Встреча в «Клубе знатоков русского языка» (Обобщающее повторение по теме «Имя прилагательное», 6 класс)
Встреча в «Клубе знатоков русского языка».
(Обобщающее повторение по теме «Имя прилагательное» в 6 классе)
Цели:
1) Обучающая - закрепить навыки, полученные учащимися при изучении темы «Имя прилагательное».
2) Развивающая - развитие орфографической зоркости, навыков лингвистического анализа, монологической речи, работы с текстами, развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать прилагательные;
3)Воспитывающая-воспитание интереса к изучению русского языка.
Тип: урок обобщающего повторения
Ход урока.
I.Орг. момент. Приветствие учителя. Приветствия команд друг другу.
- Ребята, сегодня у нас очередная встреча в «Клубе знатоков русского языка».
Цель встречи: в игровой форме закрепить навыки, полученные вами при изучении темы «Имя прилагательное».
Встречаются две команды с интригующими названиями: «КЛОП» и «КУАП». Капитаны, представьтесь и представьте свои команды.
(Капитаны расшифровывают названия команд: «КЛОП» - «Команда лучших обаятельных прилагательных», «КУАП» - «Команда умных активных прилагательных»).
Спасибо, ребята! Работаем по секторам!
II. Обобщение материала по теме «Имя прилагательное».
Сектор 1. Задание «Замени синонимами!»: замените прилагательное в словосочетании подходящим по смыслу синонимом.
Команде «КЛОП»: высокий (человек), высокий (дом), высокий (урожай), высокие (гости).
Команде «КУАП»: свежий (воздух), свежий (ветер), (свежий (хлеб), свежий (огурец).
Сектор 2. Задание «Составь словосочетание!»: согласуйте данные существительные с придуманными вами прилагательными.
Команде «КЛОП»: кофе, пюре, какаду, тюль, эмаль, такси;
Команде «КУАП»: шампунь, эскимо, кенгуру, шинель, рояль, тушь.
Сектор 3. Задание: к данным прилагательным подберите 2 имени существительных, чтобы с первым словосочетание имело переносное значение, а со вторым – прямое.
Команде «КЛОП»: тяжёлый, горячая, тесная, свежий, больной;
Команде «КУАП»: острый, сладкий, твёрдый, золотые, весёлые.
Сектор 4. Задание « В мире сказок».
Команде «КЛОП»: Вспомните, с каким вопросом обращалась злая царица к волшебному зеркальцу. Найдите прилагательные в сравнительной степени, определите их начальную форму.
Команде «КУАП»: Вставьте вместо точек прилагательные в сравнительной степени:
А Иван им стал кричать:
«Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы _____________,
Да Иван-то вас _______________:
Он у вас коней не крал!»
Сектор 5. «Блиц-турнир».
-от какого прилагательного, обозначающего размер, надо отбросить начальную букву М, чтобы превратить его в прилагательное, обозначающее цвет? (малый – алый, маленький – аленький)
-какие прилагательные женского рода «жалуются» на свой размер? (низка-я, коротка-я, длинна-я, высока-я, долговяза-я)
-какие прилагательные среднего рода в именительном падеже единственного числа пишутся с тремя Е подряд? (длинношеее, короткошеее, толстошеее, тонкошеее)
Сектор 6. . Задание «Отгадай загадку!» (для обеих команд, в выигрыше та команда, которая ответила первой)
Шли двое. Остановились. Один другого спрашивает:
- Это чёрная?
- Нет, красная.
- А почему она белая?
- Потому что зелёная.
О чём речь?
Сектор 7. «Четвёртое лишнее!»
Команде «КЛОП»: Золотой, медный, бронзовый, короткий.
Команде «КУАП»: Умный, добрый, хороший, глиняный.
Сектор 8. «В мире фразеологизмов».
Команде «КЛОП»: Назовите 2 наиболее известных фразеологических оборота, содержащих притяжательные прилагательные (собачий холод, по щучьему веленью)
Команде «КУАП»:Назовите два фразеологизма, содержащих притяжательные прилагательные, связанных с мифами Древней Греции ( Авгиевы конюшни, Ахиллесова пята)
III. Итоги урока. Рефлексия. Выводы.
– Что сегодня на уроке мы повторили?
Ответьте, ребята, именами прилагательными на вопросы:
Наш урок был какой? (интересный, полезный)
Настроение – какое? (отличное, приподнятое)
Сегодня на уроке были ученики какие? (активные, любознательные)
Я хочу вам подарить комплименты: вы были активные, внимательные, умные, красивые, воспитанные!
IV. Дом. задание: подготовиться к контрольному тестированию.
Селиванова Галина Геннадьевна
Исаева Лиана Вахтанговна