Урок русского языка в 4 классе «Второстепенные члены предложения»

4
1
Материал опубликован 9 May 2020 в группе

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: обобщить знания о главных и второстепенных членах предложения. Отработка навыка нахождения главных и второстепенных членов предложения.

Задачи

обучающие:

закреплять умение находить грамматическую основу и устанавливать связь слов в предложении;

воспитательные:

воспитывать познавательную активность;

развивающие:

развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;

Формирование УУД:

личностные:

развитие творческого воображения, познавательного интереса;

осознание личной ответственности за свое здоровье;

регулятивные:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; 

оценивать правильность выполнения своих действий;

корректировать работу по ходу выполнения;

познавательные:

формировать умение извлекать информацию, представленную в разной форме;

умение делать выводы, подводить итоги работы;

умение строить речевое высказывание;

коммуникативные:

формировать способность к совместной деятельности;

умение адекватно оценивать себя и своих товарищей, выполнять различные роли в группе.

умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками.

Оборудование:

-учебник;

-компьютер;

-проектор;

-презентация;

-раздаточный материал.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Олеговна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место. Ребята, посмотрите у нас в классе сегодня вот такое дерево. Обратите внимание, оно без цветов, мрачное. Так вот если вы будете хорошо сегодня работать на уроке, то оно у нас расцветет.




Дети приветствуют учителя.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-Откройте тетради, запишите число, «классная работа». Сегодня 23 октября. Прочитайте пословицу. Объясните смысл пословицы (написано на доске).

Мало уметь писать, надо уметь думать.

-Молодцы, вы все верно сказали.

-Запишите это высказывание в тетрадь. Помните, что это минутка чистописания, поэтому вы должны писать аккуратно и красиво.

-Сейчас мы проведем с вами картинный диктант. Я показываю картинку, а вы записываете это слово в тетрадь.

Молоко, береза, воробей, город, пирог, заяц, ракета, самолет, капуста, солнце. (на слайде)

-Ребята, а какие это слова?

- Поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

-Теперь давайте с вами проверим эти слова. Называйте по цепочки.

-Давайте с вами запишем предложение:

Верхушки деревьев покачиваются под нежными лучами солнца.

-А теперь найдите главные члены предложения. Какой частью речи они выражены? Подчеркните их.

-Полина, назови пожалуйста главные члены предложения. Какой частью речи они выражены?

-Ребята, давайте зададим вопрос к подлежащему.

-А теперь вопрос от подлежащего к сказуемому.









Когда человек думает о том, что он пишет.

Думать, как правильно писать. Уметь анализировать написанное.












Словарные.











Верхушки(подлежащее) покачиваются(сказуемое)

Существительное, глагол.

Что? (Верхушки)


Верхушки (что делают?) покачиваются.

3.Выявление места и причины затруднения.

-Обратите внимание, что у нас есть еще слова помимо подлежащего и сказуемого.

-Ребята, какие это слова, назовите их.

-Что это за члены предложения?






Деревьев, под, нежными, лучами, солнца.


4.Построение проекта выхода из затруднений.

-Для того чтобы нам узнать, что это за члены предложения, давайте обратимся к профессору Самоварову.



t1589034244aa.gif




5. Реализация построенного проекта.

-Давайте откроем наш учебник на странице 58.

t1589034244ab.jpg


-Вова, прочитай пожалуйста, что же нам говорит профессор Самоваров.

-Ребята, что вы поняли?




-Хорошо, что относится к главным членам предложения?

-А к второстепенным?

-Ребята, как вы думаете, о чем же мы с вами будем сегодня говорить?



-Да вы совершенно правы.

-Давайте посмотрим на правило, которое дано нам в учебнике.

-Оксана, прочитай его.

-Молодец!

-Посмотрите какой пример дается в правиле. Тают льдинки на окне.

-Зададим вопрос к подлежащему.

-Хорошо!

-Как мы подчеркиваем подлежащее?

-Правильно!

-Теперь задаем вопрос от подлежащего к сказуемому.

-Как подчеркнем сказуемое?


-Совершенно верно.

































Мы поняли, что есть главные, а есть второстепенные члены предложения.

К главным членам предложения относятся подлежащее, сказуемое.


Все остальное.


Мы будем говорить о главных и второстепенных членах предложения.





Читает правило.





Что? Льдинки.


Одной чертой.


Льдинки (что делают?) тают.


Двумя чертами.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Давайте посмотрим на задание 86, на этой же странице.

t1589034244ac.jpgt1589034244ad.jpg

-Давайте прочитаем задание.

-О чем говорится в задании, что нам нужно сделать?

-Да вы совершенно правы.

-Толя, прочитай пожалуйста 1 предложение и назови главные члены предложения? Какой частью речи выражены главные члены предложения?

-Давайте запишем это предложение в тетрадь и подчеркнем главные члены предложения. И сверху напишем, какой частью речи они выражены.

-Аня, выполни следующее предложение?


-Запишем это предложение и подчеркнем главные члены предложения.

-Арсений, читай предложение.

-Запишем предложение в тетрадь.



-Может кто-то хочет выполнить следующее предложение?

-Записываем предложение.


-И давайте Вова выполнит последнее предложение.

- Запишите пожалуйста предложение.












Читают задание.

Найти главные члены предложения и подчеркнуть их.


(кто?) Воробушки (что делают?) прыгают.

Существительное и глагол.







(кто?) Ежик (что сделал?) свернулся.

Существительное и глагол.





(кто?) Совенок (что сделал?) выпал. Существительное и глагол.



(кто?) Муравьи (что делают?) прячутся.

Существительное и глагол.


(кто?) Ежи (что делают?) устраивают. Существительное и глагол.



Вы все большие молодцы! А сейчас давайте отложим учебник в сторону. Открываем рабочую тетрадь на печатной основе, на странице 41, упражнение 62.

t1589034244ae.jpg

-Андрей, прочитай задание.

-Понятно, что нужно сделать? То есть вы должны найти и подчеркнуть подлежащее и сказуемое, вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.

(Учитель контролирует выполнение задания)

-Если все выполнили, то давайте проверять вставленные вами буквы и орфограммы. Начнем с Толи и по цепочке.











Называют вставленную букву и орфограмму.

1) пушистая (-жи,-ши)

2) весна (проверяемая безударная гласная в корне слова, проверочное слово вёсны)

3) душистая (-жи, -ши)

4) повеяла (приставка)

5) природа (словарное слово)

6) встречает (-ча, -ща)

7) снежок (проверяемая безударная гласная в корне слова, проверочное слово снег)

8) подснежник (приставка –под)

9) цветок (проверяемая безударная в корне слова, проверочное слово цвет)


7.Самостоятельная работа.

-Вы все большие молодцы.

- У вас на столах лежат листы, вам необходимо вставить пропущенные буквы, и выделите главные члены предложения в 1, 4, 5, 6, 7 предложениях. И подписать в этих предложениях над каждым словом подписать, что это за часть речи.


t1589034244af.jpg

-Полина, собери пожалуйста все листы.

-Молодцы!









Выполняют задание.










8.Включение в систему знаний повторение.

-А мы с вами продолжаем дальше. Открываем в рабочей тетради страницу 42. Обратите внимание на задание 63.

t1589034244ag.jpg

-Надя, прочитай пожалуйста задание.

-Что нужно сделать в задании?

-Давайте прочитаем стихотворение. Как вы считаете, можно ли назвать это стихотворение бессмыслицей?!

-А почему вы так думаете?


-Хорошо. А также вам нужно будет выделить главные члены во всех предложениях, кроме 1 и последнего. Приступаем к выполнению.

-Ребята, кто уже выполнил задание, кладет ручку на стол и садится ровно.

-Молодцы!



















Читает задание.

Расставить знаки препинания, записать, ответить на вопрос.


Да.


Потому что ничего не понятно.





Выполняют задание.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

-Ребята, какая тема нашего урока сегодня была?

-А много ли вы сегодня сделали заданий на уроке?

-И сейчас давайте вновь вернемся к нашему дереву, у вас на столах лежат цветочки зеленого, желтого и красного цветов. Если вы считаете, что много нового узнали на уроке и вам было интересно, то приклеиваете на дерево зеленый цветочек, если вы не до конца поняла, но вам было интересно, то желтый цветочек и, если вы ничего не поняли и вам было не интересно, то приклеиваете красный.

-Какое у нас замечательно получилось дерево (ребята, нам нужно еще много трудиться), я вас всех благодарю за урок, вы все большие молодцы! До свидания!





Главные и второстепенные члены предложения.

Да.












До свидания!





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии