В.В. Маяковский о роли поэта и поэзии. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче…»

4
1
Материал опубликован 20 November 2021 в группе

В.В. Маяковский о роли поэта и поэзии. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче…»

Цель урока: раскрыть взгляды В. Маяковского на роль поэзии в жизни человека и общества, расширить представление учащихся о личности поэта и о его творчестве.

Класс – 7.

Оборудование: фотографии В.В. Маяковского, репродукции картин А. Дейнеки, С. Викторова А. Нюренберга, рисунки В.В. Маяковского, Д. Бурлюка, аудиозапись стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче…» в авторском исполнении.

Образовательные технологии: технология критического мышления, технология интегрированного обучения (литература, изобразительное искусство).

Ход урока:

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Стадия вызова. Актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учащимися собственных целей обучения.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали знакомство с творчеством В.В. Маяковского. Что вы узнали о поэте? Что удивило, заинтересовало? (Приём «Составление списка известной информации»).

Какие цели вы ставите для себя на уроке? (Приём «Незаконченное предложение»). Закончите предложение: «Сегодня на уроке я хочу…».

Сегодня продолжим разговор о Владимире Маяковском. Я уверена, что вы откроете новые грани его личности и творчества.

3. Осмысление содержания. Получение новой информации.

В русской поэзии нет поэта, который бы не задумывался о назначении творчества, о роли поэзии в жизни людей, о своем вкладе в литературу. Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов… Каждый поэт по-своему раскрывает эту «вечную» тему в литературе. Сегодня на уроке мы попытаемся понять, как подходит к этой теме В.В. Маяковский, в чём видит поэт своё назначение.

t1637354796aa.jpg

Владимир Маяковский жил и работал в сложное, бурное время. Поэт стоял у истоков создания нового искусства. Несмотря на всю неоднозначность политических событий того времени, можно сказать, что этот поэт служил своей стране.

Рассказ учителя или сообщение подготовленного ученика о работе В.В. Маяковского в «Окнах РОСТА».

С октября 1919 года Маяковский работал над «Окнами РОСТА» – агитплакатами на самые актуальные темы. РОСТА – Российское Объединённое Советское Телеграфное Агентство. Маяковский проявил себя как организатор, так и как мастер слова и талантливый, своеобразный художник.

Демонстрируются репродукции картин А. Дейнеки, С. Викторова, А. Нюренберга «В.В. Маяковский в РОСТА»:

Ежедневно, ознакомившись с новостями, он намечал темы для «Окон», писал тексты и распределял их между художниками, которые делали к ним рисунки. Очень выразительны и рисунки самого Маяковского. Это были яркие, многорисуночные плакаты. Размещали их в витринах (окнах) пустовавших магазинов.

Как вспоминал Маяковский, он «сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей к ним». «Работали в огромной неотопленной мастерской. Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову, ложась спать, полено вместо подушки с тем расчётом, что на полене особенно не расспишься и, поспав ровно столько, сколько необходимо, вскочишь и работать снова», - писал поэт.

Демонстрируются плакаты В. В. Маяковского:

t1637354796ae.jpgt1637354796af.jpgt1637354796ag.jpg

Тогда Маяковский жил на подмосковной даче в Пушкино, откуда ему приходилось ежедневно ездить в Москву, на работу в РОСТА.

Летом 1920 года на даче, среди «дней и ночей РОСТА», было написано стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче…»

Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче …» (Приём «Чтение с остановками»).

1. Маяковский назвал это стихотворение «Фантазия - факт». Как вы считаете, что в этом стихотворении «фантазия», а что «факт»?

Уже в названии стихотворения мы видим переплетение этих двух составляющих: «факт» - указано реальное место - Пушкино, 27 вёрст по Ярославской железной дороге - дачная местность, где жил поэт; приметы этой местности - дача была расположена на так называемой Акуловой горе, поэт каждый вечер мог наблюдать заход солнца; указана фамилия владельца дачи - Румянцев; автор упоминает о своей перегруженности работой в РОСТА, «фантазия» (фантастический сюжет). Маяковский нарочно упоминает житейские подробности, чтобы читателю верилось в необычайность происходящего.

t1637354796ah.jpg

Дача Румянцева

Владимир Маяковский, читая это стихотворение, произносил начало его названия в ещё более пространной форме: «Необычайнейшее, невероятнейшее приключение…» Это задорное, шутливо-фантастическое стихотворение, и в то же время оно имеет серьёзный смысл.

2. Какими словами начинается это стихотворение? Какой приём, с какой целью использует автор?

«В сто сорок солнц закат пылал» – гипербола. Поэт подчёркивает громадность происходящего.

3. Какие два значения слова «заходить» обыгрывает поэт?

«Заходить» - опуститься за край горизонта («чем так без дела заходить…»); «зашло бы» - употреблено в прямом значении - прийти («ко мне на чай зашло бы»). Рассказывали, что Владимир Маяковский шутя говорил: «Заходит, заходит, а зашло бы ко мне».

4. Давайте проследим, как развиваются отношения между поэтом и солнцем.

1) Как обращается поэт к солнцу?

«Дармоед», «златолобо» (авторский неологизм). Дерзкий вызов «дармоеду», «занеженному в облаках», вызов человека, который, не зная «ни зим, ни лет», сидит и рисует плакаты, то есть делает черновую тяжёлую работу.

2) Солнце принимает приглашение, приходит в гости к поэту, ведёт с ним беседу. Прочитайте строчки, в которых Маяковский рисует портрет солнца.

«Раскинув луч-шаги шагает солнце в поле», «уже в саду его глаза», «валилась солнца масса», «заговорило басом», «златолобо», «вставало солнце ало»

3) Что такое неологизм? В стихотворении много авторских неологизмов, назовите их.

Авторские неологизмы – это новые слова, созданные автором.

«Горбил», «ало», «златолобо», «ясь», «взорим, вспоём», «тупая сонница», «день трезвонится», «до дней последних донца».

4) Как отреагировал поэт на приход солнца?

Сначала он испугался («Что я наделал! Я погиб!», «Хочу испуг не показать - и ретируюсь задом», «Чёрт дёрнул дерзости мои орать ему, - сконфужен, я сел на уголок скамьи, боюсь - не вышло б хуже!»).

5) А как ведёт себя солнце?

Солнц принимает невежливую разговорную манеру поэта: «Чаи гони, гони, поэт, варенье».

6) «Но странная из солнца ясь струилась». Неологизм «ясь» знаменует разрешение обстановки. Поэт жалуется на свою загруженность работой, солнце успокаивает его: «Ладно, не горюй, смотри на вещи просто!», приводит в пример свой собственный непрекращающийся труд:

А мне, ты думаешь,

Светить

легко?

Поди, попробуй! –

А вот идёшь -

взялось идти,

идёшь - и светишь в оба!

7) Какой фразеологизм подвергся авторской обработке? Какие ещё фразеологизмы использовал Маяковский? Какова их роль в тексте?

Фразеологизмы: «смотреть в оба», «сколько лет, сколько зим», «никаких гвоздей». Они придают беседе поэта с солнцем непринуждённость.

              Рисунок В. Маяковского                 Д. Бурлюк. Встреча В. Маяковского с солнцем.   


8) Рассмотрите иллюстрации. Так ли вы себе представляли встречу поэта с солнцем? Какая из иллюстраций вам кажется наиболее удачной?


Объясните смысл слов:

Ты да я,

нас, товарищ, двое!

Пойдём, поэт,

взорим, вспоём

у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить своё,

А ты - своё,

стихами.

Приходит взаимопонимание. Выясняется их общая суть, общая задача. Работа поэта (уже не плакаты - стихи) становится источником света. Избрав этот путь, поэт не может изменить самому себе, сойти с него, как солнце не может не всходить и не светить ежедневно:

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить –

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

и солнца!

​​​​​​​
Рисунок В. Маяковского «Человек, шагающий вослед заходящему солнцу», 1930 г.

«Светить - и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца!» – эти строчки можно отнести ко всему творчеству В.В. Маяковского.

Давайте послушаем голос поэта.

Звучит запись стихотворения «Необычайное приключение» в исполнении В.В. Маяковского.

Прочитайте строчки из других произведений В.В. Маяковского, в которых поэт размышляет о роли поэзии. Как они раскрывают его взгляды? Приложение 1.

В.В. Маяковский как истинный художник в своих произведениях заявляет о подлинном назначении поэта, о настоящем искусстве. Он подчёркивает, что творчество, создание стихов - это тяжкий труд. Бескорыстное служение людям, равнодушие к почестям и славе — вот отличительные черты Маяковского-поэта. Это даёт ему уверенность в том, что его «стих трудом громаду лет прорвёт и явится весомо, грубо, зримо…».

Пророчество поэта сбылось. Стихи В.В. Маяковского живут, ибо каждая его поэтическая строчка искренна. Он писал только о том, во что верил, к чему стремился, был искренним и честным с самим собой и с людьми.

4. Рефлексия. Приём «Незаконченное предложение».

Закончите предложение: «Сегодня на уроке я …».

5. Домашнее задание. Сделать иллюстрацию к стихотворению В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче…».


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии