Вводный урок по основам исследовательской деятельности
Конспект занятия по дисциплине "Основы исследовательской работы" (ОИР) для 5 класса
Тема: Введение в проектную деятельность
Цель урока:
Ознакомить учащихся с основами проектной и исследовательской деятельности.
Развить интерес к проведению собственных исследований и созданию проектов.
Помочь учащимся понять, как выбрать тему для будущих исследований и проектов.
Продолжительность: 40 минут
Оборудование и материалы:
Компьютер и проектор.
Презентация PowerPoint.
Листы бумаги, ручки, цветные маркеры.
Ход урока:
1. Организационный момент (5 минут)
Цели и задачи урока:
Поздороваться с учащимися, создать позитивную атмосферу.
Объяснить цели урока и важность проектной деятельности.
Слова учителя: "Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас особенный урок. Мы начнем изучение предмета 'Основы исследовательской работы' и погрузимся в увлекательный мир проектной деятельности. Наш урок будет посвящен тому, как начать работать над своими проектами и исследованиями. Мы узнаем, что такое проектная деятельность, какие бывают проекты и как выбрать тему для своего исследования."
2. Введение в проектную деятельность (10 минут)
Слова учителя: "Проектная деятельность — это способ создать что-то новое и полезное, решая конкретную задачу. Это могут быть исследования, которые мы проводим, чтобы узнать что-то новое, или проекты, которые помогают нам изменить что-то в окружающем мире. Проекты бывают разные: научные, художественные, социальные и даже экологические. Важно понимать, что проектная деятельность помогает развивать наши навыки и приносить пользу обществу."
3. Примеры успешных проектов (10 минут)
Слова учителя: "Давайте посмотрим на несколько примеров успешных проектов. Например, один проект может быть посвящен защите окружающей среды, где дети разрабатывают план по очистке местного парка. Другой проект может быть связан с созданием школьного радиопередачи, где вы будете делиться новостями и интересными фактами. Эти проекты показывают, как можно использовать свои идеи для достижения реальных результатов."
Примеры проектов:
1. Проект по защите окружающей среды
Цель: Очистка местного парка от мусора и создание информационного стенда о важности охраны природы.
Результаты: Дети организовали акцию по уборке парка, собрали и утилизировали большое количество мусора. Они также разработали и установили информационные плакаты, которые рассказывают о том, как важно заботиться об окружающей среде. Этот проект улучшил внешний вид парка и повысил осведомленность местных жителей о проблемах экологии.
2. Проект по созданию школьного радио
Цель: Создание радиопередачи, где ученики могут делиться новостями школы, обсуждать интересные темы и проводить интервью с преподавателями и учениками.
Результаты: Команда учащихся запустила школьное радио, которое выходило в эфир раз в неделю. В передаче звучали новости школы, интервью с интересными людьми, а также обсуждение актуальных тем. Этот проект помог развить у детей навыки публичных выступлений и работы в команде, а также стал популярным среди учеников и учителей.
3. Проект по созданию школьного сада
Цель: Разработка и обустройство школьного сада, где будут выращиваться цветы и овощи.
Результаты: Учащиеся спроектировали и посадили растения в школьном дворе. Они разработали план по уходу за садом и регулярно его обслуживали. Сад стал не только красивым дополнением к школе, но и учебной площадкой для изучения ботаники и экологии. Дети научились ухаживать за растениями и наблюдать их рост.
4. Проект по разработке школьного блога
Цель: Создание и ведение блога о жизни школы, где учащиеся могут публиковать статьи, фотографии и видео о школьных событиях.
Результаты: Команда создала и запустила школьный блог, который активно обновляется и привлекает внимание учеников и родителей. На блоге публикуются новости школы, а также интересные статьи и фотографии о различных мероприятиях. Этот проект улучшил коммуникацию внутри школьного сообщества и стал платформой для выражения творческих идей учащихся.
"Эти примеры показывают, как можно использовать свои идеи для достижения реальных результатов. Каждый проект не только решает конкретную задачу, но и помогает развивать важные навыки, такие как работа в команде, планирование и креативность. Теперь подумайте, какой проект вам был бы интересен, и как вы могли бы реализовать его в своей школе."
4. Основные этапы выполнения проекта (10 минут)
Этапы работы над проектом:
Выбор темы.
Планирование.
Сбор информации.
Выполнение.
Презентация результатов.
Слова учителя: "Каждый проект состоит из нескольких этапов. Сначала нужно выбрать тему, которая вам интересна и актуальна. Затем вы разрабатываете план, чтобы понять, как будете работать. Следующим шагом является сбор информации и данных, которые понадобятся для выполнения проекта. После этого вы приступаете к созданию и проверке результатов. И, наконец, вы представляете свой проект другим людям."
5. Как выбрать тему для проекта (5 минут)
Выбор темы:
Советы по выбору интересной и актуальной темы.
Значение правильного выбора темы.
Слова учителя: "Выбор темы — это один из самых важных этапов проекта. Подумайте о том, что вас увлекает, какие вопросы вы хотите изучить. Выберите тему, которая будет интересна вам и будет актуальна для окружающих. Хорошо выбранная тема поможет вам быть более мотивированными и успешными в работе над проектом."
6. Практическая работа: разработка идеи для проекта (10 минут)
Работа над идеями:
Учащиеся работают в группах или индивидуально над созданием идей для проектов.
Обсуждение возможных тем и их значимости.
Слова учителя: "Теперь давайте попробуем разработать свои идеи для проектов. Подумайте о том, что вы хотите изучить или создать. Работайте в группах или по отдельности, и через несколько минут мы обсудим ваши идеи."
7. Итог урока (5 минут)
Подведение итогов:
Обсуждение результатов практической работы.
Поддержка и поощрение идей учащихся.
Слова учителя: "Сегодня мы узнали много нового о проектной деятельности. Вы увидели, как можно выбирать темы для проектов и какие этапы нужно пройти, чтобы успешно завершить проект. Я надеюсь, что вы будете увлечены теми идеями, которые вы разработали, и с нетерпением жду, чтобы увидеть ваши проекты в будущем. На следующем уроке мы будем работать над планированием ваших проектов."