12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Думанян Светлана Викторовна33

Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую статью

«Как повысить интерес детей к чтению?»






Формирование читательских интересов учащихся через творческое взаимодействие школы с учреждениями культуры города

Статья учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя школа №3» г. Котельнича

Кировской области

Думанян Светланы Викторовны.

















Котельнич.

2019г.



«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», - писал В.А.Сухомлинский. Чтение, книга, литература – триединство, к нему ученики систематически обращаются в школе с первого по одиннадцатый классы, а значит, влияние литературы на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Литература помогает юному человеку познать мир и жизнь, сформировать представление о нравственных ценностях, развивает творческие и интеллектуальные возможности, то есть способствует воспитанию многогранной личности, адаптированной к жизни в быстро меняющемся мире, что является одной из важнейших задач образования.

Однако практикующие учителя, методисты, многие родители не могут не отмечать потери интереса к чтению у подростков и снижения их читательской культуры, которые ещё более понижаются с переходом учащихся в старшие классы.

В связи с этим чрезвычайно значимой становится идея формирования читательских интересов учащихся. Ее реализация предполагает целенаправленное использование учителем объективных и субъективных возможностей обучения, направленных на развитие мыслительной и творческой деятельности школьников.

Формирование читательских интересов учащихся в процессе преподавания литературы будет эффективным при условии проведения постоянного мониторинга для определения круга и мотивов чтения подростков; использования современных образовательных технологий на уроках литературы и внеклассного чтения, в ходе подготовки к внеклассным мероприятиям; продуманного отбора рекомендательных списков произведений современной литературы для самостоятельного чтения с учетом изменившихся ценностных ориентиров школьников. И, как показывает многолетний опыт работы, эффективность усилий учителя литературы существенно возрастает, если есть возможность наладить тесное творческое взаимодействие школы с местными учреждениями культуры.

Нам, учителям литературы и учащимся средней школы №3 Котельнича, повезло: в нашем небольшом городе с 25-тысячным населением действует целая сеть учреждений культуры, которые всегда готовы к активному творческому сотрудничеству с образовательными учреждениями. Это городские библиотеки (детская им. А.С.Пушкина, центральная им. Л.Рахманова и Дом семейного чтения), котельничские краеведческий и палеонтологический музеи и музей истории крестьянства, Вятский региональный центр культуры, Дом культуры, и, наконец, всегда готовы к встречам с детьми сотрудники станции туристов и редакции местной газеты «Котельничский вестник».

Журналисты и работники типографии неизменно охотно принимают у себя в гостях учеников школы, знакомя их с процессом создания газеты. Но особый интерес у детей вызывают беседы с редактором, членом Союза писателей России Анатолием Вылегжаниным, чьи книги «Алый парус на синей волне» и «Путь дальний к морю Белому» после подобных бесед мы затем обсуждаем на уроках внеклассного чтения.

По материалам книги А.Д.Вылегжанина «Алый парус на синей волне» мы с ребятами разработали внеклассное мероприятие «Красавица наша серебряная река», оно получило высокую оценку самого автора. А книгу «Путь дальний к морю Белому» мы использовали при разработке сценария интерактивного представления об Алексеевской ярмарке.

Анатолий Дмитриевич неизменно охотно откликается на наши просьбы встретиться с ним в редакции газеты, где собраны все когда–либо издававшиеся книги писателя. О работе над ними, об их героях, о сюжетах автор живо и интересно рассказывает юным гостям. Личность туриста-водника, прошедшего с друзьям под алыми парусами от истока до устья нашей родной реки, а также не раз путешествовавшего по другим рекам страны, привлекает подростков целеустремлённостью, любовью к приключениям, путешествиям, к родному краю. Следом за этим возникает и интерес к книгам, в которых рассказывается об этих увлекательных и значимых сплавах, желание прочесть о том, что видел и слышал писатель. А ещё «Алый парус на синей волне» заставляет вспомнить и перечитать знаменитую феерию А.Грина «Алые паруса», послужившую толчком к путешествию по Вятке под алыми парусами.

Кроме того, Анатолий Дмитриевич – сам частый гость наших ребят, он приходит в школу со своими фильмами и книгами, пропагандируя любовь к родине и литературе.

Такие встречи, без сомнения, формируют интерес подростков к чтению хорошей краеведческой книги.



\Способствуют формированию читательских интересов и конкурсы, организуемые Домом культуры.

Здесь ежегодно проводится муниципальный этап Всероссийского конкурса чтецов «Моя любовь – моя Россия». Готовясь к этому мероприятию, подростки выбирают для чтения стихи и прозу о Родине и родном крае. Ребята хорошо сознают, что они должны подобрать не просто понравившиеся, а высокохудожественные произведения с глубоким смыслом, поэтому, опираясь на советы учителя или близких, перечитывают немало книг, посвящённых этой тематике. Рекомендую детям стихи наших земляков А.Гребнева, М.Чебышевой, Н.Жуковой и др., а также российских поэтов М.Исаковского, Е.Евтушенко, Д.Самойлова, и др. Кроме того, ежегодно в рамках конкурса объявляется отдельная номинация, посвящённая юбилейным датам русских писателей-классиков – А.П.Чехова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого и др. Это является прекрасным поводом познакомиться с ещё не прочитанными произведениями известных авторов или по-новому осмыслить уже прочитанное. Без сомнения, такие произведения прививают художественный вкус, воспитывают не только любовь к Родине, но и к литературе.

Надолго запомнился ребятам «Парад литературных героев», в котором приняли участие старшеклассники и студенты города. Выбирая героев для воплощения на сцене, мы сознавали, что они должны быть узнаваемы, любимы, ярки, значимы. А поскольку многие литературные персонажи соответствуют подобным характеристикам, ребятам пришлось читать и перечитывать русскую классику, по-новому оценивать давно знакомые книги. Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» после долгих репетиций, интерпретаций, победы в конкурсе стала одним из любимых произведений ребят.

Вятский региональный центр русской культуры, действующий в нашем городе, ведёт работу по сохранению, возрождению и популяризации национальных праздников, обрядов, фольклора, особенностей быта, здесь созданы благоприятные условия для реализации творческих интересов взрослых и детей. Для учеников же нашей школы центр – это прежде всего место встречи с постоянным гостем - известным российским поэтом Анатолием Гребневым, уроженцем Котельничского района. Многие из наших ребят после таких встреч, во время которых автор беседует с читателями, декламирует свои сочинения, с большим интересом знакомятся со стихами поэта, не случайно выбирают их для конкурсного чтения, для исполнения на школьных, городских и областных мероприятиях. Среди самых любимых - поэмы «Голос матери», «Бессмертник», стихи о Котельниче.

На протяжении многих лет мы активно сотрудничаем с местным краеведческим музеем. Наши ребята выступают в роли актёров перед посетителями музейных экспозиций с театрализованным представлением об Алексеевской ярмарке, включённом в рассказ экскурсовода. Дважды за последние несколько лет учащиеся нашей школы готовили спектакль по сценарию, написанному мною, в котором были использованы материалы книг наших земляков А.Д.Вылегжанина «Путь дальний морю Белому», Л.Рахманова «Люди –народ интересный», А.Мосеева «Сказка о могучем богатыре Иване», а также фольклорные произведения о ярмарке – загадки, частушки, пословицы, былички. Ребята провели более 10 выступлений перед гостями города в дни традиционной весенней Алексеевской ярмарки. Но главное – их интерес к книгам, в которых рассказывается о прошлом родного города и о людях – их предках.

Два года назад наши десятиклассники дали 17 представлений литературно-музыкальной композиции «Колокола памяти», посвящённой нашим землякам-узникам фашистских концлагерей. Сценарии обоих выступлений были написаны с опорой на воспоминания котельничан, прошедшим через ад фашистского плена и произведение нашего земляка Андрея Вятского « Дважды без вины». Подготовка к выступлениям в музее подтолкнула ребят к прочтению замечательного художественно-публицистического произведения, способствовала формированию интереса подростков к краеведческой литературе.

В прошлом учебном году наши восьмиклассники несколько раз выступили перед посетителями музея – школьниками и взрослыми – с представлением по книге А.Д.Вылегжанина «Алый парус на синей волне», которое мы назвали «Красавица наша серебряная река» и посвятили экологическим проблемам Вятки. Это представление стало ярким фоном к встрече с автором книги, который высоко его оценил и заинтересовал ребят другими своими произведениями о путешествиях и природе.

Тематические экскурсии по залам, посвящённым Великой Отечественной войне, зачастую становятся толчком для знакомства с военной прозой и поэзией на уроках литературы. Например, музейное занятие «Идут девчата по войне» о девушках-котельничанках, участницах войны, помогает эмоциональнее и точнее воспринять содержание повести Б.Васильева «А зори здесь тихие». Методист музея Соболева Л.А. строит занятия таким образом, чтобы школьники принимали в них живое участие: предлагает выразительно прочесть стихи О. Берггольц, К. Симонова, А.Твардовского, инсценировать отрывки из повестей Б.Васильева и В.Быкова, что, без сомнения, способствует развитию интереса школьников к произведениям о войне.

Неизменно интересно проходят в музее встречи с ветеранами войны в Афганистане в День героя. Эти встречи становятся толчком к чтению книг о том трагическом времени и судьбах наших солдат и офицеров, ставших жертвами афганских событий, например, автобиографической повести А.Иванова «Вход в плен бесплатный».

Детско-юношеская библиотека им. А. С. Пушкина г. Котельнича – центр сбережения детства, учреждение, формирующее духовные ценности, сознание и интеллект подрастающего поколения. На базе этой библиотеки кроме целого ряда встреч, презентаций, литературно-музыкальных вечеров, акций проводился районный этап конкурса чтецов «Живая классика», конкурс по чтению вслух «Магия чтения», в которых мы принимаем активное участие. Совместно с сотрудниками библиотеки ребята готовят и проводят интересные мероприятия, например, вечера для детей «Библиосумерки» в рамках Всероссийской акции «Библионочь». Всё это повод поделиться со сверстниками впечатлениями о прочитанных вне школьной программы книгах, возможность узнать о новых произведениях, которые захочется прочитать.

Центральная библиотека им. Л.Н.Рахманова – общепризнанный центр литературной жизни города Котельнича, где проводятся встречи с писателями, презентации и премьеры новых книг - расположена в шаговой доступности от нашей школы. Библиотека хорошо известна в городе как место творческих встреч с интересными людьми, проведения концертов и литературно-музыкальных вечеров. И наши ученики не только частые гости на этих мероприятиях, но и постоянные их участники. Сотрудники библиотеки – соратники учителей литературы в деле формирования читательских интересов школьников, поэтому в начале каждого учебного года мы согласовываем планы совместной работы по пропаганде книги, воспитанию любви к литературе, повышению читательской культуры подростков.

В читальном зале библиотеки проходят уроки внеклассного чтения, которые помогают проводить сотрудники учреждения: «Кто сказал, что не бывает песен на войне…» (Фронтовая песня), «Детство, опалённое войной» (По творчеству А.Гребнева), «Сердце, полное света» (По творчеству П.Маракулина) и другие.

В 2009 г. в библиотеке открыта Рахмановская гостиная – уникальное культурное пространство, связанное с литературным наследием и исторической памятью писателя, драматурга и сценариста, первого Почетного гражданина города Котельнича Леонида Николаевича Рахманова. В этой гостиной наши ученики частые гости, потому что здесь проходят внеклассные мероприятия, посвящённые знакомству с жизнью и творчеством известного земляка, во время которых ребята читают наизусть главы из книги, рассказывающей о вятском детстве юного Леонида Рахманова «Люди – народ интересный».

Интерес к краеведческой литературе и творчеству местных писателей формируется и во время встреч учащихся школы с представителями областной писательской организации. Ежегодные «писательские десанты», «высаживающиеся» в центральной городской библиотеке в рамках Дней вятской литературы, вызывают живой интерес у школьников, потому что наши ученики знают: им предстоит знакомство с необычными, творческими личностями, поэтому ребята заранее читают книги писателей-земляков, готовят вопросы. Так состоялись встречи учащихся третьей школы с Владимиром Ситниковым, Надеждой Перминовой, Натальей Панишевой, Натальей Русиновой и другими вятскими поэтами и писателями. Их книги, подаренные библиотеке и школе, пользуются популярностью у подростков.

Традиционными стали такие совместные формы работы школы и библиотеки, как литературные балы, посвящённые творчеству писателей-классиков – А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева. Готовясь к ним, ребята перечитывают знакомые по урокам литературы произведения и получают задание прочесть новые для них книги; инсценируют отрывки из поэм, повестей, романов; отрабатывают выразительное чтение наизусть и, конечно же, учатся танцевать вальс и мазурку. Во время мероприятия происходит обязательное знакомство с бальными традициями XIX века, проводятся литературные викторины и конкурсы, звучит живая классическая музыка и исполнение романсов. Такие вечера пользуются большой популярностью у старшеклассников нашей школы и стимулируют их интерес к чтению произведений классики, позволяя взглянуть на события, описанные в них, по-новому.

В прошлом учебном году наше сотрудничество с городской библиотекой им. Л.Рахманова вышло на новый уровень: проведена серия библиотечных часов в рамках реализации программы внеурочного курса в 5 классе «Краеведческая литература», которые проведены в краеведческом отделе центральной библиотеки. Это знакомство с фондами краеведческого отдела, фольклорный праздник «Вятские беседки», вечер памяти В.Маракова и монтаж по его книге «Крылатая попутчица», литературно-экологический час по творчеству Анатолия Устюгова, вводное занятие к урокам по книге Леонида Дьяконова «Олень – золотые рога»

Сотрудники библиотеки стали настоящими друзьями школы, мероприятия, проводимые в библиотеке, вдохновляют школьников на чтение новых книг и на творчество.

Подобное сотрудничество в состоянии в полной мере удовлетворить дополнительные образовательно-культурные потребности современных школьников. В условиях потери учащимися интереса к чтению, недостаточной оснащенности школьных библиотек текстами, дефицита времени творческое сотрудничество школы с учреждениями культуры – это значимое средство формирования читательских интересов, которое способствует повышению статуса чтения в подростковой аудитории, продвижению книги в детское сообщество, приобщению учащихся к знаниям через чтение.







Список использованных источников.

Методическая литература

Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности – М., 2004

Галицких Е.О. Чтение с увлечением: навигация в мире детской литературы – Киров, 2017

Изергина Н.П. Литературная Вятка. − Киров: Волго-Вятское книжное издательство, Кировское отделение, 1981.

Кошкаров А. П. Чтение для подростка: пособие для отцов. – М., Либерея-Бибинформ, 2010

Куприяновский П. В. Проблемы регионального изучения литературы. - Русская литература. – 1984. – №1.

Левин В.А. Между нами, взрослыми…: педагогические заметки писателя, как читать детям, как читать с детьми. – М., Октопус, 2009

Милонов Н. А. Литературное краеведение – М., Просвещение, 1975.

Сокольская Л.В. Материнское чтение. – М., Либерея-Бибинформ, 2007

Электронные ресурсы.

http:// www.abitu.ru/   rescarchen/

http://vk.com/vkotle

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2627

http://www.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml

http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project.html








Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.