Урок русского языка в 4 классе «Второстепенные члены предложения»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: обобщить знания о главных и второстепенных членах предложения. Отработка навыка нахождения главных и второстепенных членов предложения.
Задачи
обучающие:
закреплять умение находить грамматическую основу и устанавливать связь слов в предложении;
воспитательные:
воспитывать познавательную активность;
развивающие:
развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;
Формирование УУД:
личностные:
развитие творческого воображения, познавательного интереса;
осознание личной ответственности за свое здоровье;
регулятивные:
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
оценивать правильность выполнения своих действий;
корректировать работу по ходу выполнения;
познавательные:
формировать умение извлекать информацию, представленную в разной форме;
умение делать выводы, подводить итоги работы;
умение строить речевое высказывание;
коммуникативные:
формировать способность к совместной деятельности;
умение адекватно оценивать себя и своих товарищей, выполнять различные роли в группе.
умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками.
Оборудование:
-учебник;
-компьютер;
-проектор;
-презентация;
-раздаточный материал.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивация к учебной деятельности. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Олеговна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место. Ребята, посмотрите у нас в классе сегодня вот такое дерево. Обратите внимание, оно без цветов, мрачное. Так вот если вы будете хорошо сегодня работать на уроке, то оно у нас расцветет. | Дети приветствуют учителя. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. -Откройте тетради, запишите число, «классная работа». Сегодня 23 октября. Прочитайте пословицу. Объясните смысл пословицы (написано на доске). Мало уметь писать, надо уметь думать. -Молодцы, вы все верно сказали. -Запишите это высказывание в тетрадь. Помните, что это минутка чистописания, поэтому вы должны писать аккуратно и красиво. -Сейчас мы проведем с вами картинный диктант. Я показываю картинку, а вы записываете это слово в тетрадь. Молоко, береза, воробей, город, пирог, заяц, ракета, самолет, капуста, солнце. (на слайде) -Ребята, а какие это слова? - Поставьте ударение и подчеркните орфограмму. -Теперь давайте с вами проверим эти слова. Называйте по цепочки. -Давайте с вами запишем предложение: Верхушки деревьев покачиваются под нежными лучами солнца. -А теперь найдите главные члены предложения. Какой частью речи они выражены? Подчеркните их. -Полина, назови пожалуйста главные члены предложения. Какой частью речи они выражены? -Ребята, давайте зададим вопрос к подлежащему. -А теперь вопрос от подлежащего к сказуемому. | Когда человек думает о том, что он пишет. Думать, как правильно писать. Уметь анализировать написанное. Словарные. Верхушки(подлежащее) покачиваются(сказуемое) Существительное, глагол. Что? (Верхушки) Верхушки (что делают?) покачиваются. |
3.Выявление места и причины затруднения. -Обратите внимание, что у нас есть еще слова помимо подлежащего и сказуемого. -Ребята, какие это слова, назовите их. -Что это за члены предложения? | Деревьев, под, нежными, лучами, солнца. |
4.Построение проекта выхода из затруднений. -Для того чтобы нам узнать, что это за члены предложения, давайте обратимся к профессору Самоварову. 5. Реализация построенного проекта. -Давайте откроем наш учебник на странице 58. -Вова, прочитай пожалуйста, что же нам говорит профессор Самоваров. -Ребята, что вы поняли? -Хорошо, что относится к главным членам предложения? -А к второстепенным? -Ребята, как вы думаете, о чем же мы с вами будем сегодня говорить? -Да вы совершенно правы. -Давайте посмотрим на правило, которое дано нам в учебнике. -Оксана, прочитай его. -Молодец! -Посмотрите какой пример дается в правиле. Тают льдинки на окне. -Зададим вопрос к подлежащему. -Хорошо! -Как мы подчеркиваем подлежащее? -Правильно! -Теперь задаем вопрос от подлежащего к сказуемому. -Как подчеркнем сказуемое? -Совершенно верно. | Мы поняли, что есть главные, а есть второстепенные члены предложения. К главным членам предложения относятся подлежащее, сказуемое. Все остальное. Мы будем говорить о главных и второстепенных членах предложения. Читает правило. Что? Льдинки. Одной чертой. Льдинки (что делают?) тают. Двумя чертами. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. -Давайте посмотрим на задание 86, на этой же странице. -Давайте прочитаем задание. -О чем говорится в задании, что нам нужно сделать? -Да вы совершенно правы. -Толя, прочитай пожалуйста 1 предложение и назови главные члены предложения? Какой частью речи выражены главные члены предложения? -Давайте запишем это предложение в тетрадь и подчеркнем главные члены предложения. И сверху напишем, какой частью речи они выражены. -Аня, выполни следующее предложение? -Запишем это предложение и подчеркнем главные члены предложения. -Арсений, читай предложение. -Запишем предложение в тетрадь. -Может кто-то хочет выполнить следующее предложение? -Записываем предложение. -И давайте Вова выполнит последнее предложение. - Запишите пожалуйста предложение. | Читают задание. Найти главные члены предложения и подчеркнуть их. (кто?) Воробушки (что делают?) прыгают. Существительное и глагол. (кто?) Ежик (что сделал?) свернулся. Существительное и глагол. (кто?) Совенок (что сделал?) выпал. Существительное и глагол. (кто?) Муравьи (что делают?) прячутся. Существительное и глагол. (кто?) Ежи (что делают?) устраивают. Существительное и глагол. |
Вы все большие молодцы! А сейчас давайте отложим учебник в сторону. Открываем рабочую тетрадь на печатной основе, на странице 41, упражнение 62. -Андрей, прочитай задание. -Понятно, что нужно сделать? То есть вы должны найти и подчеркнуть подлежащее и сказуемое, вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы. (Учитель контролирует выполнение задания) -Если все выполнили, то давайте проверять вставленные вами буквы и орфограммы. Начнем с Толи и по цепочке. | Называют вставленную букву и орфограмму. 1) пушистая (-жи,-ши) 2) весна (проверяемая безударная гласная в корне слова, проверочное слово вёсны) 3) душистая (-жи, -ши) 4) повеяла (приставка) 5) природа (словарное слово) 6) встречает (-ча, -ща) 7) снежок (проверяемая безударная гласная в корне слова, проверочное слово снег) 8) подснежник (приставка –под) 9) цветок (проверяемая безударная в корне слова, проверочное слово цвет) |
7.Самостоятельная работа. -Вы все большие молодцы. - У вас на столах лежат листы, вам необходимо вставить пропущенные буквы, и выделите главные члены предложения в 1, 4, 5, 6, 7 предложениях. И подписать в этих предложениях над каждым словом подписать, что это за часть речи. -Полина, собери пожалуйста все листы. -Молодцы! | Выполняют задание. |
8.Включение в систему знаний повторение. -А мы с вами продолжаем дальше. Открываем в рабочей тетради страницу 42. Обратите внимание на задание 63. -Надя, прочитай пожалуйста задание. -Что нужно сделать в задании?
-Давайте прочитаем стихотворение. Как вы считаете, можно ли назвать это стихотворение бессмыслицей?! -А почему вы так думаете? -Хорошо. А также вам нужно будет выделить главные члены во всех предложениях, кроме 1 и последнего. Приступаем к выполнению. -Ребята, кто уже выполнил задание, кладет ручку на стол и садится ровно. -Молодцы! | Читает задание. Расставить знаки препинания, записать, ответить на вопрос. Да. Потому что ничего не понятно. Выполняют задание. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). -Ребята, какая тема нашего урока сегодня была? -А много ли вы сегодня сделали заданий на уроке? -И сейчас давайте вновь вернемся к нашему дереву, у вас на столах лежат цветочки зеленого, желтого и красного цветов. Если вы считаете, что много нового узнали на уроке и вам было интересно, то приклеиваете на дерево зеленый цветочек, если вы не до конца поняла, но вам было интересно, то желтый цветочек и, если вы ничего не поняли и вам было не интересно, то приклеиваете красный. -Какое у нас замечательно получилось дерево (ребята, нам нужно еще много трудиться), я вас всех благодарю за урок, вы все большие молодцы! До свидания! | Главные и второстепенные члены предложения. Да. До свидания! |
Волкова Светлана Ивановна