Урок-повторение по русскому языку в 6 классе на тему «Имя прилагательное»
Пояснительная записка к презентации
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
(урок русского языка
в 6 классе)
Подготовила учитель русского
языка и литературы
Камалова Алиса Сагадатовна
2018 год
Цель урока: повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ним связанных, подготовиться к контрольной работе; формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения.
Задачи:
- развивать умения определять разряды прилагательных, правильно образовывать формы степеней сравнения, образовывать краткую форму прилагательных;
- развивать творческие способности обучающихся;
- воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
знать, как характеризовать имя прилагательное по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; какова роль употребления прилагательных в речи;
уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного, употреблять прилагательные в речи.
Метапредметные:
-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
-умение вести самостоятельный поиск информации;
-способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные:
-желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
-понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, по вариантам.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, видеоматериал.
Ход урока:
I .Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, приготовились к уроку? Посмотрите, все ль у вас в порядке? На месте ль ручка, книжка и тетрадка?
- Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
II.Постановка целей и задач к уроку. Мотивация к учебной деятельности.
- Начну сегодня наш урок я с загадки.
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Я же ??? ( прилагательное!)
- Догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? (О прилагательном)
- А мы же его уже изучили. Чем же займемся сейчас? (Будем повторять, обобщать, систематизировать изученное).
Слайд 1.
-Откройте теради, запишите число, классная работа, тему урока: Повторение по теме «Имя прилагательное».
-Какую задачу мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Повторить изученный материал по теме «Имя прилагательное».)
III.Актуализация знаний.
-Мы знаем , что у каждой части речи есть свои отличительные оссобености.Запишите какие особенности прилагательного знаете вы?
- Что у вас получилось? Прочитайте.
IV.Обобщение и систематизация знаний.
-Ребята, перед вами текст.Ваша задача прочитать и озаглавить текст.
Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься.Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.
(И.С. Соколов – Микитов)
-Определите тип текста? (Описание).
- Каковы тема и основная мысль текста?
- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль? (Прилагательные).
Работа по группам.
- Из текста нужно выписать прилагательные. Первая группа выпишет качественные прилагательные, 2-относительные, 3 – притяжательные.(Ученики читают выписанные ими прилагательные).
Качественные |
Относительные |
Притяжательные |
Хорош Тихий Глубокие Чистые Белыми Молодых Тяжелыми Белого Темно-зеленые Высоких Маленьких Легкие Маленькие |
Русский Зимний Лесными Кружевными Зимний |
Беличьи Мышиные Птичьи |
- Вспомним, что обозначают качественные прилагательные? Относительные ? Притяжательные ?
-Запишем под диктовку.1 вар. выписывает словосочетания, в котором Не с прилагательными пишется слитно, 2 вар. – раздельно)
Он говорил (не)правду, а ложь; (не)красивый поступок; (не)ряшливый вид; (не)глубокая речонка; (не)глубокий, но рыбный пруд, далеко (не) красивый поступок; (не)интересный рассказ; (не) широкая, а узкая канава; (не)высокий кустарник; вовсе не аккуратная ученица.
1 вариант: некрасивый поступок; неряшливый вид; неглубокая речонка; неглубокий, но рыбный пруд; неинтересный рассказ; невысокий кустарник.
2 вариант: он говорил не правду, а ложь; далеко не красивый поступок; не широкая, а узкая канав ; вовсе не аккуратная ученица.
-Над какой орфограммой мы работали?( Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными)
V.Физкультминутка
-Когда в суффиксах и окончаниях прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц пишется буква О , а когда – Е?
Реч...вой, морж...вый, свинц...вый, ситц...вый, плюш...вый, камыш...вый, глянц...вый, песц...вый, больш...го, чуж...м, колюч...го , песц...вый, больш...го, чуж...м, колюч...го.
1 вариант выписывает слова с буквой О после шипящих, 2 вариант – с буквой Е.
Работа в парах
- Образуйте от существительных прилагательные. (Работа в парах)
Серебро - …, дерево-…, клюква-…, лебедь-…, стекло-…, тыква-…, лед-…, туман-…, утро-…, цена-…
-Вставьте пропущенные буквы.
Киргиз..ая, француз..ая, рус..ая, немец..ая, грузин..ая, китай..ая, турец..ая, швед..ая.
-Какие правила помогли вам справиться с этим заданием?
-Сейчас мы отдохнем и посмотрим видео. Стихотворение К.Бальмонта «Светло-пушистая, снежинка белая…».
- Что вы заметили в стихотворении? Какое оно?
- Чего здесь много?
-Сделаем вывод для чего нужны имена прилагательные в русском языке?
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Какие орфограммы мы повторили сегодня на уроке?
- Как вы оцениваете свою работу?
- Как вы считаете, что помогло вам успешно справиться с заданиями ?
- Какие задания были самыми трудными? Как вы с ними справились?
VII. Домашнее задание.
Сделайте морфологический разбор прилагательного, раскройте скобки.
Издали услышал Владимир (не) обычный шум и говор.
Сделайте морфемный разбор слова небольшой
имя прилагательное
PPT / 594.5 Кб