Урок русского языка в 8 классе «Второстепенные члены предложения»
Учитель: | Учитель русского языка и литературы II категории III(базового)уровня: Вдовина Татьяна Александровна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс: | 8 русский | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет: | Русский язык | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: | 24.11.14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока: | Второстепенные члены предложения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: | Активизация ранее полученных учащимися знаний о второстепенных членах предложения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока: | Урок повторение полученных знаний | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока: | Стимулировать навыки критического мышления и самостоятельного осмысления; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результаты обучения:
Оборудование урока: | Учащиеся могут различать основные виды второстипенных членах предложения. Строить диалоги, используя обстоятельства; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
интерактивная доска, презентация к уроку, учебники 8 русского класса, тетради учащихся, песня «Голубой вагон», билеты 1-2-3 для деления на группы, вагончики на партах при деении на группы, жетоны оценивания, карточки с заданими, цветыне карандаши, маркеры, ватман, корзинка с фруктами для приема: «Корзина вопросов», таблица ЗХУ, лист оценивания групп критериями оценивания, картинка поезд для рефлексии урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I.Организационный момент 1.Эмоциональный настрой класса на урок «Голубой вагон» Слайд: 3 | Организовать направленное внимание на начало урока. Создание положительного настроя учащихся на урок и проверка готовности рабочих мест. Учитель приветствует детей - Здравствуйте! Садитесь, ребята!
Включаю песню “ Голубой вагон”. Дети входят в класс образуя вагончики ,поют песню , делают один круг в центре класса, учитель раздает им разноцветные билетикис номнрами вагонов. Медленно минуты уплывают вдаль | Ученики проверяют наличие своих учебных принадлежностей. входят в класс, поют песню, кружатся, образуя вагоны поезда, берут по билету | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Деление на группы: «Вагончики» Слайд: 3 | Кружки трех цветов и номерами вагонов раздаются ученикам при входе в класс, с помощью которых делю учеников на три группы. На каждом столе стоит макет цветного вагона. Ученики рассаживаются по местам, согласно цвету кружков и номеров своих вагонов. | класс делятся на группы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Реализация дом задания «Корзина вопросов» Слайд: 4 | Учащиеся должны были повторить пройденный материал о второстепенных членах предложениях. С целью проверки домашнего задания использую прием «Корзина вопросов» «Корзина вопросов » На доске прикрепляю картинку корзину с разными фруктами, прошу ребят взять по одному фрукту, на которых написаны вопросы. Ученикам предстоит на них ответить. 1.Второстепенные члены предложения? Ответ:- это , члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. 2. Определение - это Ответ: второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета. 3.На какие вопросы отвечает определение? Ответ: отвечает на вопросы какой? чей? 4.Согласованное определение-это ? Ответ: (согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе - и в роде; 5.Какими членами предложения выражается согласованные определени? Ответ: выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным: Вымытые полы еще не высохли. 6.Несогласованное определение-это? Ответ: связано с главным словом по способу управления или примыкания, связь лишена формально выраженного согласования; 7.Какими членами предложения выражается несогласованные определени? Ответ: выражается существительными в косвенных падежах, личными местоимениями, прилагательными в сравнительной степени, наречиями, инфинитивами 8. Дополнение- это? Ответ: второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей. 9. Прямое дополнение-это? Ответ:выражается формой именительного падежа без предлога при переходных глаголах и словах категории состояния и формой родительного падеже при переходных глаголах с отрицанием или если действие, которое выражает переходный глагол, направлено не на весь предмет, а лишь на его часть. написать письмо 10. Косвенное дополнение-это? Ответ: все остальные дополнения: директор завода. 11.Обстотельство-это? Ответ: Это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значением действия или признака и обозначает, как или при каких обстоятельствах производится действие. 12. Назовите виды обстоятельств: Ответ: Обстоятельство: времени, места, степени, условия, уступки, образа действия, причины и цели. | выбирают вопрос отвечают на него. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Оценивание Слайд: 5 | На этом уроке учеников, правильно ответивших на вопросы оцениваю жетоном на которых написаны слова- похвала «Молодец!», «Умник!» или «Умница» . А в конце урока подсчитывается количество набранных жетонов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Стадия вызова | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Таблица ЗХУ (индивидуально) Слайд: 6 | Заполнение интерактивной таблицы «ЗХУ» Сначало прошу заполнить 1 и 2 груфу таблицы. | заполняют таблицу 1 и 2 графу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Составление кластера (групповая работа) Слайд: 7 | 1 группа: Кластер «Определение»
2 группа: Кластер «Обстоятельство»
3 группа: Кластер «Дополнение» | составляют кластер | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Оцениваниеетод «ПРЕСС» Слайд: 8 | ученикам заранее раздаю листы оценивания групп, оценивание методом ПРЕСС Нескольким ученикам предлагаю оценить работу во время урока. Метод « ПРЕСС» Критерии оценивания: | оценивают своих свертников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III.Стадия осмысления | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Работа по карточкам №1 (парная работа) Слайд: 9 | Задание №1. Найти определения поставить к ним вопросы и определить вид определения и способы их выражения. (какой?, согласованное, прилагательным) (в каком?, согласованное, числительным) (как?, согласованное, причастием) | читают правило и выполняют упражнение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Оценивание групп Слайд: 10 | На этом уроке учеников ,правильно ответивших на вопросы оцениваю жетоном на которых написаны слова- похвала «Молодец!», «Умник!» или «Умница» . А в конце урока подсчитывается количество набранных жетонов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Работа по учебнику Слайд: 10 | Предлагаю выполнить упражнение 117 на стр 59. Условие: Прочитайте. Найдите дополнение. Определите, какие дополнения являются прямыми, какими –косвенными. 1 группа: 1) Нет розы без шипов. (без чего? –без шипов: Ковенное дополнение, стоит в Р.п с прелогом без ) 2)Я лиру посвятил народу своему (что?-лиру, прямое дополнение, стоит в В.п ) 2 группа: 3)Обещанного три года ждут (чего?-обещанного, прямое дополнение, в Р п) 4) Враг камнем ударит, ты его хлебом бей.(чем?-камнем, хлебом; кого?-его-прямое, в Т.п и Р.п) 3 группа: 5)Не ищи красоты, ищи доброты (чего?-красоты, доброты, прямое, Р.п, с отриц частица НЕ) 6) Кто всех добрее, кто всем хорош, у тех друзей и не сочтешь (кого?-всех, друзей, прямое, Р.п) | работают в группе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Оценивание | На этом уроке учеников ,правильно ответивших на вопросы оцениваю жетоном на которых написаны слова- похвала «Молодец!», «Умник!» или «Умница» . А в конце урока подсчитывается количество набранных жетонов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Физминутка | Вот мы руки развели, | Выполняют движения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Цифровой диктант Слайд: 11 Слайд: 12 | Задание: Сопоставьте виды обстоятельства с подходящими предложениями.
Ответы:
| работают в парах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Составление Синквейна Слайд: 13 | Учащимся трех групп предлагаю написать синквейн о языке. В конце урока обучающимся, предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). Язык Завораживающий, необычайный. Вьется, разгорается и пляшет. Языки пламени... Очень красивое явление! русский язык древнерусский современный говорят пишут разговаривают один из крупнейших языков мира русистика Русский язык. Распространённый, сложный. Обучает, тренирует, развивает. Не каждый может его выучить. Россия. | составляют Синквейн | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.Оценивание | На этом уроке учеников ,правильно ответивших на вопросы оцениваю жетоном на которых написаны слова- похвала «Молодец!», «Умник!» или «Умница» . А в конце урока подсчитывается количество набранных жетонов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV.Стадия Рефлексии | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Подведение итогов урока | Учитель: ребята, наш урок подходит к концу, давайте выясним, что нам удалось с вами сделать. | Подводят итоги урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Дом задание Слайд: 14 | Домашнее задание: написать мини-сочинение «Мама – самый близкий и родной человек» употребляя в своих сочинениях второстипенные члены предложения. | Записывают Д\з. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Формативное и суммативное оценивание Игра «Браво!» Слайд: 15 | Посчитывается количество жетонов и с помощью критериев оценивания выставляются оценки за урок. Цель: сплочение коллектива. (Поставьте стул в центр класса и попросите всех плотно окружить его со всех сторон.) Дети, в чей адрес раздаются аплодисменты, получают точно такое же наслаждение от игры, как и те, кто им рукоплещет. В результате в классе после окончания урока создается атмосфера взаимного принятия и хорошего настроения. | Активные ученик занимают место на сцене , остальные учащиеся хлопают в ладоши, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Рефлексия поезд Слайд: 16 | На доске вывешиваю поезд, раздаю майлики, и прошу учеников написать на них рефлексию нашего урока. | пишут рефлексию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Слово учителя | Учитель: Дорогие ребята. Вы большие молодцы! Я желаю вам и в дальнейшем с удовольствием постигать тайны и богатства русского языка. Больше читайте! Узнавайте. Это не только обогатит ваш словарный запас, но и разовьёт орфографическую зоркость. Не забывайте народную мудрость: «Кто много читает, тот много знает» Учите русский - годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда - в нём самом. | слушают учителя, и прощаются с ним. |