12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сироткина Светлана Викторовна40
Учитель высшей категории, стаж работы 22 года.
Россия, Мордовия респ., Саранск

Цели урока:

 Продолжить знакомство с творчеством Н.В.Гоголя, показать мастерство Гоголя-художника. Совершенствовать умение анализировать художественные произведения. Исследовать роль цветовых эпитетов в повести “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

Задачи:

• углубить представление учащихся о творчестве Н.В.Гоголя.

• совершенствовать навыки анализа художественного текста.

• развивать устную речь.

• способствовать воспитанию чувства прекрасного, прививать внимательное отношение к слову.

Оборудование:

Портрет Н.В .Гоголя работы Ф. Моллера , репродукции картин, рисунки учеников, текст повести “Вечера на хуторе близ Диканьки”, ПК, проектор, экран.


 

Ход урока.

 

Орг. момент:

Вступительное слово учителя:

Прочитана последняя страница "Вечеров на хуторе близ Диканьки", одного из самых ранних произведений Николая Васильевича Гоголя. Наследие Гоголя обширно и многообразно. Знаток фольклора и мастер бытоописания, сатирик и мыслитель, проникновенный лирик и блестящий фантаст - и все это сконцентрировано в одном человеке-художнике. А каждый большой художник - это целый мир.

Оказавшись в мире гоголевских повестей, ощущаешь их богатство и неповторимую красоту. А красота - это всегда загадка! И у Гоголя она существует, и никто еще не разгадал до конца загадки этого удивительного писателя.

Произведения большого художника всегда глубоки и многогранны. Может быть, поэтому к ним можно возвращаться и перечитывать несколько раз в жизни. Но первая встреча с творчеством художника - самая яркая и эмоциональная.

Так А.С. Пушкин под впечатлением от только что прочитанной книги писал: "Сейчас прочел "Вечера на хуторе близ Диканьки". Они изумили меня". ( Портрет Пушкина на экране )

Беседа:

Учитель : Чем могли ранние повести Гоголя крайне удивить А.С. Пушкина? Может быть, кто- то осмелится предположить?

/ 1. Персонажи : сказочные и обыкновенные люди.

2. Фольклорные элементы: в основе рассказов сказочные, фантастические сюжеты, что делает описание традиций, обычаев, своего народа.

3. Описание природы : природа не фон для действия,а один из героев повестей.

4. Язык художественного произведения. /

Учитель: Да, все это было открытием прошлых уроков. А впереди нас ждет еще одно открытие, мы сделаем его, обращаясь к языку повести. Вопросы ( на экране ).

1. Почему строки писателя приобретают необычную яркую живопись?

2. Какими способами автор создает цветовую картину мира?

Многие исследователи творчества Н.В. Гоголя так же, как и вы восхищались необычною красочностью его стиля.

Одно из высказываний о живописной прозе Гоголя мы взяли в качестве эпиграфа для нашего урока: "Гоголь не пишет, а рисует; его изображение дышит живыми красками действительности. Видишь и слышишь их" ( В .Г. Белинский)

Гоголь был одним из самых удивительных и своеобразных мастеров художественного слова. В "Вечерах..." строки писателя приобретают необычайную живописную яркость, а сцены, которые он изображает, становятся зрительно ощутимыми. Что придает необычайный блеск слову? Какими способами создает Гоголь яркую цветовую картину мира? Какую тайну хранит великий художник? Мы попытаемся разгадать эту тайну сегодня на уроке "Живописное слово Гоголя". Без чуткого, внимательного отношения к языку писателя невозможно понять его творчество.

С основными средствами выразительности мы с вами знакомы. Это (перечисляем их - запись на доске) сравнения, эпитеты, метафоры. Дома вы работали по группам, у каждого было свое задание, я просила вас найти примеры тех или иных выразительных средств, обращаясь к текстам повести. Начнем со сравнений.

( Ответы учеников ).

Учитель : Еще один способ усиления яркости цвета использовал Гоголь. Он применяется и в живописи, чтобы обратить внимание на какую-то деталь, что-то выделить?

Как называется этот способ? / /Контраст, или противопоставление. /

Учитель: очень сложно использовать в художественном тексте цветовые контрасты. Но Гоголь очень удачно воспользовался этим приемом. Приведите примеры.

/ "Незаплетенные черные косы метались по белой шее". /

Учитель: Можно было сказать по "нежной шее". Что от этого изменилось?

/ Нет контраста, и мы не так ярко видим предмет. /

Контраст - любимый прием Гоголя. В одной из своих статей он писал: "Истинный эффект заключен в резкой противоположности; красота не бывает ярка и видна как в контрасте".

Великий талант Гоголя, как художника слова, заключается, наверное, еще и в том, что писатель сумел, казалось бы, словам возвращать их первозданный смысл, усиливать их изобразительные возможности, одним словом, из обычного делать совершенно что-то неожиданное. Так он поступает с эпитетами, которые обозначают цвет.

Учитель: на какие эпитеты вы обратили внимание, чем они показались вам интересны?

( Группа по эпитетам )

Вывод:

Без этих средств мы не смогли бы представить летний день в Малороссии, почувствовать тишину и покой, которые царят в жаркий полдень.

Учитель: Попробуем вернуть вас в волшебный мир слова Н.В.Гоголя.

(Звучит аудиозапись: отрывок из "Сорочинской..."). Удивительно красиво.

Учитель: Как Гоголь возвращает этим словам их первозданную свежесть и при их помощи вызывает у нас яркие образы?

Вот два эпитета к очам Оксаны:

- в одном случае- "черные очи Оксаны"

- в другом месте -"блестящие черные очи Оксаны".

В чем отличие этих двух описательных оборотов?

/ В первом случае "черные" передает только цвет, а в сочетании "блестящие черные очи" - появляется эмоциональная оценка. /

Учитель: Как вы представляете себе такие глаза?

/ Живые, с задором. Может быть, блестят от любви. /

Учитель: Но в тексте этих слов нет? Как сумел это сказать нам Гоголь?

/ Соединил эпитеты вместе. /

Вывод:

При помощи присоединения к существительному еще одного определения усиливается эмоциональность. В результате совершенно по-новому начинают звучать привычные словосочетания, как бы превратившись в горящую живопись.

Учитель: Работа над цветом сложна не только в живописи.

Я знаю, что вы на уроках ИЗО работали над иллюстрациями к "Вечерам...".

Скажите легко ли вам было иллюстрировать? Что помогало подбирать краски?

/ Слово Гоголя, наводило на определенные цветовые решения, подталкивало, подсказывало. /


 

Прошу прокомментировать ребят свои иллюстрации к "Ночи перед рождеством". Слово авторам.


 

Учитель: Работа над цветом сложна не только в живописи.

Чем является цвет в живописи?

/ Выразительным средством: цветовые эпитеты. /

Учитель: Случайно ли использование цвета у Гоголя?

/ Нет. /

Учитель: Чем же будет являться цвет в произведениях Гоголя наряду с эпитетами, метафорами, сравнениями?

/ Выразительным средством. /

Учитель: Вы правы. Русский поэт начала XX в. А .Белый , исследуя мастерство Гоголя, вводит новое выразительное средство, которым пользовался писатель - цветопись ( запись на экране ).

Цветопись одно из индивидуальных выразительных средств, которое использует писатель в своих произведениях. Это ваше самостоятельное открытие. Таких открытий при встречах с творчеством Н.В.Гоголя будет у вас еще много, потому что Гоголь велик, мир его произведений неисчерпаем. Счастливых встреч и открытий!

Домашнее задание:

Сосредоточьте свое внимание на результатах нашего урока. Я знаю, что вы не все закончили работу над иллюстрациями к "Вечерам...". Думаю, что после нашего урока, где вы узнали о цветовых эпитетах ( цветописи ) вам есть чем наполнить свои работы, которые вы представите на следующем уроке.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.