и поймать мяч. Подбросить мяч над собой, присесть и поймать. Подбросить мяч вверх – вправо, влево, вперед, назад, сместиться под мяч и поймать его. 2. Упражнение в парах (количество повторений 6-8 раз): Прямая передача мяча от плеча через площадку. Один игрок набрасывает мяч по средней (или высокой) траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном направлении. Первый игрок бросает мяч с достаточной силой о пол, второй игрок его ловит после отскока и выполняет бросок в обратном направлении. Один игрок стоит спиной к партнеру, который, бросая ему мяч, произносит: «хоп» и т.п. тот быстро разворачивается и ловит его. Игрок с мячом отворачивается, второй игрок произносит: «пас» и т.п. первый игрок разворачивается и передает пас. Перекатывание мяча по площадке. |
2 мин 2 мин |
1.Предметные: умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность. 2.Личностные: формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе. 3.Регулятивные: формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем. |
6 |
Самостоятельная работа |
Продемонстрировать передачу и ловлю малого мяча. |
Контролирует правильность выполнения, подмечает ошибочные (неточные) действия обучающихся исправляет индивидуальные ошибки обучающихся, дозирует нагрузку. . |
Упражнение в тройках (количество повторений 5-6 раз): Первый игрок передает пас второму игроку, второй третьему и в обратном порядке. Тоже, но игроки меняются местами. Первый игрок передает мяч второму игроку, второй передает мяч третьему, третий прямую передачу первому. Тоже, но игроки меняются местами. Первый игрок катит мяч по полу второму игроку, второй делает передачу третьему, третий – прямую передачу первому. |
3мин |
1.Предметна: формирование умения применять полученные знания на практике. формирование умения применять полученные знания на практике. 2.Регулятивные. принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; принимают инструкцию педагога понимают значение знаний для человека и принимают его. |
7 |
Творческая деятельность |
Сообщение информации о народной русской игре «Лапта» |
Кто знает историю возникновение игры «Лапта». |
«Эта народная игра - одна из самых интересных и полезных игр… В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места…» А.И.Куприн. (известный русский писатель) С древнейших времен до нас дошли сведения об играх с мячом. Одной из таких игр является «Лапта» - старинная русская игра. В старину ее именовали по-разному: «сговорка», «хлапта», «тяга»... Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе. Следует отметить, что лапта - не только русская игра. Норвежские археологи при раскопках находят биты для игры в лапту, которая у викингов пользовалась успехом. Без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и более старших поколений. Еще во времена Петра I лапта была не только любимейшей молодецкой забавой, но и входила в программу физического развития солдат Преображенского, Семеновского и Шевардинского полков. Полководец Александр Суворов также применял игру в качестве средства тренировки солдат. А, начиная с 17-го года 20 века, лапта входила в обязательную подготовку красноармейцев, однако не прижилась и была незаслуженно забыта. |
2 мин |
1.Предметные: строить речевые высказывание в устной форме. |
8 |
Игра «Лапта» |
Совершенствование техники передачи малого мяча развитие силы, координации, точности движений и глазомера. |
Учитель строит класс, делит на 2 команды (расчет на 1-2), проводит инструктаж по технике безопасности во время игры в лапту, рассказывает о правилах игры в спортивную лапту. 3. Сайт федерации лапты России www.lapta.ru Учитель судит игру и подмечает ошибки. |
Ученики выбирают капитанов команд. Капитаны проводят жеребьевку с помощью лаптежной биты.
Мини-лапта по упрощенным правилам. |
15 мин |
Предметные: формирование навыков передачи и ловли мяча на дальность. Регулятивные: формирование навыков решение практических задач. Личностные: оценивать игровые ситуации и поступки игроков по команде. Познавательные: общеучебные: уметь обобщать информацию и делать выводы; Коммуникативные: умение работать в коллективе в соответствии с правилами поведения и этикета и техники безопасности. |
9 |
Рефлексия учебной деятельности |
1.Организационно-методическая: Обобщить полученные на уроке сведения |
Построение. Выставление оценок и комментирование индивидуальных успехов и затруднений. |
Проводит беседу Выполнили ли цель и задачи, которые каждый ставил перед собой в начале урока? Какие упражнения на уроке удалось выполнить лучше всего? Какие упражнения со скакалкой или эстафеты вы будете выполнять дома или во дворе? |
5 мин |
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свое мнение. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |