12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алиса Камалова70
Россия, Уфа
1

Повторение по теме «Имя прилагательное»



Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

(урок русского языка

в 6 классе)

Подготовила учитель русского

языка и литературы

Камалова Алиса Сагадатовна


 

2018 год


 

Цель урока: повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ним связанных, подготовиться к контрольной работе; формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения.

Задачи:

- развивать умения определять разряды прилагательных, правильно образовывать формы степеней сравнения, образовывать краткую форму прилагательных;

- развивать творческие способности обучающихся;

- воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

знать, как характеризовать имя прилагательное по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; какова роль употребления прилагательных в речи;

уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного, употреблять прилагательные в речи.

Метапредметные:

-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

-умение вести самостоятельный поиск информации;

-способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные:

-желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

-понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, по вариантам.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, видеоматериал.

 


 

Ход урока:

I .Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, приготовились к уроку? Посмотрите, все ль у вас в порядке? На месте ль ручка, книжка и тетрадка?

- Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

II.Постановка целей и задач к уроку. Мотивация к учебной деятельности.

- Начну сегодня наш урок я с загадки.

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Лед какой? Холодный, гладкий.

Чай какой? Горячий, сладкий.

Изменяюсь по родам,

Числам и падежам.

Люблю детей внимательных.

Я же ??? ( прилагательное!)

- Догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? (О прилагательном)

- А мы же его уже изучили. Чем же займемся сейчас? (Будем повторять, обобщать, систематизировать изученное).

Слайд 1.

-Откройте теради, запишите число, классная работа, тему урока: Повторение по теме «Имя прилагательное».

-Какую задачу мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Повторить изученный материал по теме «Имя прилагательное».)

III.Актуализация знаний.

-Мы знаем , что у каждой части речи есть свои отличительные оссобености.Запишите какие особенности прилагательного знаете вы?

- Что у вас получилось? Прочитайте.

IV.Обобщение и систематизация знаний.

-Ребята, перед вами текст.Ваша задача прочитать и озаглавить текст.

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься.Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

(И.С. Соколов – Микитов)

-Определите тип текста? (Описание).

- Каковы тема и основная мысль текста?

- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль? (Прилагательные).

Работа по группам.

- Из текста нужно выписать прилагательные. Первая группа выпишет качественные прилагательные, 2-относительные, 3 – притяжательные.(Ученики читают выписанные ими прилагательные).

Качественные

Относительные

Притяжательные

Хорош

Тихий

Глубокие

Чистые

Белыми

Молодых

Тяжелыми

Белого

Темно-зеленые

Высоких

Маленьких

Легкие

Маленькие

Русский

Зимний

Лесными

Кружевными

Зимний

Беличьи

Мышиные

Птичьи


- Вспомним, что обозначают качественные прилагательные? Относительные ? Притяжательные ?

-Запишем под диктовку.1 вар. выписывает словосочетания, в котором Не с прилагательными пишется слитно, 2 вар. – раздельно)

Он говорил (не)правду, а ложь; (не)красивый поступок; (не)ряшливый вид; (не)глубокая речонка; (не)глубокий, но рыбный пруд, далеко (не) красивый поступок; (не)интересный рассказ; (не) широкая, а узкая канава; (не)высокий кустарник; вовсе не аккуратная ученица.

1 вариант: некрасивый поступок; неряшливый вид; неглубокая речонка; неглубокий, но рыбный пруд; неинтересный рассказ; невысокий кустарник.

2 вариант: он говорил не правду, а ложь; далеко не красивый поступок; не широкая, а узкая канав ; вовсе не аккуратная ученица.

-Над какой орфограммой мы работали?(  Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными)

V.Физкультминутка

-Когда в суффиксах и окончаниях прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц пишется буква О , а когда – Е?

Реч...вой, морж...вый, свинц...вый, ситц...вый, плюш...вый, камыш...вый, глянц...вый, песц...вый, больш...го, чуж...м, колюч...го , песц...вый, больш...го, чуж...м, колюч...го.

1 вариант выписывает слова с буквой О после шипящих, 2 вариант – с буквой Е.

Работа в парах

- Образуйте от существительных прилагательные. (Работа в парах)

Серебро - …, дерево-…, клюква-…, лебедь-…, стекло-…, тыква-…, лед-…, туман-…, утро-…, цена-…


 

-Вставьте пропущенные буквы.

Киргиз..ая, француз..ая, рус..ая, немец..ая, грузин..ая, китай..ая, турец..ая, швед..ая.

-Какие правила помогли вам справиться с этим заданием?

-Сейчас мы отдохнем и посмотрим видео. Стихотворение К.Бальмонта «Светло-пушистая, снежинка белая…».

- Что вы заметили в стихотворении? Какое оно?

- Чего здесь много?

-Сделаем вывод для чего нужны имена прилагательные в русском языке?


 

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Какие орфограммы мы повторили сегодня на уроке?

- Как вы оцениваете свою работу?

- Как вы считаете, что помогло вам успешно справиться с заданиями ?

- Какие задания были самыми трудными? Как вы с ними справились?

VII. Домашнее задание.

Сделайте морфологический разбор прилагательного, раскройте скобки.

Издали услышал Владимир (не) обычный шум и говор.

Сделайте морфемный разбор слова небольшой


имя прилагательное
PPT / 594.5 Кб

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.