Второстепенные члены предложения – обстоятельство и дополнение
Учитель, класс | Герасимова Н.В., 4б класс | |
Тема | Второстепенные члены предложения – обстоятельство и дополнение | |
Задачи | Сформировать представления о второстепенных членах предложения, их функциях, видах, графическом обозначении. Включить определения обстоятельства и дополнения в алгоритм определения второстепенных членов предложения. Научить использовать приобретённые знания при написании письма. | |
Основное содержание темы | Изучение распространённых и нераспространённых предложений, второстепенных членов предложения: определения, обстоятельства, дополнения. | |
Термины и понятия | Предложения распространённые, нераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение. | |
Планируемый результат | ||
Личностные умения: - проявлять позитивное отношение к уроку; | Метапредметные умения Познавательные: - исследовать второстепенные члены (обстоятельство, дополнение), определять вид каждого второстепенного члена в предложении; - использовать приобретённые знания при написании письма . Регулятивные: - соотносить учебные действия с алгоритмом определения второстепенных членов предложения; Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание, мнение; | Предметные умения - определять в предложении второстепенные члены разных видов, обозначать их графически; |
Организация образовательного пространства | ||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Название предмета Окружающий мир «Мореплаватели и русские открыватели северных земель» | Информационный материал Учебник А.В. Полякова «Русский язык», 4 класс, Москва «Просвещение» 2014 Демонстрационный материал Электронная презентация Раздаточный материал: Карточки с учебными заданиями, таблички для составления алгоритма, таблички-подсказки. | Фронтальная индивидуальная групповая |
Этапы урока, время | Планируемый результат | Универсальные учебные действия, предметные учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы | ||
Организацион но-мотиваци онный этап (1 мин.) | Регулятивные УУД: Личностные УУД: | -формирование саморегуляции - проявлять интерес к содержанию урока. | Предлагает учащимся настроиться на работу, сосредоточиться | Слушают и самоорганизуются, настраиваются на работу. | беседа | ||
Любите ли вы путешествовать? Какие виды путешествий предпочитаете? Тогда в путь. | |||||||
Актуализация знаний учащихся (5 -7мин.) Цель: организовать работу по систематизации имеющихся знаний у учащихся; - закрепить умение высказывать свою точку зрения по инициативе учителя. | Предметные УУД: Познавательные УУД Коммуникативные УУД: Регулятивные УУД: Личностные УУД: | - уметь отгадывать ребусы и составлять из слов предложение - умение структурировать знания - высказывать свое мнение и слушать одноклассников - определять цель учебной деятельности; - проявлять интерес к содержанию урока. | На страничках бортового журнала было написано: «Моё путешествие проходило через Атлантический океан и вывело меня к неизвестному континенту». Правильно, это слова Магеллана. Кто по приказу Петра I прошел всю Сибирь и вышел к восточному побережью. Верно, Витус Беринг. Раскрыв новые земли, в их бортовом журнале появились записи, расшифруйте их и запишите словами в тетрадь. Магеллан на кораблях отправился в путешествие вокруг света. Путешествием по Сибири благополучно закончился наш поход. | Ученики записывают число, классная работа. Ученики отгадывают слова и записывают предложение | Беседа | ||
Формулирование проблемы урока и планирование деятельности. (8-10 мин.) Цели: 1.Актуализировать знания о главных членах предложения. 2.Повторить понятия «распространённое предложение», «нераспространённое предложение», «второстепенные члены предложения». 3.Повторить алгоритм определения второстепенных членов предложения. | Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: Регулятивные УУД: | Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; -Уметь разбирать предложения по членам предложения и частям речи. Формулирование проблемы урока умение определять и формулировать проблему урока; уметь составлять и работать по коллективно составленному плану | Какую работу можно выполнить с этими предложениями? Разбор предложения по членам предложения и по частям речи. Что необходимо повторить? Фронтальная работа с классом, а индивидуально 2 детей составляют алгоритм разбора предложения и план – сетку, что такое член предложения и чем выражен. Алгоритм разбора предложения по членам предложения: 1.определить грамматическую основу предложения; 2.определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего; 3.определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого; 4.определить слово, к которому можно задать вопрос от других второстепенных членов. План – сетка Подлежащее (о ком или о чем предложение?) Сказуемое (что делает подлежащее?) Дополнение (вопросы падежей) О пределение (какой? чьи?) Обстоятельство (где? как? куда? когда?) Фронтальный опрос: 1.Назовите признаки распространённого и нераспространённого предложения. 2.Можно ли, утверждать, что предложение «Птицы улетают» нераспространённое? Обоснуйте своё мнение. 3.Добавьте к этому предложению второстепенные члены предложения.. 4. Можно ли убрать из предложения определение? Коллективная работа: (разбор предложения) Магеллан на кораблях отправился в путешествие вокруг света. Групповая работа: (разбор предложения) Путешествием по Сибири благополучно закончился наш поход. Уточните, почему слово путешествие в первом предложении является обстоятельством, а во втором дополнением? Что общего между дополнением и обстоятельством? Чем различаются? Какова же тема нашего урока? Фиксирует проблему на доске Цель: научиться различать дополнение и обстоятельство. Вывод: схема в учебнике на с. 18 | Предположения детей: Ученики высказывают своё мнение. Два ученика составляют алгоритм разбора предложений, Ученики поочередно разбирают предложение. Представляют результат работы. | беседа Идивидуаль ная работа Фронтальная работа Групповая работа Подводящий диалог | ||
Развитие умений — применение знаний (15-20 мин.) Цели: • научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. | Предметные УУД: Коммуникативные УУД: Регулятивные УУД: | - умение выбирать вариант выполнения задания. - умение адекватно использовать речевые средства для представления результата. - умение выполнять учебное действие в соответствии с целью. | Выбор уровня сложности 1 ряд. Мне не нужна помощь, я справлюсь сам. 2 ряд. Мне нужна помощь. 3.ряд. Помогите. Задание выписать предложения с второстепенным членом предложения –обстоятельством. Более двух лет экспедиция добиралась до Тихого океана. Она должна была пересечь всю Россию. С собой везли паруса, снасти, цепи. На побережье Камчатки построили корабли. Проверка. | Учащиеся распределяются на группы | Самостоятельная работа. | ||
Итог урока Рефлексивно-оценочный этап Домашнее задание (5 мин.) Научить школьников: 1.соотносить полученный результат с поставленной целью; 2.оценивать результат своей деятельности; оценивать результат учебной деятельности | Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Личностные УУД: | уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. уметь слушать и понимать других; уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь оценивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Самоанализ I. Задание на самоанализ. Закончите предложения: 1 Мне важно правильно использовать в речи второстепенные члены предложения, потому что…… Самооценка II. Задание на самооценку. Закончите предложения: Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) | Досказывают предложения . | Беседа |