Вводный урок по обществознанию в 5 классе
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: «Вводный урок».
Цели: вызвать интерес к изучению новой учебной дисциплины; дать представление о специфике курса «Обществознание»; ознакомить со справочно-методическим аппаратом учебника.
Задачи:
· познакомить с новыми терминами;
· создать условия для проявления личной активности и самовыражения;
· продолжить формирование умений обобщать, делать выводы, применять теоретические знания на практике
Планируемые результаты:
· предметные: понимание понятий «общество», «обществознание»; осознание степени важности изучения предмета;
· метапредметные: развитие навыков сотрудничества с одноклассниками; умение ориентироваться в тексте учебника;
· личностные: формирование готовности к саморазвитию; формирование умения оценки себя и товарищей.
Оборудование: доска, проектор, презентация, учебник, раздаточный материал для рефлексии[1].
Современные педагогические технологии:
· информационно-коммуникационная;
· здоровьесберегающая;
· личностно-ориентированная;
· технология реализации межпредметных связей в учебном процессе;
· технология, построенная на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
I. Организационный этап.
II. Мотивационно-целевой этап.
III. Физминутка.
IV. Изучение нового материала.
V. Подведение итогов урока, рефлексия.
VI. Домашнее задание.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. |
Приветствие учащихся, знакомство с ними. - Здравствуйте ребята! Меня зовут (ФИО), и я ваш учитель обществознания. Я очень рад(а), что сегодня вы познакомитесь с новым предметом! Для начала проведем перекличку, поднимайте руку, когда услышите свое имя. Настрой на продуктивную работу Чтобы лучше познакомиться, сыграем в игру «Верно-неверно». Я произношу утверждения про вас, если они верные, вы встаете с места, а если нет – отрицательно покачайте головой. Пример: (Ты – мальчик. Ты – девочка. Ты проснулся в хорошем настроении. Ты любишь читать. Ты любишь футбол. Ты любишь мороженое. Ты хочешь получить сегодня пятерку за урок). - Вы все такие разные, но у вас много общего. И как много желающих получить пятерки! Желаю всем успехов! |
Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на продуктивную работу. |
II. |
Ребята, посмотрите на обложки ваших учебников. Что там написано? |
Обществознание |
- А что же означает это слово? - Откроем тетради, запишем на полях дату урока, а с красной строки тему. Как бы мы ее назвали бы? (Слайд 1) (учитель пишет на доске). |
Название нового предмета. Делают записи в тетради. |
|
- Давайте подумаем, что мы будем изучать на уроках обществознания. |
Высказывают свои предположения (правильное – изучать общество). |
|
- Обществознание состоит из двух слов, назовите их. - Объясните значение слова «знание». (Слайд 2) |
Общество и знание. Высказывают свои предположения. |
|
- «Знание» - знакомый для вас термин. Предлагаю составить план нашего урока. Первый вопрос, на который мы должны ответить – что такое общество? (Слайд 4). Пропустите три строчки. Напишите в тетрадях с красной строки цифру один. |
Записывают в тетради первый вопрос плана. |
|
А что такое общество?
|
Высказывают свои предположения. Возникает дискуссия. |
|
Многие из вас озвучили правильные предположения. И нам нужно попробовать составить определение. Лучший помощник для нас – ваш учебник. Давайте познакомимся с ним. - Вернемся к плану урока и запишем второй вопрос – знакомство с учебником (учитель пишет на доске, слайд 4). - Его авторы – выдающиеся ученые. Давайте откроем стр. 3. Что мы видим перед собой? Из чего оно состоит? |
Оглавление. Главы, параграфы, практикумы. Вопросы для итогового повторения. Словарь. Делают записи в тетради. |
|
(Слайд 3) В тексте параграфов можно встретить рубрики «Жил на свете человек» - о выдающихся людях, «Путешествие в прошлое» - исторические справки, «Картинная галерея» содержит репродукции произведений искусства, рубрика «Обсудим вместе» содержит вопросы по спорным темам и т.д. Так же в тексте есть специальные значки и многое другое, о чем вы прочитаете дома самостоятельно. |
Рассматривают учебник. |
|
Мы не можем прочитать все параграфы на уроке, чтобы найти значение термина «общество». А чем учебник нам может быстро помочь? |
Словарем. Находят нужное слово, зачитывают определение. Записывают в тетради определение из словаря. |
|
Из кого состоит общество? |
Люди. |
|
III. |
Проведем физминутку. Попрошу вас встать. Я буду называть различные категории живых существ. Если вы услышите такую категорию, которая является частью общества, сделайте хлопок над головой. Если категория не относится к обществу, потопайте ногами. Присаживайтесь. Думаю, вы точно запомнили, что только люди составляют общество. |
Выполняют упражнение. |
IV. |
И мы все с вами часть общества. И у меня возник вопрос, а нужны ли нам знания об обществе? Зачем изучать обществознание? (Записать третий вопрос на доске) (слайд 4). |
Высказывают предположения.
Записывают в тетради третий вопрос. |
|
Ребята, так выглядит план нашего урока. (Слайд 4). Два вопроса мы с вами уже разобрали, ответ на 3 мы найдем в учебнике на стр. 5. |
Читают по очереди вслух. |
V. |
Раздать листочки с таблицей-лесенкой «Знаю-Понимаю-Умею». Предложить ребятам заполнить. (Слайд) |
Заполняют. |
VI. |
Стр. 5—9 в учебнике. Визуально (не читая) найти в тексте параграфа рубрики и условные обозначения (первый ряд п.1, второй ряд п. 2, третий – п. 3). |
Записывают в дневники. |
Приложение 1.
|
|
Умею… |
|
Понимаю… |
|
||
Знаю… |
|
|
|
|
|
|
|
Умею… |
|
Понимаю… |
|
||
Знаю… |
|
|
|
|
|
|
|
Умею… |
|
Понимаю… |
|
||
Знаю… |
|
|
|
|
|
|
|
Умею… |
|
Понимаю… |
|
||
Знаю… |
|
|
|
|
|
||
|
|
Умею… |
|
Понимаю… |
|
||
Знаю… |
|
|
|
|
|
Максюкова Елизавета Сергеевна