Конспект занятия по математике в старшей группе «Встреча с героями сказки "Репка"»
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого развития воспитанников
№93 « Ласточка»
Конспект
занятия по математике
в старшей группе
«Встреча с героями сказки «Репка»
Подготовили: Воспитатели I квалификационной категории Чикурова О.А. Габзагирова Э.Р. |
Цель: Активизировать умственные способности детей, логическое мышление, творческие способности детей, поддерживать интерес к сказке, способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызывать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.
Задачи:
Обучающие: Продолжать учить отвечать на вопросы, составлять и решать задачи , закреплять счет в пределах 20, совершенствовать пространственную ориентировку, умение составлять числа из счетных палочек, закреплять умение работать с цифрами. Развивающие: Развивать внимание, интерес к математике, мышление; Воспитывающие: Интерес к математике, аккуратность при работе с карандашами.
Оборудование : столы, доска, стулья. персонажи сказки, счетные палочки, цветные карандаши.
Демонстрационный материал: Картина по сказке «Репка», персонажи сказки, лист разделенный на квадраты в центре нарисован флажок; плакат с изображением с геометрических фигур.
Раздаточный материал: Счетные палочки (на каждого ребенка), карточки с пропущенными цифрами (на каждого ребенка), карточки разделенные на 9 квадратов в центре нарисован флажок (на каждого ребенка); карточки с геометрическими фигурами (на каждого ребенка), пенал с цветными карандашами.
Предварительная работа с детьми: Чтение сказки «Репка», отгадывание загадок, решение задач, работа со счетными палочками, работа с цифрами, работа по ориентировке на плоскости и в пространстве.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, посмотрите-ка, у нас сегодня гости. Они пришли посмотреть чему вы научились за этот год. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь внимание на меня. Сегодня мы с вами отправимся в необычную сказку, а в какую вы сейчас узнаете. Посмотрите на доску, на ней расположены буквы. Буквы все между собой перемешались и их надо расставить по порядку и в этом нам помогут цифры которые расположены по буквами.
(Один ребенок по желанию выполняет задание на доске).
Воспитатель: получилось «РЕПКА». Молодцы, ребята! Мы отправимся в математическую сказку, которая называется «Репка». Напомните мне как начинается сказка.
Дети: Посадил дед репку.
Воспитатель: Поливал ее, рыхлил, разговаривал с ней. А знаете о чем дед разговаривал с репкой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Дед задавал разные вопросы репке, но репка не могла ответить на все вопросы. Ребята, давайте репке поможем ответить на вопросы.
( Дети встают в круг, а воспитатель кидает в руки детям мяч и задает вопросы).
- Сколько всего времен года?
- Назови их.
- Какое сейчас время года?
- А какой сейчас месяц?
- Когда мы делаем зарядку?
- Когда мы спим?
- Сейчас день или ночь?
- Ужинаем когда?
- Сколько дней в неделе?
- Назовите мне выходные дни.
- Назовите первый день недели,
- Если сегодня пятница, то вчера какой день недели был?
- Короткий, а наоборот?
- Высокий, а наоборот?
- Сладкий, а наоборот?
- Широкий, а наоборот?
- Маленький , а наоборот?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ответили на все вопросы. А сейчас проходите к столам и займите свои места. Садитесь по удобнее, спину держим прямо.
( На доске картина по сказке «Репка» и дед)
Ребята, посмотрите на доску. Растет репка большая-пребольшая, не по дням, а по часам. Пришел дед в огород, хотел вытянуть репку. Тянет по тянет, а вытянуть не может. Кого он позвал на помощь?
Дети: Бабку.
Воспитатель: Позвал он на помощь бабку. А бабка говорит: «Некогда мне. Я не могу справиться с головоломкой. Вот когда справлюсь – помогу». Давайте, ребята, поможем бабке.
Ребята, вам надо с помощью счетных палочек выложить цифру 3, добавьте еще палочки чтобы получилась цифра 8, уберите одну палочку чтобы получилась цифра 9, и еще уберите одну полочку чтобы получилась цифра 5.
Справились с заданием?
Дети: Да!
( На доске появляется бабка)
Воспитатель: Теперь бабка поможет деду репку тянуть. А справятся они вдвоем?
Дети: Нет не справятся.
Воспитатель: Кого они позвали?
Дети: Внучку!
Воспитатель: А внучка говорит: «Некогда мне. Я уроки делаю. Да задание очень трудное, да не одно». Поможем, ребята, внучке?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат листочки на которых на писаны цифры, но там не все цифры. Вам надо дописать все пропущенные цифры от 0 до10. 0..23….6..8..10
Воспитатель: Справились с заданием? А сейчас поменяйтесь листочками друг с другом и проверте правильно ли ваш сосед выполнил задание.
( Взаимоконтроль)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы должны помочь внучке составить и решить задачи по картинке. Прежде чем мы будем составлять и решать задачи давайте вспомним сколько частей в задаче.
Дети: 4 части. 1- условие, 2-вопрос, 3- решение, 4- ответ.
(одна задача на сложение, одна на вычитание и задачки в стихотворной форме).
1.
Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук.
2.
Стала курица считать
Маленьких цыпляток:
Желтых пять и черных пять,
А всего… (десяток).
3.
Три пушистых кошечки
Уселись на окошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?
4.
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал -
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди?
5.
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?
6.
Шесть ворон на крышу село,
И одна к ним прилетела.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием, помогли внучке.
( На доске появляется внучка)
Воспитатель: Вытянут они втроем репку?
Дети: Нет!
Воспитатель: А кого они позвали на помощь?
Дети: Жучку.
Воспитатель: А Жучка говорит ,что она тоже не может. У нее задание трудное. Вот справится с ним, тогда поможет.
- Ребята, поможем Жучке?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, возьмите листок на котором по середине изображен флажок, вам нужно дорисовать предметы вокруг флажка.
Сверху над флажком нарисуйте цветочек; под флажком – грибочек; справа от флажка – мяч; слева от флажка – елочку; в верхнем правом углу – облако; в нижнем левом углу нарисуйте домик; в правом нижнем углу – бабочку, в верхнем левом углу солнышко.
( Один ребенок по желанию делает на доске, воспитатель диктует)
Воспитатель: Посмотрите, правильно ли нарисовал Ярослав (ребенок у доски)? У всех ли так?
Дети: Да!
Воспитатель: Молодцы! Помогли и Жучке.
( На доске появляется Жучка ) .
Воспитатель: Смогут ли они вчетвером вытянуть репку?
Дети: Нет!
Воспитатель: А кого они позвали?
Дети: Кошку!
Воспитатель: Пока кошку звали, да искали, герои сказки отдыхали и мы с вами давайте отдохнем.
Физкультминутка на ковре игра «Найди свое место с цифрами».
Воспитатель: Ребята, у каждого на столе лежит карточка с цифрой, возьмите карточку и выходите на ковер, будет играть. Пока я стучу в бубен вы ходите, прыгаете, но как только я перестану стучать в бубен вы должны построиться по порядку. После того, как дети построились по порядку воспитатель просит детей посчитать прямым и обратным счетом и назвать соседей цифр 4,6,9,14,17,19.
Воспитатель: Отдохнули и дальше принялись за работу. Проходите, ребята, за столы, садитесь на стульчики не забывайте держать спину прямо.
Ну, вот нашли они кошку. А кошка оказывается нас с вами ждет, одна с заданием справиться не может. Поможем ей?
Дети: Да!
Воспитатель: Нужно сравнить числа и поставить правильный знак сравнения. Ребята, а какие бывают знаки сравнения?
Дети: Больше, меньше и равно.
(Дети по желанию выполняют задание на доске).
6 и 8
5 и 5
7 и 3
Воспитатель: И с этим задание справились!
( На доске появляется кошка)
Смогут друзья вытянуть репку впятером
Дети: Нет!
Воспитатель: А кого они позвали еще?
Дети: Мышку.
Воспитатель: А мышка и не слышит – расстроена. И она не может с заданием справиться. Поможем ей?
Дети: Да!
Воспитатель: Перед вами карточки с фигурами. Вам надо дорисовать недостающие фигуры, обратите внимание они разного цвета. ( На доске образец).
После того как дети выполнят задание воспитатель задает вопросы:
Какую фигуру вы дорисовали во втором ряду?
Дети:
Воспитатель: Какую фигуру вы дорисовали в третьем ряду?
Дети:
Воспитатель: Какую фигуру вы дорисовали в четвертом ряду?
Дети:
Воспитатель: А как можно назвать эти фигуры одним словом?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: А про какую геометрическую фигуру можно сказать что она лишняя?
Дети: Круг.
Воспитатель: Почему круг?
Дети: Потому что у круга нет углов.
Воспитатель: Справились и с этим заданием. Молодцы!
( На доске появляется мышка).
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста кто из героев сказки стоит на втором месте (бабка), на четвертом месте (Жучка) и на шестом месте (мышка).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Всем героям из сказки «Репка» вы помогли, ну вот и вся семья в сборе. Давайте вместе сажем тянут потянут и вытянули репку. Бабка запекла репку в печке вся семья осталась сытая и довольная. Вас, ребята, они благодарят и дарят вам раскраски. Ну, а как только вы раскрасите картинки мы с вами сделаем свою книжку которая тоже будет называться «Репка».
Воспитатель: А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Давайте пройдем на ковер.
Итог: Ребята, героям какой сказки мы сегодня помогали?
Дети: Героям сказки «Репка»
Воспитатель: А что мы делали чтобы помочь героям?
Дети: Отвечали на вопросы, составили слово репка, из палочек составляли цифры, до писывали пропущенные цифры, составляли и решали задачи, рисовали предметы во круг флажка, играли с цифрами, сравнивали числа, дорисовывали не достающие фигуры.