12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Евсеева Оксана Николаевна101
Россия, Воронежская обл., село Шишовка

Водный урок «Что изучает физика» в 7 классе

Цели урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса. Определить место физики, как науки.

Научить различать физические явления и тела.

Познакомить с методами изучения физики.

Воспитательные:

Показать значение познания мира через мышление.

Формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.

Развивающие:

Развивать внимание и любознательность.

Развивать представление о применении человеком физических знаний в быту и технике.

Структура урока:

Организационный этап (1 мин).

Мотивационный этап (8 мин).

Изучение нового материала (25 мин).

Закрепление изученного материала (10 мин).

Домашнее задание (1 мин).

Ход урока:

Организационный этап

Прежде, чем отправиться в увлекательное путешествие в мир физики, давайте определимся с учебниками и тетрадями:

1. Учебники

2. Тетради: 1) рабочая тетрадь по физике;

2) 2 тонкие тетради: для лабораторных работ по физике;

для контрольных работ по физике.

Сборник задач по физике Лукашик В.И., Иванова Е.В. 7- 9 классы.

2. Мотивационный этап

Итак, начнём наше путешествие в мир физики с вопроса «Что изучает физика?»

Пишем сегодняшнее число и тему урока.

Что изучает физика? – спросите вы. Я отвечу: «Физика – это всё, что нас окружает!!!...»

Обернитесь вокруг: вы видите парты, столы, стулья, шкафы, окна, за окном синее небо, летают птицы, дует ветер… Это всё физика.

В течение всей своей жизни, начиная с самого начала, мы с вами постоянно познаём окружающий нас мир начиная с младенческого возраста, мы усваиваем огромное количество информации об окружающем мире, на что редко обращаем внимание. С детства мы с вами знаем что такое «горячо», что такое «холодно», что такое «мягкое» и что такое «жёсткое» или «твердое». Мы с Вами знаем, что чистое небо – синее, трава – зелёная, клубника – красная и т. д. иными словами мы знаем много характеристик окружающего нас пространства, или окружающей нас природы. Ведь земля, вода, воздух, растения, животные, люди, и все предметы вокруг нас – это всё природа. И именно природу, её законы и изучает физика.

Изучение нового материала

Сейчас посмотрим с вами фильм.

3.1. Просмотр обучающего фильма «Что изучает физика»

http://uchiuroki.ru/teenager/mytask/chto_izuchaet_fizika/

Классификация физических явлений:

1. К первой группе явлений относят явления, связанные с движением либо взаимодействием тел. Такие явления называются механическими явлениями.

Примеры: движение машин, течение воды в реках, движение воздушных масс (ветер) и т.д.

2. Ко второй группе явлений относят явления, связанные с электрическим током. Такие явления называются электрическими явлениями.

Примеры: потребление электроэнергии электроприборами, молния и т.д.

3. К третьей группе явлений относят явления, связанные с магнитными свойствами тел. Такие явления называются магнитными явлениями.

Примеры: взаимодействие магнитов, магнитные бури и т.д.

4. К четвёртой группе явлений относят явления, связанные со светом. Такие явления называются оптическими, или световыми явлениями.

Примеры: радуга, закат, цвет и т.д.

5. К пятой группе явлений относят явления, которые связаны с теплом. Такие явления называются тепловыми явлениями.

Примеры: тепло от Солнца, узоры на окне в мороз и т.д.

6. К шестой группе явлений относят явления, которые связаны со звуком. Такие явления называются акустическими, или звуковыми явлениями.

Примеры: эхо, голос, тембр голоса, звуки природы, гром и т.д.

Все эти явления изучаются в физике.

Для чего? Зачем изучать такое огромное число явлений?

На доске вывесить карточки в процессе рассказа

ЯВЛЕНИЯ

 

 

механические

звуковые

 

тепловые

электрические

 

 

световые

магнитные

 

 

Основной задачей физики является изучение физических явлений, описание их особенностей и вывод общих законов.

Закон в физике – это совсем тоже самое, что закон в Конституции. Закон в физике – это некоторое доказанное утверждение, которое выявляет общие закономерности протекания физического явления в природе.

Так на примере свободного падения стального шарика, можно установить законы падения для других тел разной формы и массы. (Опыт Галилео Галилея) А затем использовать эти законы в своей жизни: в строительстве, в военном деле, в мореплавании, и даже в цирке…

3.2 Физические термины

Любая наука использует свои специальные слова – научные термины. Так, физик, говоря о движении тел (машин, самолётов, мяча, планеты), обычно не считается с тем, что именно движется, т.к. для изучения механического движения это не существенно во многих задачах. Поэтому в этих случаях говорят о физическом теле, понимая под этим любой предмет.

Запишем определение

(вывести определения на экран для самых медлительных учеников):

Физическое тело – это каждое из окружающих нас тел.

Приведём примеры физических тел: мяч стол, ракета, карандаш, Земля, и т.д.

Все объекты и физические тела являются материей. Всё что нас окружает материально. Вода, воздух, звёзды – любые физические тела материальны. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Таким образом, запишем определение:

Материя – всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.

Материя в нашем мире существует в виде вещества и поля.

Вещество – это материал из которого состоят физические тела.

Мы его можем потрогать, увидеть. Очень важно уметь отличать вещества от физических тел и тем более от физических явлений.

Так, гвоздь – физическое тело, железо – вещество;
стол - физическое тело, дерево – вещество;

капля воды - физическое тело, вода – вещество.

Другой вид материи – поле – существует не зависимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить при помощи органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какое – нибудь физическое тело. Например, существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, и благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с неё, не смотря на то, что она вращается со скоростью 30 км/сек, но измерить мы его не можем, пока… А вот электромагнитное поле человек не только может ощущать по последствиям его воздействия, но и измерять.

Наши мысли и сны нельзя считать материальными, т.к.- это продукт нашего сознания.

3.3. Методы исследования физического явления

Давайте подумаем о том, как можно изучать физику? Откуда появляются у человека знания?

-Что я держу в руках? (апельсин).

-Как вы узнали что это апельсин?

-что мы делаем сейчас? (смотрим на апельсин, наблюдаем за ним: он оранжевого цвета, пористый)

-Но этого мало, чтобы иметь чёткое представление о нём. Мы его можем очисть от кожуры – почувствуем запах апельсина, попробуем на вкус. Можем выжать сок из него, можем сварить компот и т.д., т.е. мы начинаем проводить опыты над ним или эксперимент.

(Показывать портреты учёных ученикам)

Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого, собственно, и начиналась физика. Философы и учёные Древней Греции в основном вели наблюдения.

Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.

Но в одно прекрасное время древнегреческий учёный Архимед, воскликнув «Эврика!», провёл опыт, разоблачив тем самым мошенничество с царской короной. (Легенда об Архимеде)

В средние века учёные (Галилео Галилей, Эванджелиста Торричелли, Блез Паскаль и др.) начали массово ставить опыты для постижения истины.

Ведь наблюдения недостаточно, чтобы познать природу вещей. Очень часто наблюдения открывают только «явную» сторону происходящих явлений. Вспомните, многие наблюдения убеждают человека в том, что Земля плоская.

Или нам интересно, какое тело упадёт быстрее: то которое тяжелее, или то, которое легче.

Для этого мы бросаем два этих тела и наблюдаем результат. На основании этого опыта мы можем сказать, что тело, которое тяжелее падает быстрее. Но мы не можем ответить на вопросы «Почему оно падает быстрее?» ; «Что будет, если оба тела незначительно отличаются по массе?»

И поэтому, чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперименты (опыты).

Опыты проводятся учёным по заранее продуманному плану с определённой целью.

Во время опытов проводятся измерения с помощью специальных приборов физических величин. Примерами физических величин являются: расстояние, объём, скорость, температура.

По прошествую эксперимента выводят физический закон.

Просмотр обучающего фильма «Как замерзает мыльный пузырь»

http://www.mgl.ru/classical-school/lessonsforuniversitycollegeentrants/soap_bubble_is_freezing.html

Закрепление изученного материала

Задачник Лукашик №1, 4, 5.

Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Да)

Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженного, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Нет)

Домашнее задание

Выписать в «физический словарь» понятия:

1. Что такое «физика»?

2. Что такое «физические явления»?

3. Что такое «физическое тело»?

4. Что такое «вещество»?

5. Что такое «материя»?

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.