Вводный урок обществознания в 6 классе «Духовные ценности российского народа»

2
0
Материал опубликован 5 March 2017 в группе

 

Открытый урок по обществознанию на тему:

«Духовные ценности российского народа»


 


 


 


 

Подготовила и провела: Назаева М. Л.

учитель обществознания

МБОУ «СОШ с. Беркат – Юрт

Грозненского муниципального района» ЧР


 


 


 


 


 

Грозный - 2016 год

Урок обществознания в 6 классе

Тема урока: «Духовные ценности российского народа»

Цели урока:

Образовательная: обобщить знания учащихся по данной теме; определить значение духовных ценностей для развития человека.

Развивающая: формировать умения излагать свою точку зрения с аргументацией, развивать творческие способности;

Воспитательная: формирование осознанного нравственного поведения; формирование культуры общения, толерантность, как основа межнациональных отношений.

Тип урока: изучение нового материала (этический практикум).

Использованные технологии: исследовательская, информационная, личностно – ориентированная, педагогика сотрудничества.

Оборудование: 1) учебник под редакцией А. И. Кравченко, Е. А. Певцова «Обществознание 6 класс»; 2) мультимедийная презентация; 3) раздаточный материал – пословицы разных народов «о добре и зле», контур человека на листе формата А4, цветные ручки и карандаши, лепестки ромашки большого формата, магниты.

Время: 40 минут, включая самоанализ.


 

Ход урока:

Организационный момент.

Приветствие (создание благоприятного эмоционального фона).

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на эти весенние солнечные лучи, которые прокрадываются к нам сквозь деревья, высокие крыши домов, лишь для того, чтобы подарить нам тепло!!!

- Давайте улыбнемся им в ответ и начнем наш урок с теплых пожеланий друг другу!

Проверка готовности к уроку.

Формирование мотива и цели урока.

- Понятие добра и зла, чести и справедливости волновали людей во все времена. Великие мудрецы искали ответы на вопросы: каким должен быть человек, каких жизненных правил ему следует придерживаться, как мир относится к человеку?

Притча «Мир – большое зеркало»

Однажды ученик спросил дервиша:
- Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?
- Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, - сказал Учитель.

«Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, - настолько точно они отражали предметы. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: «Кто ты?» - и услышишь в ответ с разных сторон: «Кто ты? Кто ты? Кто ты?»

Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине – целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы – и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами.

Утром слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными изображениями».

- Теперь ты видишь, - закончил учитель, - мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир – это большое зеркало.

- Значит, благодаря людям это зеркало отражает добро, любовь, взаимопомощь, участие, честность, справедливость, ответственность. – задумался ученик.

- Мир именно таков, каким мы его делаем! – ответил Учитель»

Вопросы к классу: - Как вы поняли смысл этой притчи? Какое отношение она имеет к теме нашего урока? Предположите, о чем мы сегодня будем говорить? На какие важные вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы детей)

-Молодцы! Давайте об этом помнить. Ведь очень многое зависит от человека в его отношениях с другими людьми и окружающим миром!

3. Изучение нового материала.

Общечеловеческие ценности.

- Ребята, на ваших столах есть листочки. Напишите на них то, что вам больше всего дорого на этом свете. Это может быть название вещи, имя человека, качество человека, животные все, что угодно. То, без чего вы не представляете свою жизнь.

- Написали?

- А если бы вас сейчас попросили кинуть бумажку на пол, пройтись по ней грязной обувью, сделать из нее комочек, или еще хуже – порвать…

- Вы смогли бы это сделать?

- Что бы вы почувствовали? И почему? (Потому что мы этим дорожим, для нас все это свято)

- Двумя словами, как бы вы назвали все то, что вы сейчас перечислили? (Духовные ценности)

- Как и у каждого из нас у всего народа, в совокупности, есть свои ценности. Российская Федерация – многонациональная страна, в которой проживают представители более 180 народов, исповедующих разные религии и говорящих на свыше 230 языках. Значит есть у российского народа духовные ценности разных категорий – общечеловеческие, те, что приняты мировым сообществом, и исторически унаследованные, отражающие национальный характер народа. В связи с этим мы не можем не поговорить о толерантности.

Проект «Очеловечить человечка»

- Ребята, на ваших столах находятся контур человека из бумаги и цветные карандаши. Работая в группах, ваша задача состоит в том, чтобы не просто дать имя и одеть человечка, но и наделить его определенными человеческими ценностями, наделить его душой. И самое главное – помните, какой бы нации не был ваш человечек, прежде всего он россиянин.

(В течение пяти минут каждая группа представляет свою работу)

- Итак, ваши человечки абсолютно разные. Они относятся к разным национальностям, как мы видим по именам. (Мухаммад, Никита, Джон) Несмотря на это, все они наделены добрыми, хорошими качествами, они умеют дружить, помогать друг другу, сопереживать, делиться счастьем, любить. В этом и заключается главная ценность российского народа – дружить нациями. Толерантность – вот фундамент нашей великой державы!

(Дети делятся друг с другом своими впечатлениями)

- Молодцы!!! Давайте чуть-чуть отдохнем!

Физкультминутка (Сопровождается мультимедийной презентацией «Мишка косолапый»)

Первичное закрепление.

- Ребята, согласитесь, не достаточно знать о толерантности, о духовных ценностях… Ими надо дорожить! В богатой русской литературе есть большое количество пословиц и поговорок о самых важных ценностях нашей жизни. Давайте вспомним о них. Приведите примеры…

(Дети приводят примеры пословиц и поговорок о дружбе, любви, верности Родине и т.д.)

- Работая в парах, вам надо определить и рассказать о какой важной для человека ценности жизни говорится в предложенной вам пословице.

(У каждой пары учеников лежит карточка с пословицей. Далее дети по очереди, организуя совместную работу с напарником, рассказывают о пословице, которая им попалась.)

- О какой жизненно важной ценности говориться в ваших пословицах? - Достаточно ли человеку для жизни обладать материальными благами - Почему? - Без чего наша жизнь теряет смысл? – Вы славно поработали, молодцы! – Давайте поблагодарим друг друга, ведь это тоже одно из важнейших качеств, характеризующих нас, как людей, чтящих ценности жизни!

5. Подведение итогов. Рефлексия.

(Продолжая работу в парах)

- Ромашка – цветок нашего детства. А что мы знаем о ромашке? Какие ромашки растут в нашем саду?

- Давайте поможем ромашке распустить свои прекрасные лепестки в нашем классе. Как мы ее назовем? (Дети предлагают варианты, опираясь на тему урока) Молодцы!

- А теперь нам надо собрать ромашку! На лепестках нарисуйте или напишите о той ценности российского народа, с которой вы познакомились на сегодняшнем уроке. (Закончив работу, дети с помощью магнитов собирают лепестки ромашки на доске)

6. Оценивание.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.