12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яранцева Татьяна Ивановна52
Россия, Марий Эл респ., пгт.Суслонгер

Конспект интегрированного урока

по географии и русскому языку

Авторы:

Яранцева Татьяна Ивановна, учитель географии и биологии,

Бакшаева Ирина Валерьевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Суслонгерская средняя общеобразовательная школа», Звениговский район Республика Марий Эл

Тема: « «Вулкан» – имя существительное»

Класс: 6 класс

Программа: География

Русский язык : Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы : пособие для учителей обще образоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. —12-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011.

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Вид урока: интегрированный урок-совершенствование

Цель:

создать условия для усвоения знаний о вулкане и повторении знаний по теме «Имя существительное» посредством работы с текстами различных типов и стилей.

Задачи:

Обучающая: продолжить формирование знаний о процессах, происходящих в литосфере и повторить изученные в 5 классе сведения по теме «Имя существительное».

Развивающая: развивать навыки продуктивного чтения, умения перерабатывать текст, структурировать, анализировать морфологические особенности частей речи.

Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру и художественному слову посредством текстов различных типов.

Цели как деятельность учеников:

 Метапредметные:

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (схема, таблица); пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), индивидуально работать со словарями и справочниками, готовить высказывание по тексту.

М/к:  находить общее решение в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждение.

Предметные: анализировать текст, определять морфологические признаки существительных, анализировать процессы, происходящие в литосфере.



Оборудование: 

конспект урока(для учителя);

проектор, компьютер, презентация к уроку ;

учебник географии : 

раздаточные материалы для работы с текстом, таблицы для заполнения;

листы самооценивания и взаимооценивания




Ход урока

Этап самоопределения(1 минута)

УР. На минуту перенесемся из нашего класса в маленькую островную страну Японию. Назовите причину, по которой во многих японских семьях имеется тревожный чемоданчик (там часты землетрясения, поэтому нужно быть к ним готовыми).

УГ. Думаю, что таким быстрым и умным шестиклассникам на сегодняшнем уроке будет легко справиться со всеми предложенными заданиями. У нас сегодня маленькое нововведение: за ответы вы будете получать жетоны и в конце урока или в начале следующего получите оценки по русскому языку и географии, в зависимости от их количества

Актуализация знаний и фиксирование затруднений(10 минут)

УР.На этом этапе работаем в парах, получая задание по обоим предметам:

1.Задание лингвистическо-географическое: восстановление текста (на слайд, распечатки). Во время проверки проводится параллельно опрос по рус языку- орфографическая разминка.

Наука о з..млетр..сениях2 называется ____________________, а прибор, регистрирующий колебания земной коры, - ______________________. Силу з..млетр..сения учёные - __________________ оценивают по 12бальной шкале. Катастрофическими з..млетр..сениями называются з..млетр..сения в 10-11 баллов. От очага з..млетр..сения ра..пространяются ______________________ волны. Большинство з..млетр..сений пр..урочены к определенным районам нашей планеты. Такие районы называются _______________ поясами. На берегах Тихого океана распол..гается ____________________________ ___________________ пояс, в южной части Евразии - _____________ _________________ пояс.

Определяем тему, стиль, тип текста. Вставляем пропущенные буквы.

УГ. Задание географическое :составить три тонких и два толстых вопроса по теме «Землетрясения» (учебник географии, стр49-51.

Вопросы будут заданы взаимно во время блиц-опроса.5мин на подготовку- 5 минут на работу.

Постановка учебной задачи, целей урока(5 минут)

УР. На этом этапе работаем с художественным текстом, развиваем речь, повторяем тему «Морфологические признаки имени существительного»

УР. Ребята, перед нами текст. Прослушайте, подумайте, все ли с лова вам понятны? Этот текст поможет вам сформулировать тему сегодняшнего урока.

Анализ текста

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Александр Сергеевич Пушкин

1)Определить стиль (художественный)

2)Тип текста (повествование с элементами описания)

3) Что делает текст эмоциональным? (Лексика, образные средства)

4)Найдите примеры образных средств (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение)

5)Назовите имена существительные, встречающиеся в тексте.

6)Чем отличается существительное Везувий от остальных (собственное)

7) Какова идея (основная мысль текста)?(Извержение вулкана – это страшное бедствие для людей).

8)Как можно назвать стихотворение? ( «Вулкан», Везувий)

9)Что объединяет тему первого и второго текста?(землетрясения и вулканы – это стихийные бедствия)

УГ. Итак, тема сегодняшнего урока географии…. «Вулканы». К какой части речи относится слово вулкан? Таким образом, тема нашего урока звучит: «Вулкан – имя существительное».

Как вы думаете, что мы можем научиться на сегодняшнем уроке?

Цели: узнать, как и где возникают вулканы, как они устроены, повторить признаки имени существительного.

Внимание на экран: Ролик о вулканах(СЛАЙД)

УГ. Ребята, какие эмоции вы сейчас испытали? (страшно, ужасно)

Как вы думаете, может ли в нашем поселке внезапно начаться извержение вулкана? (ответы). Мы понимаем, что нам не хватает знаний о вулкане.(Слайд)

УР. А что такое вулкан?

УГ. ВУЛКА́Н -гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени может извергаться огонь, лава, пепел."Действующий в."

УР. Вулка́н -заимствование из латинского, где vulkanus — «огонь, пламя» первоначально было именем собственным и называло римского бога огня и кузнечного дела.

Реализация выбранного проекта

УГ. Начнем работать с текстом учебника (стр. 51-53 Т.П.Герасимова География 6). Посмотрим, как устроен вулкан.

Задание: Составить схему строения вулкана.

Результат: один работает у доски – чертит, озвучивает, учитель корректирует.

УГ. Как же образуются вулканы? Образование вулканов. Составляем кластер. (работа на доске, учитель задает опорные вопросы и строит кластер)

Части кластера: Ключевое слово – вулкан.

1. Где образуются вулканы? (на суше и на дне океана)

2. Виды земной коры? (Материковая и океаническая)

3. В результате чего образуются вулканы на суше и на дне? Разломы и прожигание).

Молодцы! Работаем дальше!

УГ. Перед вами следующий текст, просмотрите его и определите, какие виды вулканов существуют на Земле.(потухшие, действующие, уснувшие).

Заполним таблицу, чтобы выяснить основные места расположения вулканов на земном шаре. Какие графы могут быть в этой таблице?

Текст

На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры в разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы есть на всех материках, кроме Австралии. Это вулканы Ключевская Сопка (самый высокий действующий вулкан Евразии - 4750м ),Кракатау, Фудзияма, и др.

Есть вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют конусообразная форма горы и кратер на вершине. Это потухшие вулканы. К ним относятся влк. Эльбрус в горной системе Кавказ (5642 метра над уровнем моря) — самая высокая горная вершина России и Европы (при проведении границы Европы и Азии по Главному Кавказскому хребту или южнее),  влк. Килиманджаро в Африке.

Есть еще и уснувшие вулканы. Это те, которые извергались, считались потухшими, но они вновь начали извергаться. Даллол - это название спящего вулкана, а также расположенного рядом заброшенного селения в Эфиопии, в Африке. Вулкан Даллол и его окрестности известны как самое жаркое место на Земле, т.к. в период с 1960 по 1966 год здесь был установлен абсолютный рекорд среднегодовой температуры (+34 ºC). Здешние пейзажи выглядят инопланетными за счёт калийных солей, марганца, железа, которые вымываются на поверхность горячими источниками и окрашивают её практически во все цвета радуги.

Таблица1.

Название

материк

высота

вид

Ключевская Сопка

Евразия

4750м

действующий

Кракатау



действующий

Фудзияма



действующий

Эльбрус

Евразия

5642

потухший

Килиманджаро

Африка


потухший

Даллол

Африка


уснувший

















УГ. Посмотрите в таблицу и соотнесите её с картой! Где располагаются вулканы? (в сейсмических поясах на стыке плит). СЛАЙД КАРТА

Итак, мы поняли, что сейсмические области вулканов проходят по стыкам плит: Тихому океану, Евразии, Африке, Австралия располагается в центре плиты, поэтому там нет вулканической деятельности.

Вернемся к вопросу, заданному в начале урока: может ли в нашем посёлке начаться извержение вулкана? (нет, т.к.поселок не расположен на стыке литосферных плит).

УР. Ребята, а откуда берутся названия вулканов? (сообщения о происхождении слов» Килиманджаро, Везувий).

Килиманджаро Существительное, неодушевлённое, средний род, несклоняемое. Имя собственное, географическое название. Корень: - .Килиманджаро. На языке суахили 'Килима - вулкан, гора', а нджаро различными авторами переводится по-разному: 'божество холода; злой дух; бог' или 'белый, сверкающий'. Очевидно, все эти значения связаны с тем, что склоны массива примерно с 5 тыс. м покрыты вечными снегами и ледниками. Таким образом, названия 'гора божества холода' или белая (сверкающая) гора' вполне мотивированы.

Везувий - вулкан, Апеннинский п-ов; Италия.

Существительное неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, имя собственное, топоним.Корень: -Везувий-. Упоминается древнеримскими авторами как Vesuvius. По одной из версий из языка народа осков название объясняется как 'пар', но возможно его образование от наименования племени визубианы.

УР. Какой вулкан сделал известным всему миру художник Карл Брюллов? (Вулкан Везувий, в Италии, когда написал картину «Последний день Помпеи» )

СЛАЙД КАРТИНА

Текст про Помпею. Задание 2 пр-ия, пишем, находим существительные.

Дым из Везувия валил сильнее обычного, но жители города ни о чем не беспокоились. Внезапно наступила тьма. В небо вздымалось пламя и дым из кратера вулкана, и густой пепел падал на город. Город Помпея исчез с лица земли.

(По книге Гумилевской Марты Вадимировны. "Почему так бывает?")

Чтобы на позитиве завершить наш урок – поиграем.Если «да» - зеленая. Если нет – красная.

Этап рефлексии деятельности

Игра «Верю- не верю»

Верите ли вы, что…

Слово Килеманджаро несклоняемое существительное(да)

Самый высокий вулкан – Везувий (нет)

Слово «вулкан» - имя собственное (нет)

Вулканы могут образовываться на суше и в океане.(да)

Картину «Гибель Помпеи» написал художник Илья Репин(нет)

На суше вулканы образуются из-за разломов земной коры(да)

Город Помпея был уничтожен вулканом Везувий.(да)

В Австралии нет вулканов(да)

Лава – это застывшая магма(да)

10. Сегодня на уроке вам было интересно и комфортно(да)

УГ. Посчитайте свои жетончики ,отметьте их количество на листочках, в которых вы работали по восстановлению текста. Листочки передаем вперед.

Домашнее задание:

по географии) закончить таблицу, вписать еще три известных вулкана. Прочитать статью о гейзерах и горячих источниках. Составить вопросы по теме «Вулканы и гейзеры(3 толстых)»

(по русскому языку) Составить 5 предложений или связанный текст по картине К.Брюллова «Последний день Помпеи», найти имена существительные, подчеркнуть, как члены предложения, определить род, число, склонение, падеж.



























Приложения

Текст для работы с таблицей

На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры в разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы есть на всех материках, кроме Австралии. Это вулканы Ключевская Сопка (самый высокий действующий вулкан Евразии - 4750м), Кракатау, Фудзияма и многие другие.

Есть вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют конусообразная форма горы и кратер на вершине. Это потухшие вулканы. К ним относятся, к примеру, Эльбрус в горной системе Кавказ (5642 метра над уровнем моря) —самая высокая горная вершина России и Европы (при проведении границы Европы и Азии по Главному Кавказскому хребту или южнее),  влк. Килиманджаро в Африке.

Есть еще и уснувшие вулканы. Это те, которые извергались, считались потухшими, но вновь начали извергаться. Один из них Даллол - в Эфиопии, в Африке. Расположен в области Афар, находится в котловине Афар, на высоте 130 м ниже уровня моря. Вулкан Даллол и его окрестности известны как самое жаркое место на Земле, т.к. в период с 1960 по 1966 год здесь был установлен абсолютный рекорд среднегодовой температуры (+34 ºC). Здешние пейзажи выглядят инопланетными за счёт калийных солей, марганца, железа, которые вымываются на поверхность горячими источниками и окрашивают её практически во все цвета радуги.















Вулканы Земли

Название

материк

высота

вид



































































































Оценочный лист

Фамилия

Оценка

группы

самооценка



























Не забываем, что работа оценивается по 10-бальной шкале и адекватно:

не занижаем и не завышаем баллы!

Спасибо за работу, вы молодцы!

Анализ текста

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Александр Сергеевич Пушкин





























Наука о з..млетр..сениях2 называется ____________________, а прибор, регистрирующий колебания земной коры, - ______________________. Силу з..млетр..сения учёные - __________________ оценивают по 12бальной шкале. Катастрофическими з..млетр..сениями называются з..млетр..сения в 10-11 баллов. От очага з..млетр..сения ра..пространяются ______________________ волны. Большинство з..млетр..сений пр..урочены к определенным районам нашей планеты. Такие районы называются _______________ поясами. На берегах Тихого океана распол..гается ____________________________ ___________________ пояс, в южной части Евразии - _____________ _________________ пояс.

Определяем тему, стиль, тип текста. Вставляем пропущенные буквы.



12


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.