Урок русского языка в 7 классе «Второстепенные члены предложения. Определение»

2
1
Материал опубликован 12 February 2020

 Второстепенные члены предложения. Определение.

Дата: 

Класс, учитель: 7 «А», М.Х.Цаликова

Количество учащихся в классе: 26

Присутствовали на уроке: 26

Тема урока: «Второстепенные члены предложения. Определение».

Цель урока: 

образовательная: научить понятиям согласованные и несогласованные определения, распространённые определения, углубить знания об определении;

развивающая: развивать навыки отличия определений, выраженных разными частями речи;

воспитательная: формировать коммуникативные навыки у учащихся; формировать нравственные позиции учащихся;

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формировать устойчивый интерес к исследовательской, аналитической деятельности.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения темы;

Предметные: научиться применять алгоритм определения сложных предложений.

Тип урока: урок систематизации и обобщения ранее изученных знаний, контроля знаний, умений навыков(повторение).

Техническое обеспечение урока: учебник русского языка. 11 класс. Авторы: Греков, Чешко раздаточный материал из открытого банка ФИПИ, раздел ЕГЭ, сборник для подготовки к ЕГЭ. Автор: И.П. Цыбулько, раздаточный материал.

















Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Приветствие учителя:

Доброе утро, друзья!

Доброе утро, девочки!

Доброе утро, мальчики!

Доброе утро всем, кто хочет знать, уметь и творить добрые дела!

Итак, в путь за новыми знаниями!



Проверка готовности к уроку: тетради, ручки.















Готовят рабочее место.

Актуализация опорных знаний



Слайд 1.





































Слайд 2











Слайд 2.



Слайд 3.





Слайд 4.



















Слайд 5.





Слайд 6.









Постановка учебной задачи.






























































































Разминка.

Опрос – закрепление изученного материала.

- Списать текст, подчеркнуть орфограммы, расставить знаки препинания, выделить грамматические основы.

Сыплет дождик большие горошины,

Рвётся ветер, и даль (не) чиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

(Н.Заболоцкий)

- Текст выразительно читает. Обращает внимание на естественную паузу перед группой распространённого дополнения:

Закрывается тополь взъерошенный //

Серебристой изнанкой листа.

- Просит одного из учащихся ещё раз выразительно прочитать

текст



Беседа:

- Что придаёт тексту образность, помогает живо представить картину природы?

- Все ли интонационные паузы обозначены на письме знаками?

- Докажите, что слово горошина – прямое дополнение, а изнанкой листа – дополнение, выраженное синтаксически неделимым словосочетанием.

2. Развитие грамматического слуха.

/Запись под диктовку. Прошу отметить естественную паузу перед группой распространённого дополнения/

На бельевой верёвке паутины

Под солнышком сушился жёлтый лист.

Проверь ответ:

На бельевой верёвке паутины//

Под солнышком сушился жёлтый лист.



Вызывает интерес учащихся к теме урока:

Ребята, мы с вами знаем, что в предложениях могут быть главные члены – грамматическая основа и второстепенные члены: дополнение…

- Дополните ряд второстепенных членов предложения.



- Какую роль играют дополнения в нашей речи?





- Интересно, а какую роль играют в нашей речи другие второстепенные члены предложения? Попробуем как можно больше узнать об определении. Согласны?

- Сформулируйте тему и цель урока.





Учитель дополняет ответы учащихся в формулировке темы и целей.

Диктует словосочетания:

Новая наука; наука о языке; желание учиться, народная традиция; истинный друг; о развивающейся науке; под развевающимся флагом; иллюстративный журнал; на ярко-красном фоне; светло-зелёных оттенков; о нераспустившемся цветке; цветок, ещё не распустившийся

Групповые задания:

1 – ая группа: объясните выбор буквы в окончаниях причастий;

2 – ая группа: объясните орфограмму – дефис в прилагательных;

3 – я группа: объясните написание НЕ с полными причастиями.

Задание классу: найдите сс со связью: согласование, управление, примыкание.

- Какими частями речи выражены зависимые слова?

- Какими членами эти зависимые слова становятся в предложении?

Осмысленное прочтение теоретической части параграфа учебника.

- Что нового узнали об определении?

- Предлагаю «Сжать» материал учебной статьи и выразить его в таком виде.












Выполняют задания .







































Один из учащихся читает текст в соответствии с правилами произношения.





Отвечают на вопросы.



























































определения, обстоятельства



Рассказывают о дополнении.

«… дополнения делают нашу речь богаче, ярче. Дополнения придают нашей речи образность, яркость, живость…»









Ответы учащихся: «Второстепенный член предложения: определение».

Цель: узнать как можно больше об определении.













Запись в тетрадях.







































Ответы учащихся













Сжатие текста, пересказ теории учебника в сжатом виде.


Обобщение и систематизация материала.

Учитель помогает обобщить полученные знания и оформить их в виде схемы.

определение

сt1581480475aa.gift1581480475aa.gif огласованное несогласованное



1.связь – согласование 2.связь - 3. связь -

управление примыкание

( Примеры:

чt1581480475ab.gift1581480475ac.gif ья? х

̰̰̰̰̰̰Н̰а̰ш̰а̰ наука успешно развивается.

кt1581480475ad.gift1581480475ae.gif акая?х

Наука о̰ я̰з̰ы̰к̰е̰ успешно развивается.

Какое? (примыкание)

t1581480475af.gift1581480475ae.gifх

Желание ̰у̰ч̰и̰т̰ь̰с̰я̰ привело его в школу.

Грамматическое значение – признак предмета.

Здоровьесберегающие технологии. Физминутка.

 http://www.proshkolu.ru/

 



Под музыку выполняют весёлую зарядку.

Закрепление материала.

Слайд 6































































Слайд 7












Выписать из текста несколько определяемы слов с согласованными и несогласованными определениями.

Ядрёный морозец, ударивший ночью, сразу всё преобразил. Прочного снегу не было, но кристаллический иней, густо посеребривший всё вокруг, лежал на дороге, корневищах, нагромождённых по обочинам, деревьях, кустах. Небо над тайгой было ясное. Лиственные деревья, ещё не сбросившие своих уборов, радовали глаз тёмно – багровыми и ярко – зелёными пятнами.

Развитие понятия о распространённом определении, выраженном причастным оборотом, даётся на основе данного текста.

Запись предложений под диктовку учителя:

Эльбрус – одна из вершин Кавказа. Это вулкан, потухший много веков назад, покрытый ледяным панцирем.

- Выделите грамматические основы предложений, подчеркните определения.

- Какие определения использованы в предложении?

- Как называются распространённые предложения с причастием?



Дополнительный материал. Задание на синтаксическую синонимию.

- Сравните, какими способами выражены определительные отношения?

осеняющие мир и дружбу народов.

Зt1581480475ag.gift1581480475ah.gif нания, (какие?)



которое осеняет мир и дружбу.



















































































Ответы обучающихся.

Информация о д/з

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/р.

Повторить правописание сложных прилагательных, НЕ с причастиями

Составить несколько предложений на связную тему: «Дружба народов Кавказа» с включением в текст согласованных и несогласованных определений..

Записывают д/р

Рефлексия

Организует ситуацию итоговой рефлексии.



Оценивает обучающихся, выставляет отметки.

Желает добра и успехов!




Анализируют свою деятельность.

Заполняют карту – самооценки.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Маргарита, я не нашла презентации, а ссылка на физминутку привела на сайт proshkolu.ru/

12 February 2020

Похожие публикации