12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кильмухаметова Лилия Мансуровна4181
Россия, Оренбургская обл., Оренбург
Материал размещён в группе «Кабинет русского языка и литературы. »



«Вся жизнь – роман с собственной душой…»

К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой.

название (тема) методической разработки






Кильмухаметова Лилия Мансуровна,

МОАУ «СОШ № 89»,

учитель русского языка и литературы

автор: Ф.И.О.,

полное название образовательной

организации, должность





Оренбург, 2022 год

город





«Вся жизнь – роман с собственной душой…»

К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой.

Класс: 10 а

Цель урока: формирование знаний учащихся о жизни и творчестве М. Цветаевой.

Задача урока. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Марины Цветаевой. Активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Развивать эмоциональную восприимчивость, навыки вдумчивого выразительного чтения. Прививать интерес к личности поэтессы, её творчеству. Воспитывать чувство патриотизма.

УУД. Познавательные:

-осознанно строить сообщения, в том числе творческого характера;

-извлекать информацию и структурировать её;

-сравнивать и оценивать информацию.

Регулятивные:

-осуществлять контроль по результату;

-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

-адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок.

Коммуникативные:

-предлагать помощь и сотрудничество;

-строить монологическое высказывание;

-вести диалог, слушать собеседника;

-осуществлять взаимный контроль.

Планируемые личностные результаты:

-готовность и способность к саморазвитию;

- навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты.

Предметные: расширить и систематизировать свои знания о жизни Марины Цветаевой, познакомиться с некоторыми ее произведениями.

Ожидаемый результат: обучающиеся должны заинтересоваться личностью М. Цветаевой, глубже познакомиться с её творчеством.

Оборудование: Буклеты, фотографии из семейного альбома Марины Цветаевой, иллюстрации, презентация, запись стихотворений Марины Цветаевой в исполнении Алисы Фрейндлих.

Методы и приемы: информационный, иллюстративный, творческий, выразительное чтение, чтение наизусть, сообщения обучающихся, беседа, слушание, работа со словарями.

Ход урока:

Организационный момент. Психологический настрой.

Вступительное слово учителя.


Ребята, сегодня на уроке мы с вами попадем в удивительный мир жизни и творчества яркого, самобытного, неповторимого поэта серебряного века. О своей жизни этот человек говорил : «Вся моя жизнь – роман с собственной душой», а себя охарактеризовала так:

«Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я - бренная пена морская ». Слайд 2

Подумайте, о творчестве какого поэта мы будем сегодня говорить?

Да, это неповторимая Марина Цветаева.

Марина Цветаева - эффектно и даже вычурно. Даже похоже на псевдоним. Но за цветочным именем – душа скитальца в бесконечности страстей. Везде – не дома, всегда – не богато (если не сказать – бедна), в общем-то не слишком удачлива. Борис Пастернак скажет позже: «Не жизнь, лихая кручина – Аве, Марина!» Сама же М. Цветаева писала: «И к имени моему «Марина» — прибавьте: мученица».


А давайте обратимся к словарям и посмотрим, что означает слово Марина. Чтение словарных статей из словарей.


Толковый словарь Ушакова. МАР’ИНА, марины, ·жен. (от ·лат. marinus — морской) (·устар. ). Картина, изображающая морской пейзаж, морской вид. Марина Айвазовского.


Энциклопедический словарь. Марина- (франц. marine, от лат. marinus - морской), пейзаж, изображающий море. Мастера марин называются маринистами.


Словарь значений. Марина - относящаяся к морю, морская. Эпитет богини любви и красоты Афродиты, возникшей из морской пены. Синоним: Фалиса.



Марине – морской стихии, поэту-пророку, грешной и неподсудной женщине, мятущейся душе, всю свою земную жизнь ищущей понимания, человеку, чья судьба вершилась на страшном фоне революций и войн, Марине Ивановне Цветаевой, мы посвящаем сегодняшний урок.


Русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей. Одна из ключевых фигур в мировой поэзии XX в. Многие её поэтические произведения были написаны в трудные моменты жизни – периоды сильных переживаний и страданий.


Как и все женщины, она грезила о любви – хотела любить и быть любимой. За сильный, сдержанный характер некоторые считали её совсем не женственной и высокомерной. Совершенно иной Цветаева предстает в своём творчестве – ранимой и мягкой. Какой же она, Марина, была на самом деле? Изучение биографии М. И. Цветаевой приоткроет завесу этой тайны.


Каждая осень напоминает о дне рождении Марины Ивановны Цветаевой жаркими, горьковатыми гроздьями рябины, вызывая в памяти прекрасные строки. Слайд 3

На фоне мелодии Чайковского «Октябрь» чтение стихотворения «Красною кистью рябина зажглась…» После последней строки звучит «Лунная соната» Бетховена

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

 

Так писала сама Марина Цветаева о своем появлении на свет. Домашний мир и быт ее семьи были пронизаны постоянным интересом к искусству. Слайд 4

Подробнее мы узнаем из выступления Четвериковой Юлии:

Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 г. в г. Москве. Её отец Иван Цветаев − доктор римской словесности, историк искусства, Почётный член многих университетов и научных обществ, директор Румянцевского музея, основатель Музея изящных искусств (в настоящее время Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). «Споры филологов из папиного кабинета и мамин рояль…, питали детство, как земля питает росток», «От матери я унаследовала музыку, Романтизм и …Всю себя», — вспоминала Марина Цветаева.

Мать Мария Мейн была талантливой пианисткой. Лишённая возможности делать сольную карьеру, она вкладывала всю энергию в то, чтобы вырастить музыкантов из своих детей − Марины и Анастасии. После смерти матери (Марине тогда было 14 лет) её занятия музыкой сошли на нет. Но мелодичность осталась в стихах, которые она начала писать ещё в 6-летнем возрасте, причём сразу на русском, немецком и французском. В 1910 г. Цветаева издала за свой счёт 1-й поэтический сборник «Вечерний альбом». Отправила его на отзыв мэтру Валерию Брюсову. Поэт-символист упомянул о молодом даровании в своей статье для журнала «Русская мысль». На «Вечерний альбом» откликнулись Максимилиан Волошин и Николай Гумилёв. В Коктебеле, в гостях у Волошина, Марина познакомилась с Сергеем Эфроном, сыном революционеров-народовольцев Якова Эфрона и Елизаветы Дурново.

В январе 1912 г. они обвенчались, а вскоре вышли две книги с «говорящими» названиями: «Волшебный фонарь» Цветаевой и «Детство» Эфрона. Следующий цветаевский сборник «Из двух книг» был составлен из ранее опубликованных стихов. Он стал своего рода водоразделом между мирной юностью и трагической зрелостью поэтессы.

«Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.» - писала М.Цветаева. О дальнейшем творческом пути нам расскажут Кира Литт и Вадим Хандаков

«Возмутительно большой поэт» Слайд 5

Кира:

Первую мировую войну маленькая семья Цветаевых (в 1912 г. родилась дочь Ариадна) встретила в доме в Борисоглебском переулке. Сергей Эфрон готовился к поступлению в университет, Марина Цветаева писала стихи. С 1915 г. Эфрон работал в санитарном поезде, в 1917-м был мобилизован. Позже он оказался в рядах белогвардейцев, из Крыма с остатками разгромленной белой армии перебрался в Турцию, затем в Европу. Цветаева, не получавшая в годы Гражданской войны известий от мужа, оставалась в г. Москве – уже с двумя детьми. В это время она сблизилась со студийцами-вахтанговцами. В числе её ближайших друзей были поэт Павел Антокольский, режиссёр Юрий Завадский, актриса Софья Голлидэй. Для них и под влиянием обожаемого «поэтического божества» Александра Блока М. Цветаева написала «романтические драмы». Их лёгкий изящный слог уносил молодую поэтессу в прекрасные дали, прочь от замерзающей военной Москвы.

В феврале 1920-го от голода умерла младшая дочь Марины Цветаевой. Спустя год из-за границы пришла весточка от Эфрона, и жена решила ехать к нему. В мае 1922 г. супруги встретились в г. Берлине. Столица Германии начала 1920-х гг. был издательской Меккой русской эмиграции. В 1922–1923 гг. у М. Цветаевой здесь вышли 5 книг. Чуть раньше в Москве были опубликованы сборник «Вёрсты», драматический этюд «Конец Казановы» и поэма-сказка «Царьдевица» − таким получилось прощание с Россией. Эфрон учился в Пражском университете, который предлагал беженцам из России бесплатные места. Супруга с дочерью отправились за ним в Чехию. Снимать квартиру в г. Праге было не по карману, поэтому несколько лет они ютились в окрестных деревнях. Цветаеву печатали. В Чехии родились её «Поэма горы» и «Поэма конца», «русские» поэмы-сказки «Мо́лодец», «Переулочки», драма «Ариадна», был начат «Крысолов» − переосмысление немецкой легенды о крысолове из г. Гаммельн. В чешской эмиграции начался эпистолярный роман Цветаевой с Пастернаком, длившийся почти 14 лет. Слайд 6

Вадим:

В 1925 г. семья Цветаевых–Эфронов, уже с сыном Георгием, перебралась в г. Париж. Столица русского зарубежья встретила их, на первый взгляд, приветливо. С успехом прошёл поэтический вечер Цветаевой, её стихи публиковали. В 1928 г. в столице Франции вышла книга «После России» − последний прижизненно изданный сборник поэтессы. Но разногласия между независимой Мариной Цветаевой и русской интеллигенцией старой закалки становились всё более явными. Её нравы слишком отличались от привычек мэтров, которые здесь царствовали (Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Ходасевича, 7 И. Бунина). Марина перебивалась случайными заработками: читала лекции, писала статьи, делала переводы. Ситуацию усугубляло то, что эмигранты, в большинстве не принявшие революцию, смотрели косо на С. Эфрона. Он стал открытым сторонником большевизма, вступил в ряды «Союза возвращения на родину». Эфрон настаивал, что попал в стан белогвардейцев почти случайно. В 1932 г. он подал прошение, чтобы получить советский паспорт, и был завербован НКВД. Первой в марте 1937 г. в Москву уехала Ариадна Эфрон. Выпускница Высшей школы Лувра, историк искусства и книжный график, она устроилась в советский журнал, который выходил на французском языке, много писала, переводила. Осенью 1937 г., после участия в устранении советского агента -невозвращенца, бежал в Москву Эфрон. Его поселили на даче в пос. Болшеве (в настоящее время г. Королёв Московской обл.), и жизнь, казалось, наладилась. Марина не разделяла восторгов своей семьи и надежд на счастливое будущее в Советском Союзе и всё-таки в июне 1939 г. приехала в СССР. Через 2 месяца арестовали Ариадну, а ещё через полтора − Сергея Эфрона. Для Марины и 14-летнего Георгия (по-домашнему Мура) начались мытарства. Жили они то у родственников в столице, то на даче писательского Дома творчества в подмосковном пос. Голицыно. Пытались добиться свидания с родственниками или хоть что-то узнать о них. С большим трудом и не сразу удалось снять комнату, где Марина продолжала работать. Зарабатывала она на жизнь переводами. В 1940 г. вышла рецензия критика Зелинского, заклеймившего предполагавшуюся к выпуску книгу Цветаевой страшным словом «формализм». Для любого поэта это значило закрытие всех дверей. 8 августа 1941 г., в разгар фашистского наступления на Москву, Марина с сыном отправилась с группой писателей в эвакуацию в волжский г. Елабуга. Провожать их на речной вокзал пришли Борис Пастернак и молодой поэт Виктор Боков. «Она совсем потеряла голову, совсем потеряла волю; она была одно страдание», − писал Мур о последних днях матери. 8 31 августа Марина Цветаева покончила с собой. В предсмертных записках она просила позаботиться о сыне. Георгий Эфрон погиб на фронте в 1944 г. Его отца расстреляли ещё в октябре 1941-го, в 1956-м реабилитировали посмертно. Ариадна Эфрон была реабилитирована в 1955 г. После возвращения из ссылки она занималась переводами, готовила к изданию произведения сестры и писала воспоминания о ней.

Слайд 7

Марина Цветаева говорила так: «Вся моя жизнь – роман с собственной душой» и «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь». Выразительное чтение наизусть (ученик):

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.


Это стихотворение, написанное Цветаевой в 1913 году, как и её слова “И главное – я ведь знаю, как меня будут любить … через сто лет”, стали  своеобразным предсказанием. И чем дальше уходим мы от года ее смерти, тем лучше понимаем ее судьбу, а сегодня попытаемся хоть немного понять её душу, попробуем осторожно, деликатно, заглянуть в её «окно с огнём»

 

 Вся жизнь делится на три периода: – говорит Марина Цветаева,- предчувствие любви, действие любви и воспоминание о любви. Жить – это неудачно кроить и беспрестанно латать, – когда я пытаюсь жить,- говорит она,- я чувствую себя бедной маленькой швейкой, которая никогда не сможет сделать красивую вещь, которая только и делает, что портит и ранит себя, и которая, отбросив все: ножницы, материю, нитки,- принимается петь. У окна, за которым бесконечно идёт дождь.

 

Марина Цветаева принадлежала к людям необыкновенной эпохи, была хорошо знакома со многими талантливыми людьми конца 19 – начала 20 веков: Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский, Анна Ахматова, Борис Пастернак и другие.


Говоря о развитии ее таланта, нельзя не сказать о тех, под чьим влиянием развивалось ее творчество. Это были А.Ахматова, А.Блок, О.Мандельштам.

Ближе всех по духу ей была тогда Ахматова. Цветаева посвятила ей немало стихов. «О, муза, прекраснейшая из муз…» - называла ее.

Предлагаю вам немного  отдохнуть и поиграть в игру «Угадай, о ком или о чем речь?» Ученики вытягивают карточку и читают текст.

Карточки. Угадай о ком или о чем речь?

1

1911 год, Коктебель…Марина в гостях у друга семьи – Максимилиана Волошина. Здесь она знакомится с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Все было, как в сказке: на пустынном берегу Марина что-то ищет. Высокий тонкий незнакомец с огромными серо-голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает (в шутку или всерьез?): если молодой человек найдет и подарит ей любимый эту вещь, то она выйдет за него замуж. Сергей дарит ей именно это …. ???

( камень – сердоликовую бусину…)


 №2

Марина Цветаева признавалась : «Только при нем я могу жить так, как живу: совершенно свободно”. Только ему будут посвящены самые лучшие, самые проникновенные стихи о любви; о нем она напишет такие восхищенные строки: «Я люблю его бесконечно и навеки…Я постоянно дрожу над ним…Мы никогда не расстанемся. Наша встреча – чудо…Он мой родной на всю жизнь». О ком речь?

( о Сергее Эфроне)


3

Божеством от поэзии считала Марина этого человека и как божеству поклонялась:

Имя твоё – птица в руке

Имя твоё – льдинка на языке

Одно-единственное движенье губ

Имя твоё – пять букв.

Кто это?

(Александр Блок)

 

Из записной книжки:

«Я так стремительно вхожу в жизнь каждого встречного, который мне чем-нибудь мил, так хочу ему помочь, пожалеть, что он пугается – или того, что я его люблю, или того, что он меня полюбит… Мне всегда хочется крикнуть: «Господи Боже мой! Да я ничего от вас не хочу, мне ничего не нужно, кроме своей души».

Слайд 8

  Эта тема четко прослеживается во многих стихотворениях Цветаевой. Прослушайте Романс  «Мне нравится»


Из письма, 1923 год: «Воздух, которым я дышу – воздух трагедии… У меня сейчас определённое чувство кануна – или конца… мне БОЛЬНО, понимаете? Я ободранный человек, а вы все в броне… Я ни в одну форму не умещаюсь – даже в наипросторнейшую – своих стихов! Не могу жить. Всё не как у людей. Что мне делать – с этим?! – в жизни». Слайд 9.

Чтение наизусть стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!

Выполним задание по группам.

Итак, действительно ли в стихотворении автор создает образ моря? Как? При помощи каких средств? А теперь поработаем в группах.

Задание для 1 группы:

Выписать из текста лексику, имеющую отношение к морской теме и определить её роль в создании художественного образа. (серебрюсь, сверкаю, Марина, пена морская, купель морская, сети, соль, волна)

Задание для 2 группы:

Выписать эпитеты, относящиеся к лирической героине. (беспутные кудри, гранитные колена, веселая пена, земною солью)

Задание для 3 группы:

Выписать метафоры из стихотворения (разбита в полете, пробьется своеволье, с волной воскресаю


Предлагаю еще раз обратиться к словарям и поработать с ними. А задание будет следующее: Одна группа выберет два слова из своих записей и даст задание второй найти значения данных слов из словарей. Вторая группа даст задание третьей.

Например, 1 группа для 2 группы : найти и выписать значения слов купель и серебрюсь.

2 группа для 3 группы: найти и выписать значения слов беспутный и земная

3 группа для 1 группы: найти и выписать значения слов своеволье и воскресать


IY. Итоги урока. Рефлексия. Слайд 10.

Давайте составим синквейн на тему Цветаева. Представление синквейнов.

Цветаева

Яркая, морская

Сверкает, горит, разбивается

Открыла миру душу.

Марина.


Наш урок подходит к концу. Сегодня мы немного ознакомились с цветаевской поэзией и увидели, что её литературное наследие велико. Произведения Марины Цветаевой написаны от сердца о радостях и горестях человеческой души. Попробуйте и вы прислушаться к своему сердцу и написать свои впечатления. Продолжите предложения.

Я узнал(а) …
понял, что…

задумался над…

вспомнил…


Домашняя работа: Напишите мини-сочинение на одну из предложенных тем: «Счастье или грусть…», «Воспоминанье слишком давит плечи…», «Вся жизнь – роман с собственной душой…»


  В своих стихах Цветаева обращалась к окружению «с требованием веры и просьбой о любви». Стихи Цветаевой читали, читают и будут читать. Несмотря на то, что ее поэзия была забыта на несколько десятилетий, теперь она стала нашим духовным достоянием, которое нужно хранить и передавать из века в век. Может быть, после этого урока поклонников поэзии Цветаевой станет больше и кто-то из вас сегодня скажет: «Я полюбил Вас, Марина Цветаева…»


Звучит песня Земфиры «Я полюбила Вас, Марина Цветаева…»

Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая.

Рябина седыми спусками… Рябина! Судьбина русская…


Список используемой литературы:

Марина Цветаева и Белла Ахмадулина: диалог поэтических миров. Методические рекомендации. Ставрополь, 2021.

http://www.hallenna.narod.ru/uroki-11kl-cvetaeva.html

https://proza.ru/2022/06/12/1340

https://rustih.ru/marina-cvetaeva/


«Вся жизнь – роман с собственной душой…»
PPTX / 3.16 Мб


К 130-летию со дня рождения М. Цветаевой. Книжка-гармошка
DOCX / 5.09 Мб

​​​​​​​

n1673271554.jpg
k1673271527.jpg
a1673271380.jpg



Опубликовано в группе «Кабинет русского языка и литературы. »


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 09.01.23 в 19:11 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересная работа.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.